Дело №2-3671 (2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2018 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя процессуального истца Ачинского межрайонного проку-
рора- помощника Ачинского межрайонного прокурора – Малиновской М.А.,
при секретаре Слепуха Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Безруковой Т. А. к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Безруковой Т. А. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Ачинска (далее – УСЗН Администрации г.Ачинска, Управление) о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Требования мотивированы тем, что прокуратурой по обращению Безруковой Т.А. по факту незаконного прекращения мер социальной поддержки УСЗН Администрацией города Ачинска проведена проверка. Проверкой установлено, что Безрукова Т.А. является <данные изъяты> инвалид с детства и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату жилищной услуги, отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды и электроэнергии. На основании заявления Безруковой Т.А. УСЗН Администрацией г.Ачинска принято решение о назначении ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату жилищной услуги, отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды и электроэнергии. В связи с образовавшейся задолженностью у Безруковой Т.А. за коммунальные услуги, в соответствии с протоколом УСЗН Администрации города Ачинска принято решение о приостановлении назначенных мер социальной поддержки. С 01.07.2018г. предоставление указанных мер социальной поддержки прекращено, о чем составлен протокол закрытия от 09.07.2018г.
В соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительных причин ее образования). При этом, действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, законодателем исключено право органа местного самоуправления на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов. Принятое ответчиком решение о прекращении с 01.07.2018г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении Безруковой Т.А. является незаконным и ущемляет права истца.
Ачинский межрайонный прокурор просит признать незаконным решение УСЗН Администрации г.Ачинска о прекращении с 01.07.2018г. предоставления Безруковой Т.А. мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оформленного в форме протоколов закрытия от 09.07.2018г. субсидии на оплату жилищной услуги, отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель), горячее водоснабжение (компонент электроэнергия), а также в форме протокола закрытия от 09.07.2018г. субсидий на электроэнергию.
Прокурор просит обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Ачинска возобновить предоставление мер социальной поддержки Безруковой Т.А., предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.07.2018г. (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора – помощник прокурора Малиновская М.А. заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Безрукова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена, согласно представленного в материалах дела заявления, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает (л.д. 6).
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации города Ачинска в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Как предусмотрено статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. 1 ст. 7 Закона края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Безрукова Т.А. является <данные изъяты> с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от 16.11.2009г. (л.д. 7-8).
Истец проживает и является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11).
29.12.2017г. Безрукова Т.А. обратилась в УСЗН Администрации г.Ачинска с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду второй группы (л.д. 9-10).
Согласно протоколов назначения субсидии отдельным категориям граждан от 11.01.2018г. и от 11.01.2018г. Безруковой Т.А. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг: отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение на общедомовые нужды, холодное водоснабжение на общедомовые нужды, взнос на капитальный ремонт, электроэнергию, предоставляемых в жилом помещении по адресу: <адрес>, в размере 50% по оплате коммунальных услуг, в том числе, по оплате электроэнергии пожизненно (л.д. 17,18).
Из представленных ответчиком скриншотов лицевых счетов жилищно-коммунальных услуг следует, что у Безруковой Т.А. имелась непогашенная задолженность по оплате ЖКХ перед Региональным фондом капитального ремонта. Задолженность образовалась более чем за два месяца (л.д. 14).
Согласно протоколов приостановки выплат от 09.06.2018г. Безруковой Т.А. были приостановлены выплаты мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 01 июня 2018г. (л.д. 19,20).
В адрес Безруковой Т.А. ответчиком было направлено письменное уведомление о том, что выплата мер социальной поддержки приостановлена на один месяц в связи с наличием задолженности (л.д. 15).
Однако, в установленный срок доказательств отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в адрес Управления социальной защиты населения администрации г.Ачинска истец не представил. В связи с чем, по истечение месячного срока, согласно протоколов закрытия от 09.07.2018г. предоставление мер социальной поддержки истцу с 01.07.2018г. было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. 21,22).
В адрес Безруковой Т.А. было направлено УСЗН уведомление о том, что принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки (л.д. 16).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены статьей 20.1 указанного Закона, согласно которой предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, а в силу п. 4 указанной статьи прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у истца задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
Не смотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Наличие у Безруковой Т.А. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ей, как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%. В связи с чем, является незаконным решение УСЗН о прекращении с 01.07.2018г. предоставления Безруковой Т.А. мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Безруковой Т.А., являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Безруковой Т. А. к Управлению социальной защиты населения Администрации города Ачинска, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации города Ачинска о прекращении с 01 июля 2018 года предоставления Безруковой Т. А., как инвалиду, мер социальной поддержки предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 09 июля 2018 года субсидии на оплату отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, взноса на капитальный ремонт, горячее водоснабжение (компонент на теплоноситель), горячее водоснабжение (компонент теплоэнергия), а также в форме протокола закрытия от 09 июля 2018 года субсидий на электроэнергию.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Ачинска обязать возобновить предоставление Безруковой Т. А. мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 июля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.А. Дорофеева