Дело № 2-2477(2014)
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2014 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора - помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,
представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Комаренко А.В., действующий на основании доверенности, выданной 01.01.2014 г. на срок по 31.12.2014 г.,
при секретаре Алешиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом базовой прогулочной. Исковые требования мотивированы тем, что Голощапов Д.Ю., согласно справки МСЭ – 2014 года является инвалидом 1 группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом базовой прогулочной. Голощапов Д.Ю. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Голощапов Д.Ю. обратился в Ачинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора – Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.
Истец Голощапов Д.Ю., извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился. В письменном заявлении Голощапов Д.Ю. просил дело рассматривать в его отсутствие, исковые требования поддерживает (л.д.5).
Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Комаренко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против иска, пояснил, что в настоящее время истец поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем ему направлено уведомление 13.03.2014 г.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного, заявленные в интересах инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. следует удовлетворить, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 7).
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций,обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Из материалов дела следует, что Голощапов Д.Ю. на основании справки МСЭ - 2014 является инвалидом 1 группы по общему заболеванию (л.д. 10-11).
Согласно его индивидуальной программе реабилитации инвалида от 05 февраля 2014года Голощапов Д.Ю. нуждается в технических средствах реабилитации кресле –коляске с ручным приводом базовой прогулочной (л.д. 8-10).
Истец Голощапов Д.Ю. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получил с 05 февраля 2014 года право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью Голощапов Д.Ю. 13 марта 2014 года обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д. 6). Согласно уведомлению от 13 марта 2014 года документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 7).
В ходе прокурорской проверки выявлено, что по состоянию на 05.06.2014 г. Голощапов Д.Ю. требуемыми техническими средствами реабилитации не обеспечен. На момент рассмотрения дела сведений о получении истцом необходимых средств технической реабилитации со стороны ответчика также не представлено.
Непредставление Голощапову Д.Ю. технического средства реабилитации не позволяет последнему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза его здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. техническими средствами реабилитации креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, а также креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика выдать не предоставленные технические средства реабилитации инвалида.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида 1 группы Голощапова Д.Ю. техническими средствами реабилитации незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Голощапова Д.Ю. техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной.
Решениесуда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.А. Дорофеева
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Федеральный судья Н.А. Дорофеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: