ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 года по делу № 33-4011/2015
судья Клиндухов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Магарамовой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя по доверенности Кахриманова Д.А.,
на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан
от 06 июля 2015 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления Кахриманова А. М. к Пограничному управлению ФСБ России по Республике Дагестан о признании членами семьи военнослужащего Кахримановой Р. А. и Кахримановой Ф. Г. – отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснения представителя истца Кахриманова Д.А., просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Кахриманова А. М., судебная коллегия
установила:
Кахриманов А.М. обратился в суд с исковым заявлением к ПУ ФСБ России по РД о признании членами семьи военнослужащего.
Требования обоснованы тем, что истцом 30 июля 2015 года был подан рапорт, которым он обратился к руководству Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан с просьбой о признании жен его двух сыновей в качестве членов его семьи в целях дальнейшего распространения на них прав и гарантий, предусмотренных членам семьи военнослужащего, в частности реализации права на жилище.
В уведомлении от 29 сентября 2014 года № 21/304/8/8/9182 Кахриманову А.М. отказано в его просьбе в связи с тем, что в соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жены сыновей к членам семьи военнослужащего не отнесены.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы военнослужащего и членов его семьи, предусмотренные действующим законодательством.
Совместно с ним проживают двое его сыновей с женами и двумя внуками, вместе ведут общее хозяйство, несут общие расходы на содержание семьи. Факт совместного проживания подтверждается и нотариально заверенным согласием истца на совместное проживание с членами его семьи.
Просит признать Кахриманову Р.А. и Кахриманову Ф.Г. членами его семьи, обязать ПУ ФСБ России по Республике Дагестан зарегистрировать Кахриманову Р.А. и Кахриманову Ф.Г., как членов его семьи.
В суде первой инстанции представитель истца Кахриманов Д.А. поддержал исковые требования, просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ПУ ФСБ России по Республике Дагестан Можелов Д.Г. просил отказать в удовлетворении иска, мотивируя тем, что подлежащие подтверждению для признания членами семьи истца Кахриманову Р.А. и Кахриманову Ф.Г. в целях распространения на них социальных гарантий, предусмотренных ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», факты истцом не доказаны.От представителя ПУ ФСБ России по РД Можелева Д.Г. поступило ходатайство с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что Кахриманов А.М. 30 июля 2015 года обратился к руководству Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан с просьбой о признании жен его сыновей в качестве членов его семьи в целях дальнейшего распространения на них прав и гарантий, предусмотренных членам семьи военнослужащего, в частности реализации права на жилище и уведомлением от 29 сентября 2014 года № 21/304/8/9182 Кахриманову А.М. отказано в его просьбе в связи с тем, что в соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жены сыновей к членам семьи военнослужащего не отнесены.
В обращении к руководству Кахриманов А.М. указал, что на сегодняшний день он и члены его семьи не обеспечены жильем, приходится снимать жилье в порядке коммерческого найма, о чем имеется соответствующий договор найма жилого помещения от 11 июня 2014 года и совместно с ним проживают двое его сыновей с женами и двумя внуками, ведут общее хозяйство, несут общие расходы на содержание семьи, зарегистрировать жен его сыновей по адресу ПУ ФСБ России по РД и в последующем включить их в очередь на улучшение жилищных условий не представляется возможным без судебного решения. Итак, Кахриманов А.М. обратился в суд с этим иском с целью распространения на жен его сыновей социальных гарантий, предусмотренных ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих».
Из материалов дела усматривается, что Кахриманов А.М. является военнослужащим пограничного управления ФСБ России по РД.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно руководствовался нормами права, регулирующими спорные правоотношения, указав, что факт совместного проживания с истцом в жилом помещении Кахриманову Р.А. и Кахриманову Ф.Г. не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными основанными на законе.
Согласно пункту 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
К членам семьи военнослужащего, сведения о которых должны быть внесены в его личное дело, относятся лица, названные в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ; к ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Истец ссылается на то, что совместно проживающие с ним лица являются членами его семьи, при этом жилого помещения для постоянного проживания не имеют, имеют съемную квартиру.
Из иска следует, что истец желает зарегистрировать в жилом помещении жен своих сыновей при последующем их обеспечении жилым помещение и при этом ссылается в иске на ст. 69 ЖК РФ.
Согласно абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 г. 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставление жилых помещений.
К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Однако лица указанные истцом в исковом заявлении в силу указанных норм материального права не относятся к той категории, которая подлежит включению в личное дело военнослужащего с целью последующего учета при обеспечении жилым помещением.
Как видно из материалов дела, истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт ведения общего хозяйства с лицами, которых он просит признать членами семьи, а также отсутствие у Кахримановой Р.А. и Кахримановой Ф.Г. прав на другие жилые помещения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 14.10.2014 № 59- КГ14-7 для разрешения спора о признании членами семьи военнослужащего имеет значение факт ведения общего хозяйства проживающими в квартире лицами и факт их кровного родства, однако истцом не подтвержден факт его кровного родства с Кахримановой Р.А. и Кахримановой Ф.Г.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не могут служить поводом к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленным обстоятельствам дана правильная оценка.
Судом постановлено законное и обоснованное решение и выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Кахриманова А. М. по доверенности Кахриманова Д.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи