УИД 24RS0002-01-2019-005532-14
2-4458 (2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Зеленко Ю.Е., с участием:
представителя процессуального истца помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Шаховской Т. В. к УСЗН администрации Ачинского района о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возобновлении предоставления мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор в интересах Шаховской Т.В. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации Ачинского района о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возобновлении предоставления мер социальной поддержки мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Шаховской Т.В. по факту незаконного прекращения мер социальной поддержки. В ходе проверки было установлено, что Шаховская Т.В. является <данные изъяты> УСЗН администрации Ачинского района ей назначены меры социальной поддержки. В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги предоставление назначенных как инвалиду мер социальной поддержки Шаховской Т.В. с 01.10.2018 прекращены. В соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительных причин ее образования). При этом, действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим, решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении Шаховской Т.В. является незаконным (л.д.2-3).
В судебном заседании представитель процессуального истца Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. исковые требования поддержала аналогичным основаниям.
Материальный истец Шаховская Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает (л.д.5,48).
Представитель ответчика УСЗН администрации Ачинского района в лице председателя ликвидационной комиссии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.32), в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, по исковым требованиям возражает, указав, что на оснований сведений, предоставленных Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО о наличии у Шаховской Т.В. задолженности на 01.10.2018 по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающий сумму оплаты услуг за два месяца в жилом помещении в д.Каменка, предоставление мер социальной поддержки с 01.10.2018 приостановлено, а с 01.11.2018 прекращено. Решение УСЗН администрации Ачинского района о приостановлении и прекращении мер социальной поддержки является законным и обоснованным, основания для возобновления мер социальной поддержки отсутствуют (л.д.23-28).
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в суд не явился, о рассмотрении дела извещен путем размещения информации на сайте суда в сети интернет (л.д. 47), поскольку ранее был надлежащим образом извещен о дате подготовки по делу (л.д.16,49),отзыв не представил.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная поддержка указанной категории граждан предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 13 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, которыми согласно ст. 1 Закона, признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Согласно п. «б» ст. 1 Закона Красноярского края № 13-2804 плата за жилое помещение включает в себя для собственников жилого помещения в многоквартирном доме:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанный исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством края;
оплата коммунальных услуг - плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плата за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Из буквального толкования вышеприведенных законов следует, что льгота по оплате за коммунальные услуги, предоставляется инвалиду, проживающему в жилом помещении независимо от вида жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Шаховская Т.В. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 8).
Шаховская Т.В. проживает и состоит на регистрационном учете с 24.08.2011 г. в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д.7).
08.11.2017 Шаховская Т.В. обратилась в УСЗН Ачинского района с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.6), и на основании протокола от 08.11.2017 ей назначены меры социальной поддержки на основании ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде субсидии на жилищную услугу, отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение в размере 50% (л.д.10).
В связи с задолженностью по оплате за ЖКУ за сентябрь 2018 года (л.д.34-35), с 01.10.2018 предоставление мер социальной поддержки Шаховской Т.В. было приостановлено (л.д.11), о чем Шаховская Т.В. была уведомлена (л.д.12), а с 01.11.2018 прекращено на основании протокола закрытия от 01.11.2018 (л.д.13).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения, законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Законом Красноярского края от 11.07.2019 N 7-2934, вступившим в силу с 11.08.2019 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» изложена в новой редакции, из нее исключено положение о том, что прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Положение Закона Красноярского края от 11.07.2019 N 7-2934, вступившего в силу с 11.08.2019 не предусматривают возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Из вышеуказанного следует, что к спорным правоотношениям применяется законодательство, действующее на момент принятия оспариваемого решения.
Таким образом, по состоянию на 01.10.2018, то есть дату принятии УСЗН администрации Ачинского района решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно – коммунальных услуг Шаховской Т.В. в силу действующих на тот период норм закона, правовых оснований не имелось. Данное обстоятельство не исключает в дальнейшем принятие ответчиком решения в соответствии с актуальными положениями Закона Красноярского края от 11.07.2019 N 7-2934.
Следовательно, наличие по адресу: <адрес> по состоянию на 01.10.2019 задолженности по оплате жилищных услуг не могло являться основанием для прекращения предоставления Шаховской Т.В. как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 01.10.2018 предоставления Шаховской Т.В. мер социальной поддержки по оплате за жилищно- коммунальные услуги, являются незаконным.
Постановлением администрации Ачинского района №628-п от 28.10.2019 утвержден план мероприятий по ликвидации УСЗН администрации Ачинского района в срок до 31.12.2019, создана ликвидационная комиссия, председателем которой назначен руководитель УСЗН администрации Ачинского района Максимов Д.И. (л.д.1718-20,21).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам; юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 4 статьи 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать УСЗН администрации Ачинского района в лице ликвидационной комиссии возобновить Шаховской Т.В. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», назначенных ему как лицу, являющемуся инвалидом с 01.10.2018.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение УСЗН администрации Ачинского района о прекращении с 01 октября 2018 года предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг <данные изъяты> Шаховской Т. В..
Обязать УСЗН администрации Ачинского района в лице ликвидационной комиссии возобновить с 01 октября 2018 года <данные изъяты> Шаховской Т. В. предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2019 года.
Судья Т.Н. Настенко