Судья: Ваганова К.Б.
Дело №33-16810/2016 (33-236/2017)
г.Пермь 16.01.2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Варовой Л.Н.,
судей: Кириенко Е.В., Панковой Т.В.,
с участием прокурора Бабушкиной О.В.,
при секретаре Ощепковой В.В.,
рассмотрев 16 января 2017 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 сентября 2016 года, которым постановлено: иск прокурора г.Добрянки Пермского края, действующего в интересах Карташовой В.В. удовлетворить. Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Карташовой В.В., дата рождения, обладающей статусом лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Добрянского муниципального района Пермского края, либо с согласия Карташовой В.В. в другом муниципальном образовании Пермского края по нормам предоставления общей площадью не менее 33 кв. м.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Бабушкиной О.В., Карташовой В.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, просивших оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Добрянка Пермского края обратился в суд в интересах Карташовой В.В. к Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения Карташовой В.В. В обоснование требований указано на то, что Карташова В.В. обладает статусом лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления администрации г.Добрянка Пермской области №1176 от 09.08.2000г. за несовершеннолетней Карташовой В.В. закреплена квартира, расположенная по адресу: ****., однако, проживание в ней невозможно.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что за Карташовой В.В. ранее было закреплено жилое помещение, в связи с чем она не была включена в список при передаче полномочий от органа местного самоуправления к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края с 01.01.2013. Действие положений ст.8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года,в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениямидо днявступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ, то есть те дети-сироты, которые состояли в спискахимеющих право на получение жилого помещения. Карташова В.В. в указанный список не включена. Считают, что возложение обязанности по предоставлению жилого помещения возможно лишь в случае, если гражданин состоит в соответствующем списке.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решением Добрянского районного суда Пермской области от 06.06.2000г. мать Карташовой В.В. - К1. была лишена в отношении ее родительских прав. Согласно свидетельству о смерти ** №** В.В. - отец Карташовой В.В. умер 22.12.1996г. Постановлением администрации г.Добрянка Пермской области №1176 от 09.08.2000г. за несовершеннолетней Карташовой В.В. закреплена квартира, расположенная по адресу: ****. На основании решения Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 22.09.2015г. Карташовой В.В. было отказано в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда в связи с тем, что за ней закреплено вышеуказанное жилое помещение, которым она имеет право пользоваться на условиях социального найма. Постановлением администрации Добрянского городского поселения от 04.07.2016 года №665 Карташова В.В. признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения. Согласно справке МАУ «МФЦ» №2461/07 от 02.06.2016г., Карташова В.В. состоит на регистрационном учете по адресу: ****, также по указанному адресу зарегистрированы: К1. - мать, А1., А2., К2., К3., К4. В соответствии с договором социального найма жилого помещения №** от 13.02.2006г. жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, жилой площадью 28,27 кв.м., расположенное по адресу: **** предоставлено А3. Из материалов дела следует, что у Карташовой В.В. какие-либо права на другие жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что поскольку, Карташова В.В. жилым помещением на дату разрешения спора не обеспечена ни по договору социального найма, ни по договору найма специализированного жилого помещения, то требование прокурора о предоставлении Карташовой В.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустройства, подлежит удовлетворению.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и 7 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании п.1 ч.1 ст.8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007г. №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. №1939-419 (в редакции от 14.12.2012г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Положениями ч.2 ст.8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007г. №127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в ч.1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. №1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.1.3 Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст.6 Закона от 29.12.2004г. №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что за Карташовой В.В. ранее было закреплено жилое помещение, в связи с чем она не была включена в список при передаче полномочий от органа местного самоуправления к территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края с 01.01.2013г.
Как было установлено судом первой инстанции, проживание в ранее закрепленной за истцом квартире невозможно.
Согласно п.4 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Как следует из материалов дела, в квартире, закрепленной за Карташовой В.В. по адресу: ****, также зарегистрированы: К1. – мать истца, А1., А2., К2., К3., К4. В соответствии с договором социального найма жилого помещения №147 от 13.02.2006г. жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, жилой площадью 28,27 кв.м., расположенное по адресу: **** предоставлено А3.
Согласно Постановлению главы администрации Добрянского городского поселения Добрянского MP Пермского края от 07.11.2006 №464 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 8 кв.м. на одного человека.
Таким образом, площадь жилого помещения по адресу: ****, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении составляет на каждого члена семьи 7,04 кв.м., что менее 8 кв.м. - учетной нормы площади жилого помещения.
Принимая во внимание требования п.4 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ и обстоятельства данного конкретного дела, а именно то, что проживание в квартире, закрепленной за истцом невозможно ввиду проживания в ней матери истца, лишенной родительских прав в отношении истца, а также учитывая, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец обладает правом предоставления ей жилого помещения по основаниям ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Также не влекут отмены решения и доводы апелляционной жалобы о том, что действие положений ст.8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года,в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениямидо днявступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ, то есть те дети-сироты, которые состояли в спискахимеющих право на получение жилого помещения.
Указанные доводы основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Истец достигла совершеннолетия 21.08.2013г. и не могла до 1 января 2013 годасамостоятельнореализовать право состоять в списках детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения.
В соответствии с положениями п.9 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На день разрешения спора, истцу исполнился 21 год, то есть истец не достигла возраста 23 лет, когда категория граждан, приведенных в Законе ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ уже не может рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку истец Карташова В.В. обладает правом быть обеспеченной жилым помещением по основаниям, указанным в Законе ФЗ РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на день рассмотрения дела данное право ею не реализовано, поскольку ей было неправомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Иных доводов ставящих под сомнение законность принятого судом решения, либо опровергающих выводы суда в апелляционной жалобе не приводится.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: