Решение по делу № 2-1219/2019 ~ М-517/2019 от 15.02.2019

                                 №2-1219 (2019)

24RS0002-01-2019-000663-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Левичевой О.Ю.

при секретаре Шабаевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусаевой Л. Мамед кызы к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №35» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Мусаева Л.М. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35» (далее МБДОУ «Детский сад №35») о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя свои требования тем, что по трудовому договору она принята на работу в учреждение на должность подсобного рабочего. В период с января 2018 года по август 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисления и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч.1 ст.133 Трудовому кодексу РФ и ч.3 ст.37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с января 2018 года по август 2018 года составил 37544,26 рублей. Просит взыскать с МБДОУ «Детский сад №35» задолженность по заработной плате за период с января 2018 года по август 2018 года в размере 37544,26 рублей (л.д. 2-3).

Истец Мусаева Л.М. будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, в исковом заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 3).

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №35», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.137), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в отсутствие представителя дошкольного учреждении (л.д. 134).

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мусаевой Л.М. подлежащими удовлетворению по следующем основаниям.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст.11 ТК РФ, все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11).

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.

Разъяснением от 11.09.1995г. №3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года №49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.06.2016 года №164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9489 рублей, с 01 мая 2018 года на основании Федерального закона от 19.06.2000г. №82-ФЗ в сумме 11 163 рублей.

Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске размер ежемесячного заработка истицы при отработанной норме рабочего времени и выполнении с 01 января 2018 г. мог быть не менее 15 182,40 рублей, с 01 мая 2018 года не менее 17 860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Как установлено по делу, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35» (МБДОУ «Детский сад №35») является дошкольной образовательной организацией, действует на основании Устава, утвержденным начальником управления образования Администрации г. Ачинска (л.д.20-47), осуществляет дошкольную образовательную деятельность.

В учреждении действуют Положение об оплате труда работников (л.д.65-83), коллективный договор (л.д.84-102), Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат (л.д. 103-104), Правила внутреннего трудового распорядка работников (л.д. 105-112).

Согласно трудового договора № 18 от 30 мая 2014 года Мусаева Л.М. принята должность подсобного рабочего (л.д. 6-8, 114-115), приказом от 02.06.2014 г. о приеме на работу ей установлен оклад в размере 1940 рублей (л.д.113).

Кроме того, истец несколько месяцев работала в должности рабочего по внутреннему совместительству на 0,5 ставки (апрель, май 2018) (л.д.116,117)

Начисление заработной платы и всех ее элементов производится в соответствии с действующими Положениями о системе оплаты труда, согласно которым система оплаты труда включает в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Фактическое начисление заработной платы работнику в каждом конкретном месяце отражено в расчетных листках (л.д. 125-131).

Кроме этого, работодателем Мусаевой Л.М. производилась доплата до МРОТ, установленного региональным соглашением, действующим в Красноярском крае.

Вместе с тем, как видно из расчетных листов работника, начисленная истцу заработная плата за несколько месяцев спорного периода составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что указывает на нарушение работодателем требований трудового законодательства.

В связи с чем, начисление МБДОУ «Детский сад №35» заработной платы Мусаевой Л.М. в пределах размера, установленного региональным соглашением Красноярского края, но менее МРОТ и начисленных на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, противоречит закону, а сумма определенного работодателем ей вознаграждения за труд не соответствовала положениям ст.133 ТК РФ, поэтому суммы не начисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляла с 01.01.2018 – 9 489 руб., с 01.05.2018 г. – 11 163 руб.

Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, истец должна была получать размер заработной платы в месяц с 01.01.2018 – не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. * 1,6), с 01.05.2018 г. – не менее 17 860, 80 руб. (11 163 руб. х 1,6).

При таких обстоятельствах, размер заработной платы истца в период с января 2018 года по август 2018 года включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов. Как следствие, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 38099,21 руб., исходя из следующего расчета:

Месяц
начисл.

Норм.

Дни

Факт.

Дни

Сумма

начисл.

з/пл

Сумма,

подлеж.

Выплате (руб.)

Неполуч. Сумма

Примечание

январь 2018

17

17

11016

15182,40

4166,40

февраль 2018

19

19

11016

15182,40

4166,40

март 2018

20

11

6058,80

15182,40:20х11=8350,32

2291,52

апрель 2018

21

21

11016

15182,40

4166,40

7 (0,5)

1836

15182,40х0,5:21х7=2530,40

694,40

май 2018

20

20

11163

17860,80

6697,80

20 (0,5)

5581,50

17860,80х0,5=8930,40

3348,90

июнь 2018

20

-

-

-

-

отпуск

июль 2018

22

17

7931,14

17860,80:22х17=13801,53

5870,39

август 2018

23

23

11163,00

17860

6697

Итого

38099,21

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях предусмотренных федеральным законом.

Определяя размер подлежащей взысканию заработной платы в размере 38099,21 руб., который превышает сумму, заявленную к взысканию истцом, суд полагает, что в данном случае суд может выйти за пределы заявленных требований, поскольку размер заработка исчислен судом в порядке, прямо предусмотренном законом.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Мусаевой Л.М. о взыскании недополученной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 38099,21 руб.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Мусаевой Л.М. удовлетворить, взыскать с МБДОУ «Детский сад №35» в пользу Мусаевой Л.М. задолженность по заработной плате в сумме 38099,21 руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 1342,97 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мусаевой Л.М. к МБДОУ «Детский сад №35» удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №35» в пользу Мусаевой Л. Мамед кызы задолженность по заработной плате за период с января 2018 года по август 2018 года в сумме 38 099 руб. 21 коп.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №35» государственную пошлину в сумме 1342,97 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                  О.Ю. Левичева

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2019 года

2-1219/2019 ~ М-517/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мусаева Лутву Мамед кызы
Ответчики
МБДОУ "Детский сад № 35"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Левичева Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
15.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2019Передача материалов судье
20.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2019Подготовка дела (собеседование)
12.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020Дело оформлено
16.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее