дело № 2-1400/2012
решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2012 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрацию Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Алейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанностей, указывая на то, Алейской межрайонной прокуратурой была произведена проверка в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций. Деятельность администрации Чапаевского сельсовета в данной сфере не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства. Одним из вопросов местного значения муниципального поселения согласно п.23 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является организация и осуществление мероприятий гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории поседения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях ст.34 Устава муниципального образования отнесено к компетенции администрации сельсовета. В нарушение указанных требований закона администрацией Чапаевского сельсовета до настоящего времени не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, система оповещений населения об опасностях. При этом, администрацией Чапаевского сельсовета номенклатура материальных ресурсов резерва не утверждена, резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций до настоящего времени не создана, соответствующие договоры на их поставку с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии, не заключены. Кроме этого, на территории Чапаевского сельсовета эффективная система оповещения не создана, что нарушает права граждан на получение оперативной информации о возникновении чрезвычайной ситуации и как следствие может привести к значительным жертвам. Просит обязать администрацию Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края установить номенклатуру резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями утвержденных Министерством экономического развития РФ и МЧС РФ 3ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать администрацию Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края создать резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленной номенклатурой. Обязать администрацию Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края создать местную систему оповещения в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденных приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Установить в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок исполнения решения суда 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Ивашутина Ю.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика администрации Чапаевского сельсовета Алейского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся материалам в деле.
Суд, выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Ивашутину Ю.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п.23 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является организация и осуществление мероприятий гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ст.1 ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.2 данного закона основными задачами в области гражданской обороны являются:
- обучение населения в области гражданской обороны;
- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны, а именно органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
-проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
-проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
-поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
-проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
-проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
-создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Статьей 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления возложены следующие обязанности:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
Осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории поседения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях ст.34 Устава муниципального образования отнесено к компетенции администрации сельсовета.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных требований закона администрацией Чапаевского сельсовета до настоящего времени не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, система оповещений населения об опасностях.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Пунктом 3 Порядка определено, что решением органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом (п.4 Порядка).
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п.5 Порядка).
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов (п.7 Порядка).
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями утверждены Министерством экономического развития РФ и МЧС РФ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ №.
Как установлено в судебном заседании, администрацией Чапаевского сельсовета номенклатура материальных ресурсов резерва не утверждена, резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций до настоящего времени не создана, соответствующие договоры на их поставку с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии, не заключены.
Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено создание на муниципальном уровне местной системы оповещения.
Согласно п.3 указанного положения система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
-руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
-специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
-дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
-населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Между тем, как установлено в судебном заседании, на территории Чапаевского сельсовета эффективная система оповещения не создана, что нарушает права граждан на получение оперативной информации о возникновении чрезвычайной ситуации и как следствие может привести к значительным жертвам.
Бездействие органа местного самоуправления в сфере гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций нарушают права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает целесообразным, установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных требований в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, исковые требования Алейского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193 – 199, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░