П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ярославль 15 декабря 2017 года
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Жданова Д.К.
при секретаре Балябиной О.Н.
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Фрунзенского района г.Ярославля Благова А.И.,
подсудимой Грачевой Е.Е.,
защитника – адвоката Шарай Н.Е., удостоверение НОМЕР, ордер НОМЕР,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Фрунзенского районного суда г.Ярославля уголовное дело в отношении
Грачевой Е.Е., <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Органом предварительного расследования Грачева Е.Е. обвиняется в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенном из иной личной заинтересованности и повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно обвинительному заключению, преступление совершено при следующих обстоятельствах.
Постановлением Главы Ярославского муниципального района № 3509 от 18 декабря 2008 года «О создании муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» ЯМР создано муниципальное учреждение «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (далее - МУ «МФЦР» ЯМР).
Распоряжением Главы Ярославского муниципального района № 37-ко от 20 мая 2011 года на ФИО1 в период с 25 мая 2011 года до 26 июня 2011 года возложены обязанности директора МУ «МФЦР» ЯМР.
Распоряжением Главы Ярославского муниципального района № 37 от 19 марта 2010 года МУ «МФЦР» ЯМР назначено заказчиком-застройщиком по объекту «Строительство средней общеобразовательной школы на 499 мест» Туношенского сельского поселения в с. Туношна Ярославского муниципального района.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 05 апреля 2010 года № 187-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области» на 2010-2014 годы» принята областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области» на 2010-2014 годы, в которую включено осуществление проекта «Строительство средней общеобразовательной школы в с. Туношна» Ярославского муниципального района Ярославской области за счет средств областного бюджета в виде субсидий на строительство объектов муниципальной собственности и средств бюджета Ярославского муниципального района.
В рамках реализации вышеуказанной областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области» на 2010-2014 годы между Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией Ярославского района 23 января 2012 года заключен договор № АИП-01-12, предметом которого является осуществление в 2012 году совместных действий по организации и финансированию объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 499 мест» Ярославского муниципального района Ярославской области.
В соответствии с условиями данного договора, объем финансирования объекта «Строительство средней общеобразовательной школы на 499 мест» Ярославского муниципального района Ярославской области на 2012 год составил 42 106 000 руб., в том числе средства областного бюджета в сумме 40000000 руб., средства местного бюджета в сумме 2 106 000 руб.
В соответствии с заключенным между Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией Ярославского района дополнительным соглашением № 1 к договору от 23.01.2012 № АИП-01-12 от 26.11.2012, объем финансирования по указанному договору на 2012 год составляет 86 058 000, 00 руб., при этом софинансирование мероприятий по программе «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области» на 2010-2014 годы за счет средств Администрации Ярославского муниципального района составляет 4 529 368 руб.
ФИО1, занимая должность исполняющего обязанности директора МУ «МФЦР» ЯМР, 30 мая 2011 года, находясь в здании МКУ «МФЦР» ЯМР по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т д. 11/12, заключил муниципальный контракт № 08-11с от 30 мая 2011 года с Обществом с ограниченной ответственностью «ЦентрИнвестСтрой» (далее - ООО «ЦентрИнвестСтрой»), в лице директора Бирюкова С.Ю., предметом которого является строительство средней общеобразовательной школы на 499 мест в с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области.
В соответствии с условиями муниципального контакта, подрядчик - ООО «ЦентрИнвестСтрой» - обязуется в срок до 30 июня 2013 года выполнить по заданию заказчика - МУ «МФЦР» ЯМР - комплекс работ по «строительству средней общеобразовательной школы на 499 мест» с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы. Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту «строительство средней общеобразовательной школы на 499 мест» с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области собственными силами и в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и техническим заданием. Подрядчик обязуется выполнить исполнительно-техническую документацию в полном объеме, согласно ГОСТ, СНиП, и предъявить заказчику к моменту завершения строительно-монтажных работ по объекту.
Стоимость работ по контракту составляет 179 498 542 рублей с учетом НДС и не подлежит индексации в связи с изменением масштаба цен; подрядчик принимает на себя и оплачивает все риски, связанные с удорожанием стоимости строительных материалов и стоимости проведенных строительно-монтажных работ; заказчик обязать осуществлять технический надзор и контроль за выполнением подрядчиком работ, их ходом и качеством, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов.
В нарушение условий вышеуказанного муниципального контракта между ООО «ЦентрИнвестСтрой» в лице генерального директора ФИО2, ООО «Северпромстрой» в лице директора ФИО3 19 апреля 2012 года заключен договор подряда НОМЕР от 19.04.2012.
В соответствии с условиями данного договора, генеральный подрядчик – ООО «ЦентрИнвестСтрой» - поручает подрядчику - ООО «Северпромстрой» в срок до 30 июня 2013 года выполнить по заданию генерального подрядчика комплекс работ «под ключ» по строительству общеобразовательной школы на 499 учащихся в с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области в соответствии с техническим заданием, а генеральный подрядчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Подрядчик обязуется выполнить комплекс работ «под ключ» по строительству общеобразовательной школы на 499 учащихся в с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области собственными силами и в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и техническим заданием. Подрядчик обязуется предоставить исполнительно-техническую документацию по каждым отдельно выполненным работам на объекте в полном объеме, согласно ГОСТ, СНиП, и предъявить генеральному подрядчику к моменту завершения строительно-монтажных работ.
Стоимость работ по контракту составляет 172 623 160 руб. 87 коп., в том числе НДС 26 332 346 руб. 57 коп., и не подлежит индексации в связи с изменением масштаба цен.
Постановлением Главы Ярославского муниципального района № 3213 от 15 июня 2011 года путем изменения типа муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района создано муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района (далее - МКУ «МФЦР» ЯМР), которое является правопреемником муниципального учреждения «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района.
Приказом директора МКУ «МФЦР» ЯМР № 16-к от 09 июля 2012 года Грачева Е.Е. назначена с 09 июля 2012 года на должность заместителя директора по жилищно-коммунальному хозяйству МКУ «МФЦР» ЯМР.
В соответствии с п. 1.5 должностной инструкции заместителя директора по жилищно-коммунальному хозяйству МКУ «МФЦР» ЯМР, утвержденной 01 апреля 2010 года директором МУ «МФЦР» ЯМР ФИО4, заместитель директора по жилищно-коммунальному хозяйству в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Ярославской области; постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими и другими руководящими и нормативными документами вышестоящих государственных, муниципальных и иных органов, касающихся деятельности учреждения; приказами и распоряжениями директора МУ «МФЦР» ЯМР; уставом учреждения, настоящей должностной инструкцией.
В соответствии с п. 3.2 должностной инструкции заместителя директора по жилищно-коммунальному хозяйству МКУ «МФЦР» ЯМР, заместитель директора по жилищно-коммунальному хозяйству имеет право подписывать от имени МУ «МФЦР» ЯМР запросы, ответы на обращения граждан, расчеты, сметы, акты выполненных работ, счета на оплату.
В соответствии с п. 4 должностной инструкции заместителя директора по жилищно-коммунальному хозяйству МКУ «МФЦР» ЯМР, заместитель директора по жилищно-коммунальному хозяйству несет ответственность за необеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных функциональных обязанностей; правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ; причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством РФ; нарушение правил внутреннего распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Распоряжением Главы Ярославского муниципального района № 105-л/с от 13.05.2013 с 13.05.2013 года на Грачеву Е.Е. возложено исполнение обязанностей директора МКУ «МФЦР» ЯМР.
В соответствии с п. 1.5 Устава МКУ «МФЦР» ЯМР (далее - Устава), данное казенное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов районного бюджета; штампы; бланки; фирменную символику.
В соответствии с п. 2.2 Устава, предметом деятельности МКУ «МФЦР» ЯМР является выполнение работ (оказание услуг, исполнение муниципальных функций) в целях обеспечения реализации полномочий Администрации Ярославского муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 2.3 Устава, основной целью деятельности МКУ «МФЦР» ЯМР, является оказание содействия в деятельности органов местного самоуправления Ярославского муниципального района по решению вопросов местного значения Ярославского муниципального района и оказание услуг физическим и юридическим лицам на территории Ярославского муниципального района.
