Дело №2-4041/2018
УИД 24RS0002-01-2018-004569-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
при секретаре Шороховой С.Е.,
с участием истца Фоминой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой В. Г. к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ачинский кадетский корпус» о взыскании заработной платы, задолженности по оплате отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Фомина В.Г. обратилась в суд с иском к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании задолженности по заработной плате, задолженности по оплате отпуска, мотивируя свои требования тем, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01 февраля 2018 года в должности <данные изъяты>. За выполнение предусмотренных договором трудовых обязанностей ей установлен оклад в размере 2 552 руб., предусмотрены районный коэффициент и северная надбавка в размере по 30%, производилась доплата до МРОТ. С 01.01.2018 Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» размер МРОТ составляет 9 489 руб. в месяц, следовательно, размер заработной платы должен составлять не менее 9 489 руб. + 30% + 30% = 15 182,40 руб. Между тем размер начисляемой и выплачиваемой истцу заработной платы меньше указанной суммы, что противоречит положениям ст. 133 ТК РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. В связи с тем, что ответчик не в полном объеме выплачивал ежемесячно заработную плату, оплата отпуска также произведена не в полном объеме. Просила взыскать с ответчика сумму недоначисленной и не выплаченной ей заработной платы за период с 01.06.2018 года по 31.08.2018 года, а также оплату отпуска в общем размере 15 391 руб. (л.д. 2-3).
Определением Ачинского городского суда от 28.09.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования Красноярского края (л.д. 1).
В судебном заседании истец Фомина В.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в спорный период времени у нее имелись периоды временной нетрудоспособности. Указала, что режим ее работы в спорный период составлял пять дней в неделю по восемь часов в день.
Представитель ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус», извещенный надлежащим образом (л.д. 35), в суд не явился, возражений не представил.
Представитель третьего лица министерства образования Красноярского края, извещенный надлежащим образом (л.д. 35) в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных. трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и
районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
На основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 января 2018г.был установлен 9489 рублей.
На основании Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 мая 2018 г. установлен 11 163 руб.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с февраля по апрель 2018 года включительно, размер ежемесячного заработка истца при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть 15 182,40 рублей, а в мае 2018 г. – менее 17860, 80 руб.
Как следует из материалов дела, 01.02.2018 г. между КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» и Фоминой В.Г. был заключен трудовой договор, согласно которого последняя принята на работу в КГБОУ «Ачинский кадетский корпус»на неопределенный срок на должность <данные изъяты> с должностным окладом в размере 2 552 руб. в месяц. Работнику установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов в неделю (л.д.5-8).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.03.2018 г., заключенным между сторонами, работнику установлен должностной оклад в размере 2 552 руб. в месяц. Данное соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г.
Производственным календарем на 2018 год установлены нормы рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, которые составили: июнь 2018 года – 20 дней, июль 2018 года – 22 дня, август 2018 года – 23 дня.
Из табелей учета рабочего времени за спорный период следует, что в июне 2018 года Фомина В.Г. отработала 20 дней, в июле 2018 года – 15 дней, в августе 2018 года - 9 дней. При этом период с 19 по 27 июля 2018 года являлся для Фоминой В.Г. периодом временной нетрудоспособности, период с 06 по 23 августа 2018 года у истца пришелся на ежегодный оплачиваемый отпуск (л.д. 16-17).
Вместе с тем, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, итоговая сумма заработной платы за спорный период составляла ниже МРОТ, установленного федеральным законом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства.
Таким образом, действия ответчика, производившего оплату труда ниже МРОТ, установленного федеральным законом, не основаны на законе, сумма фактически выплаченного истице вознаграждения за труд, не соответствовала положениям ст.133 ТК РФ.В связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.
