РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2017 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Вотиновой Е.А.,
с участием:
помощника Ачинского межрайонного прокурора Красовского А.И.,
представителя истца администрации г.Ачинска Ускова К.С., действующего на основании доверенности от 09 января 2017 года, сроком действия до 31 декабря 2017 года (л.д.19),
ответчиков Хайрутдинова М.Г., Рогалевич М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г.Ачинска к Хайрутдинову №, Рогалевич № о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Ачинска обратилась в суд с иском к Хайрутдинову М.Г., Рогалевич М.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что занимаемое ответчиками жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности и составляет муниципальную казну. Указанная квартира ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Хайрутдинову М.Г. на основании договора найма служебного жилого помещения. Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> и подлежащим сносу. В соответствии с распоряжением администрации г.Ачинска КУМИ администрации г.Ачинска поручено провести расселение граждан проживающих в спорном доме. Согласно имеющейся информации, ответчики не относятся к категории граждан, на которых распространяется норма права, предусмотренная ч.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ. 15 ноября 2016 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости освободить спорное жилое помещение, одновременно предложено обратиться в администрацию г.Ачинска по вопросу предоставления жилого помещения на условиях коммерческого найма. ДД.ММ.ГГГГ ответчики отказались от предложенного варианта – жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В связи с чем, администрация <адрес> просила прекратить право ответчиков на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> выселить их из указанного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения (л.д.2).
В судебном заседании представитель истца администрации г.Ачинска Усков К.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.
Ответчик Хайрутдинов М.Г. в судебном заседании требования истца не признал, пояснив суду, что спорная квартира была ему предоставлена как служебная по месту работы в АГМПО ЖКХ. При предоставлении квартиры объяснили, что после десяти лет работы квартира будет его, перейдет в социальный найм. Он до настоящего времени работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на одном месте, меняются только названия организаций. На учете в качестве нуждающихся его семья не состоит, на учет не вставал по той же причине, думал, что квартира будет его. В 2014 году обращался в суд с иском о признании проживающим на условиях социального найма, но в иске ему отказали, при этом объяснили, что в случае сноса дома, ему обязательно дадут жилье. Действительно администрация г.Ачинска предлагала ему комнату в общежитии на условиях коммерческого найма, площадью всего 12 кв.м, они отказались. Из спорной квартиры выехали в ноябре 2016 года, так как соседей переселили, оставаться одним в доме было страшно, началось мародерство. В настоящее время они проживают где придется, жена у родственников, он – в садовом домике. Другого жилья его семья не имеет, приобрести жилье он уже не сможет, так как своих средств для этого он не имеет, ипотеку ему не дадут в силу его возраста.
Ответчик Рогалевич М.В. в судебном заседании требования истца также не признала, по тем же основаниям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника Ачинского межрайпрокурора Красовского А.И., полагавшего исковые требования обоснованными, суд считает исковые требования администрации г.Ачинска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса РФ).
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (статьи 92, 94 Жилищного кодекса РФ).
В силу статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 104 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании статьи 103 Жилищного кодекса РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно указанной статье, без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, со 02 марта 1992 года является муниципальной собственностью города Ачинска и составляет муниципальную казну (л.д.3).
В соответствии с постановлением администрации г.Ачинска № 768-п от 30 сентября 1996 года, указанная квартира была включена в число служебных квартир Ачинскому городскому многоотраслевому производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства (АГМПО ЖКХ) (л.д. 4).
Хайрутдинов М.Г. с 16 октября 1995 года работал в АГМПО ЖКХ слесарем-сантехником (л.д.51).
В связи с отсутствием у Хайрутдинова М.Г. жилья, 01 октября 1996 года вышеуказанная квартира была предоставлена Хайрутдинову М.Г. для проживания, с ним был заключен договор найма служебного помещения и выдан ордер (л.д.5-6,55).
19 мая 2010 года с Хайрутдиновым М.Г. было заключено дополнительное соглашение к договору найма, в котором в качестве члена семьи Хайрутдинова М.Г. была указана Рогалевич М.В. (л.д.5, оборот)
Согласно выписке из домовой книги, Хайрутдинов М.Г. был поставлен на регистрационный учет в квартире 04 декабря 1996 года, его супруга Рогалевич М.В. – 11 июня 2010 года (л.д.7).
Заключением Межведомственной комиссии при администрации г.Ачинска от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.9).
Распоряжением администрации г.Ачинска № 1584-р от 26 мая 2010 года, с учетом изменений, внесенных распоряжением № 702-р от 04 марта 2014 года, КУМИ администрации г.Ачинска поручено в срок до 31 декабря 2017 года провести мероприятия по расселению граждан, зарегистрированных по месту жительства в муниципальных жилых помещениях (л.д.10-11,12).
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 28 апреля 2014 года, вступившим в законную силу 07 июня 2014 года, Хайрутдинову М.Г. было отказано в удовлетворении его исковых требований к администрации г.Ачинска о признании проживающим в <адрес> на условиях социального найма (л.д.13-14).
15 ноября 2016 года администрацией г.Ачинска Хайрутдинову М.Г. направлено требование об освобождении занимаемого им жилого помещения, одновременно предложено обратиться в администрацию г. Ачинска по вопросу предоставления ему жилого помещения на условиях коммерческого найма (л.д.15).
03 декабря 2016 года Хайрутдинову М.Г. предложено заключить договор коммерческого найма на комнату в общежитии по адресу: г.Ачинск, микрорайон 1, дом 27, комната 38 (л.д.16), от которого Хайрутдинов М.Г. отказался (л.д.18).
Согласно сведениям администрации г.Ачинска, по состоянию на 14 марта 2017 года Хайрутдинов М.Г. и Рогалевич М.В. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации г.Ачинска не состоят (л.д.44).
Исходя из вышеуказанных положений жилищного законодательства, невозможность выселения граждан без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (статья 108 Жилищного кодекса РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Суд считает установленным, что спорная квартира, имеющая статус служебной, была предоставлена Хайрутдинову М.Г., в связи с трудовыми отношениями с АГМПО ЖКХ, в котором он проработал с 16 октября 1995 года по 31 марта 2006 года. Трудовые отношения прекращены на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ, по собственному желанию работника. На момент введения в действие Жилищного кодекса РФ – 01 марта 2005 года, трудовой стаж Хайрутдинова М.Г. составлял 9 лет 4 месяца. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, Хайрутдинов М.Г. не состоял. Доказательств наличия у Хайрутдинова М.Г. права состоять на таком учете суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, основания для предоставления Хайрутдинову М.Г. и его семье другого жилого помещения отсутствуют, в связи с чем исковые требования администрации г.Ачинска о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Ачинска удовлетворить.
Прекратить право Хайрутдинова № и Рогалевич № пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>
Выселить Хайрутдинова № и Рогалевич № из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова