Дело № 2-94/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2020 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Ткаченко И.А., при секретаре Бутакове А.В., без участия сторон, рассмотрев дело по исковому заявлению командира войсковой части № к бывшему военнослужащему данной части <данные изъяты> запаса Орлу М.В. о привлечении его к материальной ответственности,
установил:
ВрИО командира войсковой части № <данные изъяты> Жерихов обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором просит привлечь бывшего военнослужащего Орла к полной материальной ответственности и взыскать с него денежные средства за выданное в пользование вещевое имущество в размере 5.811 рублей 86 копеек в пользу филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «1 финансово-экономическая служба» (далее – 1 ФЭС).
В обоснование исковых требований Жерихов указал, что Орел в период с 6 февраля 2015 года по 12 октября 2016 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №, в связи с чем ему в пользование было выдано вещевое имущество (личного пользования и инвентарное), часть которого стоимостью 5.811 рублей 86 копеек ответчиком до настоящего времени не сдана, чем воинской части причинен ущерб, поэтому данная сумма подлежит взысканию.
Ответчик Орел, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, возражений не представил.
Истец – командир войсковой части № и третье лицо – начальник 1 ФЭС, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли, в своих заявлениях просили рассмотреть дело без участия их представителей.
На основании ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ исковое заявление рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выпискам из приказов командующего Северным флотом № и № от 1 апреля 2015 года и 29 сентября 2016 года соответственно, рядовой Орел с 6 февраля 2015 года назначен на воинскую должность и зачислен в списки личного состава воинской части №, с 12 октября 2016 года сдал дела и должность и исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения в связи с увольнением с военной службы в запас на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (невыполнением военнослужащим условий контракта).
Из копий требований-накладных № и № от 9 февраля 2015 года и 30 сентября 2016 года соответственно, карточки учета материальных ценностей личного пользования Орла № и раздаточных ведомостей №, № и № за апрель и август 2015 года соответственно усматривается, что Орлу было выдано, в числе прочих, вещевое имущество 2 категории, в том числе всесезонный комплект полевого обмундирования (далее – ВКПО): ботинки с высокими берцами типа А 1 пара, куртка флисовая ВКПО 1 шт, костюм летний ВКПО 1 комплект, шарф ВКПО 1 шт, перчатки ВКПО 1 пара, фуражка летняя ВКПО 2 шт.
Согласно копий акта № от 29 сентября 2017 года выздной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части № Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны РФ (по ВМФ), сводной ведомости по результатам проведенной проверки и выписки из приказа командира данной части № от 16 октября 2017 года об итогах ревизии вещевой службы, в результате проведенной ревизии установлено причинение указанной воинской части материального ущерба на сумму 2.529.461 рубль 03 копейки – стоимость вещевого имущества, срок носки которого не истек, выданного военнослужащим, уволенным с военной службы, в том числе Орлу на сумму 11.768 рублей 56 копеек.
Исследованными в судебном заседании копиями материалов административного расследования по факту недостачи вещевого имущества Орла, проведенного в период с 23 по 25 сентября 2020 года в войсковой части №, состоящего из вышеперечисленных документов, а также рапортов начальника вещевой службы войсковой части №, справок-расчетов и заключения по результатам проведенного административного расследования, подтверждается, что в вышеуказанном акте проверки финансовой ревизии № приведены некорректные расчеты стоимости несданного Орлом вещевого имущества, в связи с чем произведен перерасчет.
Как следует из справки-расчета № от 23 сентября 2020 года стоимости вещевого имущества, числящегося за Орлом, последним при исключении из списков личного состава части не сдано выданное в пользование вещевое имущества, общая стоимость которого на дату обнаружения ущерба с учетом сроков их носки и степени износа составила 5.811 рублей 86 копеек. Данный расчет проверен судом и не оспаривается ответчиком.
Из представленной ответчиком Орлом копии его обходного листа усматривается, что в данном листе имеется подпись начальника вещевой службы войсковой части № <данные изъяты> ФИО5, обходной лист заверен соответствующими печатями, даты отсутствуют.
По сообщению командира войсковой части № № от 26 октября 2020 года, подписание обходного листа не регламентировано действующим законодательством, а несдача Орлом вещевого имущества подтверждается первичными финансовыми документами и результатами ревизии.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом по нормам снабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» (далее – Постановление). Указанным Постановлением утверждены также и Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее – Правила).
В соответствии редакцией от 03.12.2014 названного Постановления, действовавшей в момент выдачи ответчику вещевого имущества, Орел обеспечивался вещевым имуществом по нормам №№ 6 (имущество личного пользования) и 38 (ВКПО, инвентарное имущество).
В силу п.п. 9 и 11 указанных Правил имущество и технические средства вещевой службы являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении или хозяйственном ведении воинских частей; военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения.
Согласно п.п. 12 и 17 Правил сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании военнослужащего. Срок носки предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также срок носки (эксплуатации) предметов инвентарного имущества исчисляются со дня их фактической выдачи в носку (эксплуатацию).
В соответствии с п. 19 тех же Правил срок носки (эксплуатации) предметов инвентарного имущества, используемых военнослужащими в течение летнего или зимнего сезона, засчитывается за 1 год. Истечение установленного срока носки (эксплуатации) предметов инвентарного имущества не является основанием для их списания.
Согласно п. 25 Правил возврату подлежит: вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным, в том числе, подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.
Аналогичные требования в отношении инвентарного имущества, находящегося в пользовании увольняемых военнослужащих, предусмотрены п. 62 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со ст.ст. 5-7 Федерального закона РФ 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен, помимо прочего, по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии.
Вопреки доводам ответчика, подпись воинскими должностными лицами войсковой части № обходного листа Орла не свидетельствует о том, что выданное имущество ответчиком было сдано, поскольку нормами действующего законодательства форма этого листа при увольнении военнослужащего с военной службы не установлена.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Орел в период с 6 февраля 2015 года по 12 октября 2016 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №, уволен на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением им условий контракта, при исключении из списков личного состава части не сдал часть выданного ему вещевого имущества личного пользования и инвентарного вещевого имущества ВКПО, подлежащего возврату, и не погасил задолженность за него, поэтому военный суд приходит к выводу о том, что исковое заявление командира войсковой части № о привлечении Орла к материальной ответственности и взыскания стоимости несданного вещевого имущества в размере 5.811 рублей 86 копеек является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с Орла подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление командира войсковой части № к Орлу М.В, о привлечении к материальной ответственности удовлетворить.
Привлечь Орла М.В. к материальной ответственности и взыскать с него в пользу войсковой части № задолженность за выданное в пользование вещевое имущество в сумме 5.811 (пять тысяч восемьсот одиннадцать) рублей 86 копеек путем зачисления на лицевой счет войсковой части №, открытый в филиале ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «1 финансово-экономическая служба».
Взыскать с Орла М.В. в доход местного бюджета 400 (четыреста) рублей в счет возмещения судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу И.А. Ткаченко