В соответствии с п. 3.1 Устава, МКУ «МФЦР» ЯМР учитывает и контролирует расходование сметного лимита; контролирует и согласовывает сумму к оплате за выполненные работы согласно подписанным документам, а также окончательные расчеты по законченным контрактам; осуществляет оплату выполненных работ.
В соответствии с п. 3.2 Устава, МКУ «МФЦР» ЯМР на основании постановления Главы ЯМР осуществляет функции заказчика-застройщика по строительству муниципальных объектов, реконструкции объектов капитального строительства и разработке проектно-сметной документации для муниципальных нужд; выполняет функции технического надзора при строительстве объектов; осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, а также обеспечивает осуществление проектными организациями авторского надзора.
В соответствии с разделом 6 Устава, единоличным исполнительным органом МКУ «МФЦР» ЯМР является его директор, который осуществляет свою деятельность на основании заключенного с Администрацией Ярославского муниципального района срочного трудового договора. К компетенции директора отнесены вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения.
Директор учреждения действует без доверенности от имени учреждения, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, распоряжается имуществом казенного учреждения, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, является распорядителем финансов, имеет право первой подписи, организует бухгалтерский учет и отчетность, контроль финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством, определяет потребность, приобретает и распределяет выделенные материальные ресурсы.
Директор учреждения несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
Таким образом, в период с 13 мая 2013 года по 12 июля 2013 года, в соответствии с положениями Устава МКУ «МФЦР» ЯМР, Грачева Е.Е. являлась должностным лицом - лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении.
В один из дней в период с 13 мая 2013 года до 17 мая 2013 года, в точно не установленное следствием время, Грачева Е.Е., исполняя обязанности директора МКУ «МФЦР» ЯМР, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, осознавая, что она является должностным лицом, используя предоставленные ей служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в нарушение ст. 12 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года, Закона Ярославской области от 27 июня 2007 года № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области», раздела 6 Устава МКУ «МФЦР» ЯМР, находясь в здании МКУ «МФЦР» ЯМР по адресу: г.Ярославль, Московский пр-т д. 11/12, получив устное указание от главы администрации Ярославского муниципального района ФИО5 в мае 2013 года частично освоить средства областного бюджета, выделенные на строительство общеобразовательной школы на 499 мест в с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области в 2013 году, имея иную личную заинтересованность, действуя из карьеристских интересов, стремясь исполнить указание вышестоящего руководства и тем самым избежать привлечения к дисциплинарной ответственности, прикрывая просчеты в своей служебной деятельности и искусственно завышая её показатели, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, незаконно и необоснованно распорядилась средствами областного и местного бюджета в сумме не менее 2 511 580,44 рублей, подписав справку № 9 унифицированной формы № КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат от 14.05.2013 г. на сумму 3 118 680,58 рублей, акт о приемке выполненных работ № 4-6 унифицированной формы № КС-2 от 14.05.2013 г. на сумму 2 532 580,63 рублей, акт о приемке выполненных работ № 1-14 унифицированной формы № КС-2 от 14.05.2013 г. на сумму 732 250,18 рублей, при этом она достоверно знала от подчиненного ей по службе начальника отдела строительства и ремонта МУ «МФЦР» ЯМР ФИО6 о том, что работы, указанные в вышеперечисленных актах, на сумму не менее 2 511 580,44 руб. подрядчиком ООО «Северпромстрой» не выполнены.
Указанные документы впоследствии направлены Грачевой Е.Е. в Управление финансов Администрации Ярославского муниципального района для осуществления перечислений бюджетных денежных средств на расчетный счет ООО «Северпромстрой».
На основании вышеуказанных исполнительных документов, согласованных и подписанных исполняющей обязанности директора МКУ «МФЦР» ЯМР Грачёвой Е.Е., на расчетный счет ООО «Северпромстрой» были перечислены денежные средства в общей сумме 3 118 680,58 рублей, из которых не менее 2 511 580,44 рублей были перечислены незаконно и необоснованно, без фактического исполнения работ на указанную сумму.
После проведенных подрядчиком ООО «Северпромстрой» в 2012 и 2013 годах работ по строительству общеобразовательной школы на 499 мест в с. Туношна Ярославского муниципального района Ярославской области, весь комплекс работ, перечисленных в вышеуказанных исполнительных документах, подрядчиком ООО «Северпромстрой» не произведен, строительство школы в 2013 году было приостановлено в связи с отсутствием бюджетных денежных средств до 07.12.2016.
В результате умышленных преступных действий Грачевой Е.Е. наступили общественно-опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в Ярославском муниципальном районе, которым гарантировано в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации право на образование, предусматривающее общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения бюджету Ярославского муниципального района значительного материального ущерба в сумме не менее 125 579,022 рублей, то есть в размере 5% от 2 511 580,44 рублей и бюджету Ярославской области значительного материального ущерба в сумме не менее 2 386 001,418 рублей, то есть в размере 95 % от 2 511 580,44 рублей, путем их незаконного расходования, а также подрыва авторитета органов местного самоуправления в глазах общественности, в связи с игнорированием и пренебрежением исполняющей обязанности директора МКУ «МФЦР» ЯМР Грачевой Е.Е., обязанной соблюдать закон и обеспечивать его соблюдение нормами законодательства, попиранием Грачевой Е.Е. доверием государства, которое предоставило ей возможность работать на указанной должности и иметь соответствующие должностные полномочия, что в свою очередь приводит граждан Российской Федерации к мнению об органах местного самоуправления как о бюрократизированных и преступных, неспособных защищать их права и законные интересы структурах.
Действия Грачевой квалифицированы органом предварительного следствия по ч. 1 ст. 285 УК РФ, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, и это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В судебном заседании стороной защиты поставлен вопрос о прекращении уголовного дела в отношении Грачевой вследствие акта об амнистии.
Судом подсудимой Грачевой разъяснены основания и правовые последствия прекращения уголовного дела вследствие акта об амнистии, ее право возражать против прекращения уголовного дела по данному основанию.
Подсудимая Грачева пояснила, что согласна на прекращение в отношении нее уголовного дела вследствие акта об амнистии.
Государственный обвинитель полагал возможным прекратить уголовное дело в отношении Грачевой вследствие акта об амнистии, так как для этого имеются предусмотренные законом основания.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает возможным прекратить уголовное дело по обвинению Грачевой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, вследствие акта об амнистии по следующим основаниям.
Постановлением ГД ФС РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в пп. 1 п. 6 предписано прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.
В пп. 9 п. 1 указанного Постановления указаны мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет.
Согласно пп. 9 п. 7 Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», под действие подпункта 9 пункта 1 Постановления об амнистии подпадают мужчины, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии исполнилось 55 лет, и женщины, которым на день вступления в силу Постановления об амнистии исполнилось 50 лет.
Грачева, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обвиняется в совершении в период с 13.05.2013 до 17.05.2013 умышленного преступления средней тяжести. 09.06.2014 ей исполнилось 50 лет, ранее она не судима.
При указанных обстоятельствах в соответствии с пп. 1 п. 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от 24.04.2015 уголовное дело в отношении Грачевой подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ. Обстоятельств, предусмотренных п. 13 указанного Постановления, препятствующих применению акта об амнистии в отношении подсудимой, не установлено.
Судьбу признанных по уголовному делу вещественных доказательств следует разрешить в соответствии с положениями ст. 81 УПК РФ, гражданский иск прокурора Фрунзенского района г. Ярославля к Грачевой Е.Е. о взыскании в доход бюджета Ярославской области денежной суммы в размере 2386001 руб. 42 коп., о взыскании в доход бюджета Ярославского муниципального района Ярославской области денежной суммы в размере 125579 руб. 02 коп. необходимо оставить без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 84 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, ст.ст. 254, 256 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Уголовное дело в отношении Грачевой Е.Е., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, прекратить вследствие акта об амнистии, объявленного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015.
Признанные по делу в качестве вещественных доказательств: <данные изъяты>.
Гражданский иск прокурора Фрунзенского района г. Ярославля к Грачевой Е.Е. о взыскании в доход бюджета Ярославской области денежной суммы в размере 2386001 руб. 42 коп., о взыскании в доход бюджета Ярославского муниципального района Ярославской области денежной суммы в размере 125579 руб. 02 коп. оставить без рассмотрения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Д.К. Жданов