Решение по делу № 2-5392/2017 от 10.08.2017

Дело № 2-5392/2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2017 года

    Балашихинский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Быстряковой О.А.,

    при секретаре судебного заседания Гириной К.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коновалова Александра Геннадьевича к Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Коновалова Александра Геннадьевича обратился в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что на основании договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена комната , общей площадью 19,7 кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МУП «Инвестиционно-строительный центр» с просьбой заключить с ним договор передачи жилого помещения в собственность, однако, получил отказ, в связи с тем, что дом, в котором находится комната, имеет статус муниципального общежития. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги он не имеет, ранее в приватизации не участвовал.

Истец Коновалова Александра Геннадьевича просит суд признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В судебное заседание истец Коновалова Александра Геннадьевича не явился, его представитель по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Администрация г.о. Балашиха Московской области своего представителя в судебное заседание не направила, о слушание дела извещалась.

С учетом мнения представителя истца, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся истца, ответчика, извещенных о слушание дела.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

К жилищным правоотношениям, возникшим после 01.03.2005 года, т.е. после введения в действия ЖК РФ, подлежат применению положения данного закона.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими признаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ необходимо наличие двух условий - малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 12.04.2011 года № 551-О-О следует, что реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О). Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

Судом установлено, что спорное жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Коновалова Александра Геннадьевича в качестве служебного, на основании договора № Т-5-11/16 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП г.о. Балашиха «Общежитие «Полисервис», именуемого «наймодатель» и Коновалова Александра Геннадьевича, именуемой «наниматель», согласно которого наймодатель обязуется предоставить нанимателю во временное пользование изолированное жилое помещение пригодное для проживания в нем за плату. По настоящему договору предоставляется следующие жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности: <адрес>, общей площадью 20,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем (л.д. 11-14). Аналогичный договор подписан ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9). Согласно справки директора МУП «Общежитие Полисервис» Лих Т.А. следует, что ордер на Коновалова Александра Геннадьевича, проживающего по адресу: <адрес> МУП «Общежитие Полисервис» не сохранился (л.д. 17).

В спорном жилом помещении зарегистрирован постоянно Коновалова Александра Геннадьевича, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 19-20, 40-41).

Коновалова Александра Геннадьевича осуществляет трудовую деятельность в должности главного инженера МУП «Общежитие Полисервис» с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени (л.д. 46-47).

Суду представлен кадастровый паспорт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 44-45), составленный филиалом ФБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.

Ранее истец Коновалова Александра Геннадьевича участия в приватизации не принимал (л.д. 38-39).

Согласно письма И.о. директора МУП «Инвестиционно-строительный центр» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> имеет статус муниципального общежития. На основании ст. 4 Закона РСФЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат (л.д. 48).

Возможность предоставления жилого помещения из состава государственного жилищного фонда, предусмотрена ст.49, 57 ЖК РФ. При этом решение соответствующего государственного органа о предоставления жилого помещение должно быть оформлено надлежащим образом.

Представителем истца признано, что каких-либо решений о предоставлении Коновалова Александра Геннадьевича, на основании договора социального найма спорного жилого помещения не принималось.

Сам по себе факт постоянной регистрации лица в спорном жилом помещении, на основании срочного жилищного договора, не может свидетельствовать о возникновении отношений социального найма, т.к. единственным основанием их возникновения, в силу ст.57 ЖК РФ, является заключенный договор социального найма, во исполнение надлежащего решения соответствующего государственного органа.

Согласно ч.1 и 2 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда – специализированным жилым помещениям, в том числе относятся и служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после его отнесения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев установленных федеральным законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного жилого фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.

По смыслу приведенных нормативно правовых актов, отнесение жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда и вывод из такового, является исключительной компетенцией соответствующего органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, то суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.

Так же в ходе судебного заседания установлено, что истец вселился в спорное жилое помещение как в служебное, истец выразил свое согласие на вселение именно в служебное жилое помещение. Таким образом, истец бесспорно был осведомлен о статусе предоставленного жилого помещения, однако каких-либо возражений по данному поводу не имел. Коновалова Александра Геннадьевича заключил договор найма жилого помещения в общежитии и добровольно вселился в служебное жилое помещение.

Суд рассматривает иск в пределах заявленных требований, иных требований истцом не предъявлялось.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые ссылается.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних.

В соответствии со ст.11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда один раз.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или нескольких из них, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних, приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В соответствии со ст.4 указанного закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Вышеназванная статья Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым не допускается приватизация жилых помещений.

Ранее истцы в приватизации не участвовали, иных жилых помещений в собственности не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии, доказательств обратного суду не представлено (л.д. 18-19).

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку жилое помещение не предоставлялось Коновалова Александра Геннадьевича по договору социальному найму, в порядке предусмотренном ЖК РСФСР либо ЖК РФ, каких-либо решений о предоставлении Коновалова Александра Геннадьевича, на основании договора социального найма спорного жилого помещения не принималось, требований оспаривающих решение о выделении служебного жилого помещения, либо заключенного договора найма комнаты в общежитии также не предъявлялось. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Спорное жилое помещение предоставлялось Коновалова Александра Геннадьевича, как работнику учреждения, находящегося в <адрес>. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 2, 4 ст. 49 ЖК РФ. Между тем решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Коновалова Александра Геннадьевича на условиях договора социального найма уполномоченным органом не принималось. Жилое помещение , <адрес> было предоставлено Коновалова Александра Геннадьевича в качестве служебного на период осуществления трудовой деятельности и в силу Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации.

Правовая позиция истца основана на неверной интерпретации действующего законодательства и не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Коновалова Александра Геннадьевича к Администрации г.о. <адрес> о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.

        Федеральный судья                        О.А.Быстрякова

2-5392/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалов А.И.
Ответчики
администрация городского округа Балашиха
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
10.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2017Передача материалов судье
14.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2017Подготовка дела (собеседование)
07.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее