Дело № 2-4398/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июня 2016 года
Уссурийский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Сабуровой О.А.,
при секретаре Нестерович О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «XXXX» о возложении обязанности оборудовать для сбора твердых бытовых отходов контейнерные площадки,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения Уссурийской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами установлено, что ТСЖ «XXXX» не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении отходов производства и потребления. Способом управления многоквартирного жилого дома по адресу: XXXX, является ТСЖ «XXXX», которое в нарушение требований действующего законодательства осуществляет сбор и вывоз отходов производства и потребления не по контейнерной системе, их деятельность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, в данном случае, не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64. Невыполнение ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду. На основании изложенного, истец просил обязать ТСЖ «XXXX» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения, оборудовать для сбора твердых бытовых отходов контейнерную площадку для дома по адресу: XXXX.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании с иском были не согласны, привели доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск. Пояснили, что в их доме, имеется мусоропровод и мусороприемная камера, предусмотренные технической документацией, который расположен с другой стороны дома, с торца, в связи с чем его использование является неудобным и жильцы дома фактически их не пользуются, а потому собственники помещений их дома по устной договоренности выносят мусор в первую секцию мусорокамеры в XXXX.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Как следует из п. 2.2.6 Санитарных правил № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы.
Пунктом 2.2.8. СанПиН № 42-128-4690-88, предусмотрено, что мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Требования к удалению бытовых отходов и мусора, регламентированы пунктом 8.2. СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым допускается использование мусоропровода как системы удаления мусора.
Согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.Пунктом 42.8. Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 06.11.2013 N 803-НПА, установлено, что для сбора отходов производства и потребления физических и юридических лиц, указанных в пункте 42.1 настоящих Правил, в том числе садовых, огородных и дачных обществ, в границах земельных участков, находящихся в собственности или ином вещном праве, организуются места временного хранения отходов (контейнерные площадки) и осуществляется их техническое обслуживание и уборка, включая прилегающую к ним территорию, в радиусе 20 метров. Количество контейнеров на одной контейнерной площадке не должно превышать пяти штук.
Места размещения контейнерных площадок определяются собственниками отходов самостоятельно в пределах границ земельного участка, принадлежащего им на праве собственности или ином вещном праве, с учетом соблюдения требований действующих санитарных норм и правил.
В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения разрывов, нормируемых СанПиН 2.1.2.2645-10 (на удалении от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее чем 20 м, на участках жилой застройки - не далее 100 м от входов, считая по пешеходным дорожкам от дальнего проезда), эти расстояния устанавливаются комиссионно с участием собственников отходов или их представителей, управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа, муниципального казенного учреждения Уссурийского городского округа «Управление благоустройства» и Управления Роспотребнадзора с составлением акта и согласованием схемы размещения контейнерной площадки. Сведения о местах размещения контейнерных площадок подаются в орган администрации Уссурийского городского округа, уполномоченный в сфере жилищной политики, для ведения Реестра размещения контейнерных площадок.
В районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность размещения контейнерной площадки в пределах границ земельного участка собственника отходов, контейнерная площадка может размещаться на соседнем земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирный жилым домом по адресу: XXXX осуществляет ТСЖ «XXXX».
В ходе проведения Уссурийской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами установлено, что ТСЖ «XXXX» не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении отходов производства и потребления, контейнерные площадки для жилого дома по адресу: XXXX - не установлены.
В судебном заседании представители ответчика не отрицали факт отсутствия возле дома по адресу: XXXX, оборудованной контейнерной площадки для сбора ТБО, при этом ссылались на то, что все деятельность ТСЖ по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае отвечает требованиям СанПин, поскольку собственники помещений осуществляют вынос мусора в мусорокамеру соседнего жилого дома через двор, при этом вывоз бытового мусора из камеры приема мусора производится ежедневно в соответствии с заключенным договором от ДД.ММ.ГГ ООО «Эко ДВ Плюс».
По сообщению территориального отдела правления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске, на момент осмотра мусороприемной камеры и мусоропровода в доме, расположенном по адресу: XXXX, установлено, что вход в мусороприемную камеру изолирован от входа в здание и в другие помещения. Мусоропровод, мусороприемная камера исправны, что соответствует требованиям п.п.2.2.7-2.2.8 СанПИн 42-128-4690-88.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что собственниками жилого дома по XXXX, мусоропровод и мусороприемная камера, не используется. Указанное решение принято собственниками помещений на общем собрании.
Действительно, нормами ЖК РФ установлено право собственников определять порядок сбора и вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, а также определять места размещения контейнерных площадок в пределах границ земельного участка, принадлежащего им на праве собственности или ином вещном праве, однако организованный способ сбора и вывоза отходов должен соответствовать санитарным нормам и правилам. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не должно противоречить требованиям санитарно-эпидемиологических норм, установленных законодательством. Ни собственники жилых помещений, ни управляющая организация не вправе отказаться от соблюдения санитарных правил и норм.
В данном случае указанные выше санитарные нормы и правила собственниками помещений спорного дома соблюдены не были, так как позвонковая система вывоза отходов производства и потребления допускается только для одно-двухэтажных домов, в местах плотной застройки микрорайонов, где нет возможности соблюдения разрывов, нормируемых СанПин 2.1.2.2645.10. Жилой XXXX в г.Уссурийске является девятиэтажным, что усматривается из технического паспорта здания. При этом сам факт наличия в доме мусоропровода и мусороприемной камеры, которые не используются собственниками помещений по назначению, не освобождает ответчика от обязанности организовать соответствующим образом сбор и вывоз ТБО. Использование мусорокамеры в первой секции соседнего дома, где размещены емкости для сбора ТБО, противоречит требованиям закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность по организации работы по сбору вывозу ТБО приняла на себя управляющая организация ТСЖ «XXXX» а также, принимая во внимание, что в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что деятельность ответчика по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. N 64, суд приходит к выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
С учетом того, что собственниками помещений многоквартирного дома по собственной инициативе не используется мусоропровод и мусороприемная камера, расположенные с обратной стороны их дома, принятое им решение находится в компетенции общего собрания, поскольку определяет порядок пользования общим имуществом в многоквартирном доме, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, поскольку «контейнерная площадка» является одной из форм сбора мусора, предусмотренной законом.
Ссылка представителя ответчика о том, что место размещения контейнерной площадки для жилого дома по адресу: XXXX согласовано быть не может, поскольку возле дома такого места не имеется, отвергается судом.
Из ответа Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 01.06.2016 г. следует, что имеются места для размещения контейнерной площадки, в том числе в районе трансформаторной подстанции с учетом охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, на первоначальной указанной территории, при наличии согласования и отсутствия возражений со стороны неопределенного круга лиц, проживающих по адресу: XXXX.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема подлежащих выполнению обязанностей, временных затрат на проведение предусмотренных законом процедур, необходимых ответчику для исполнения судебного акта, суд соглашается с предложенным прокурором месячным сроком для устранения выявленных нарушений. Данный срок, по мнению суда, будет являться разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░ «XXXX» ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: XXXX.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2016 ░░░░.