Размер подлежащей взысканию недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 июня 2018 г. по 31 августа 2018г. составляет 13 885, 36 руб., исходя из следующего расчета:
Период начисления | Нормапо графику (дн) | Фактически отработано (дн) | Сумма, подлежащая выплате (руб.) | Фактически выплачено (руб.) | Задолженность (руб.) | Процентыпо ст.236 ТК РФ | Отклонения от нормы |
июнь | 20 | 20. | 17860,80 | 11163,00 | 6697,80 | ||
июль | 22 | 15 | 17860,80: 22 х 15 = 12 177,82 | 7611,14 | 4566,68 | С 19 по 27 июля 2018 г. период временной нетрудоспособности | |
август | 23 | 9 | 17 860,80 : 23 х 9 = 6989, 01 | 4368, 13 | 2620, 88 | С 06 по 23 августа 2018 года очередной оплачиваемый отпуск | |
итого: | 13885,36 |
Рассматривая требования истца о взыскании оплаты отпуска, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
При этом особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Как следует из представленного суду приказа № 736- К от 09.07.2018 года за отработанный период с 02.02.2018 г. по 01.01.2019 г. истцу был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней с 06.08.2018 г. по 23.08.2018 г. (л.д. 38).
Как следует из расчетного листа за август 2018 года (л.д. 71) Фоминой В.Г. за период отпуска с 06 по 23 августа 2018 года начислена оплата в размере 6 691,32 руб.
Между тем, с учетом требований закона и установленных обстоятельств, оплата за отпуск продолжительностью 18 календарных дней в августе 2018 года должна быть начислена в сумме 9 893,18 руб., исходя из расчета: 90 330, 23 руб. : 164, 35 х 18, где 90 330, 23 руб. – сумма, исходя из которой работодатель должен был начислить истцу размер оплаты отпуска с февраля по июль 2018 года, с учетом того что минимальный размер оплаты труда составлял с 01 января 2018 года – 9498,00 руб. в месяц, а с 01 мая 2018 года – 11163,00 руб., согласно расчету, отраженному в таблице:
№ п/п | Период начисления | Норма | Факт | Сумманачисленная | Сумма,подлежащая выплате |
2 | февраль | 19 | 17 | 9 848, 74 | 13 584, 25 |
3 | март | 20 | 18 | 11 030, 56 | 13 664, 16 |
4 | апрель | 21 | 21 | 11 016, 00 | 15 182,40 |
5 | май | 20 | 20 | 11 163, 00 | 17 860, 80 |
6 | Июнь | 20 | 20 | 11 163, 00 | 17860,80 |
7 | Июль | 22 | 15 | 7611,14 | 12 177,82 |
90 330,23 руб. |
Таким образом, неполученная истцом сумма оплаты отпуска в августе 2018 года с учетом увеличенных с февраля 2018 года сумм начисления заработной платы составила 3201,86 руб. (9 893,18 руб. – 6691,32 руб.). Указанная сумма в размере 3201,86 руб. подлежит взысканию с ответчика.
Всего в пользу Фоминой В.Г. с ответчика подлежит взысканию 17 087,22 руб. (13885,36 руб. + 3201,86 руб.).
При этом суд отмечает, что рассчитанные значения сумм в части задолженности по заработной плате и оплате за отпуск не могут считаться нарушением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку расчет, произведенный истцом в указанной части является неверным и как следствие, не может быть взят судом за основу в ущерб интересам работника. Вместе с тем, по существу, требования истца направлены на возмещение заработной платы и оплаты за отпуск в полном объеме за определенный истцом спорный период, а потому произведенный расчет и подлежащие взысканию на основании правильного расчета суммы не являются выходом за пределы исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 683,49 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фоминой В. Г. удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Ачинский кадетский корпус» в пользу Фоминой В. Г. недоначисленную заработную плату за период с июня 2018 года по август 2018 года в сумме 13885 рублей 36 копеек, оплату за отпуск в сумме 3201 рублей 86 копеек, а всего взыскать 17 087 (семнадцать тысяч восемьдесят семь) рублей 22 копейки.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Ачинский кадетский корпус» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 683 (шестьсот восемьдесят три) рубля 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.В. Парфеня