Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года Дело №2-131/2017
с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия
В составе: председательствующего судьи Булавиной Т.Э.,
при секретаре Загатиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску Косточакова М.С. к Администрации Аскизского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л :
Косточаков М.С. обратился в суд с иском к администрации Аскизского района РХ об обеспечении его жилым помещением, требования мотивировал тем, что он (истец) относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать <дата> была лишена родительских прав. Однако по неизвестным причинам до достижения 23 лет он не был включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сам он в полной мере не мог осуществить защиту своих прав, так как находился в местах лишения свободы, а также не знал о своих законных правах.
Участие в судебном заседании истца Косточакова М.С., отбывающего наказание по приговору суда в ФКУ ОИК-№ УФСИН России по <адрес>, обеспечено посредством видеоконференцсвязи.
В ходе судебного заседания истец Косточаков М.С. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что <дата> его мать ФИО была лишена родительских прав, в том числе в отношении него, а <дата> умерла. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. После чего он был определен в детский дом, потом поступил в Профессиональное училище № в <адрес>, однако был отчислен. В связи с чем, <дата> над ним было установлено попечительство. Он ( истец) проживал в семье попечителя ФИО3 по адресу: <адрес> до <дата> г., затем уехал от попечителя. В <дата>. потерял свой паспорт и не мог его восстановить. В <дата> г. был осужден по приговору суда к лишению свободы. До достижения 23 лет к ответчику не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку занимался сбором необходимых для этого документов.
Представитель ответчика администрации Аскизского района РХ Тюмереков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требование не признал, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственными полномочиями, исполняемыми за счет средств бюджета субъекта РФ. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом, названное право носит заявительный характер. Косточаков М.С. до достижения им 23 лет не предпринял меры для реализации своего права на получение жилья. На момент подачи заявления Косточакова М.С. <дата> о включении в список, его возраст составлял № года. Кроме того, за истцом имеется закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>. Следовательно он перестал относиться к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и утратил право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно паспорту № Косточаков М.С. родился <дата>, т.е. достиг возраста 23 лет - <дата>.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе относятся, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах.
В силу положений п. 1 ст. 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона).
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, законодатель распространил действие Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
В соответствии со ст.ст. 1-2 Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ (с изменениями и дополнениями) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Аскизский район наделен государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа названной выше категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В силу требований закона в данном случае для предоставления жилого помещения на льготных условиях заинтересованное лицо должно не только относиться к специальной категории граждан, но также обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением до достижения им двадцати трех лет, в силу требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Юридически значимым при разрешении спора о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение, и является ли он нуждающимся в получении жилья.
Из выписки записи акта о рождении № от <дата> усматривается, что матерью Косточакова М.С. является ФИО, отец ФИО2 записан на основании заявления матери.
Заочным решением <адрес> районного суда РХ от <дата>, ФИО лишена родительских прав в отношении, в том числе Косточакова М.С., <дата> года рождения.
ФИО <дата> умерла, что следует из выписки записи акта о смерти № от <дата>.
Постановлением главы Администрации на территории Бирикчульского поссовета от <дата> №, несовершеннолетние, в том числе Косточаков М.С., определены в детский дом. За несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
В справке ГБОУ РХ «ХхХ» от <дата> отражено, что Косточаков М.С. обучался и проживал в учреждении по адресу: <адрес>, со №-го по № классы (с <дата> по <дата>), имел статус сироты.
ГБПОУ РХ «Профессиональное училище №» <адрес> в сообщении от <дата> указывает, что Косточаков М.С. обучался в данном образовательном учреждении, приказом от <дата> № был отчислен из состава обучающихся. В личном деле Косточакова М.С. отсутствуют документы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно постановлению главы Аскизского района от <дата> №, над несовершеннолетним Косточаковым М.С. установлено попечение, место жительство определено по месту проживания его попечителя ФИО3 по адресу: <адрес>.
Таким образом, установлено, что истец до <дата> относился к категории детей оставшихся без попечения родителей, а затем лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, включен не был, в виду наличия закрепленного за ним жилого помещения.
В силу требований ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением возраста восемнадцати лет, поэтому Косточаков М.С. достиг совершеннолетия <дата>, после чего вправе был самостоятельно ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и нуждающемуся в жилье, в данном случае приобретение Косточаковым М.С. соответствующего права возможно лишь его самостоятельными действиями в силу прямого указания закона. Доказательств существования объективных реальных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению Косточакова М.С. с заявлением о нуждаемости в получении жилого помещения как лицо особой категории граждан, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
<дата> Косточаков М.С. обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения.
Постановлением главы Администрации Аскизского района РХ от <дата> №, Косточакову М.С. оказано во включение в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Аскизского района, поскольку на момент обращения заявитель достиг возврат 23 лет и уже не является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и соответственно утратил право на предусмотренные законом дополнительные социальные гарантии.
Тогда как доказательств раннего времени обращения с указанным заявлением Косточаковым М.С. не представлено.
Из информации ИЦ МВД по РХ от <дата> следует, что Косточаков М.С. в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по настоящее время находился в местах лишения свободы. Однако нахождение истца в местах лишения свободы не является уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в письменной форме.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования, соответственно, доводы истца о его юридической неграмотности несостоятельны, также учитывая его письменные пояснения в адрес администрации Аскизского района (вх.к-№ от <дата>), где последний указал, что о наличии права на получение жилья ему стало известно от отчима в <дата> г.
Таким образом, установлено, что Косточаков М.С. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к ответчику до <дата> не обращался, уважительных причин своего бездействия не привел.
Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Отсутствие волеизъявления истца на реализацию своего права вплоть до № лет свидетельствует о том, что истец безразлично относился к реализации своего права, в силу чего его право осталось не реализованным и утрачено в силу закона.
Косточаков М.С. на момент утраты родительского попечения был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что усматривается из справки Бирикчульского сельсовета от <дата>.
Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, предоставлено по договору социального найма, ФИО4 - сестре истца, где Косточаков М.С. включен членом семьи в список постоянно проживающих совместно с нанимателем, и за которым данное жилое помещение закреплено, по указанному адресу никто не проживает, что подтверждается справкой и выпиской из похозяйственной книги администрации Бирикчульского сельсовета от <дата>, договором социального найма жилого помещения № от <дата>.
Из справки администрации Бирикчульского сельсовета от <дата>, информации ГУП РХ УТИ от <дата> усматривается, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, являются собственностью ФИО1, которая приходится бабушкой Косточакову М.С. Наследство на данный земельный участок и жилой дом никто не принимал.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нуждаемости Косточакова М.С. в жилье.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Косточакова М.С.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Косточакова М.С. к администрации Аскизского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.
Председательствующий Т.Э. Булавина
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья Т.Э. Булавина