Судья фио дело № 7-8713/2022
РЕШЕНИЕ
адрес | 05 июля 2022 года |
Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя адрес фио на постановление судьи Бутырского районного суда адрес от 22 декабря 2021 года, которым адрес признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
установил:
25 ноября 2021 года государственным инспектором по пожарному надзору адрес – старшим инженером 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес в отношении адрес 1» (далее – ГСК) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами в соответствии с ч.3 ст.23.1, ч.1 ст.29.5 КоАП РФ на рассмотрение по подведомственности передан в Бутырский районный суд адрес, судьей которого 22 декабря 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт в Московский городской суд обжалует законный представитель адрес по доводам поданной жалобы, согласно которым, в действиях ГСК отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, вина не доказана; не учтен тот факт, что ГСК приняты меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В судебное заседание законный представитель адрес фио явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор 2 Регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес ГУ МЧС России по адрес фио возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы, считая оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представил фотографии выявленных нарушений, пояснив, что ГСК занимает отдельно стоящее задание 2-й степени огнестойкости, на момент проверки было установлен факт не выполнения ранее выданного предписания от 03 февраля 2021 года, а именно: не дооборудовано здание гаража-стоянки системой автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, не обеспечено исправное состояние системы автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, не организованы работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (автоматической установки пожаротушения, автоматической пожаоной сигнализации), в помещении электрощитовой не выполнена дверь противопожарной с требуемым пределом огнестойкости EI 30, в помещениях гаража-стоянки допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренными конструкцией, в помещении гаража-стоянки допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции; пожарные щиты не доукомплектованы немаханизированным пожарным инструментом и инвентарем, не обучены сотрудники мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, направление движения к источникам противопожарного водоснабжения (пожарным гидрантам) не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; не составлена в отношении объекта защиты декларация пожарной безопасности. Выявленные нарушения явились основаниями для составления в отношении ГСК протокола об административном правонарушении по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, нахожу состоявшееся по делу судебное постановление законным и обоснованным ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
В силу ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Объективную сторону правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Ввиду изложенного, квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст. 4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии со статьей 2 которого законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 20 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии со ст.ст. 5 и 6 того же Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 28 сентября 2021 года в 00 часов 01 минуту в здании и помещениях расположенных по адресу: адрес, повторно не выполнило в установленный срок законное предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес №3/1/1 от 03 февраля 2021 года п. 1,2,3,5,6,7,8,9,10,11 а именно:
– не дооборудовано здание гаража-стоянки системой автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией;
– не обеспечено исправное состояние системы автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации;
– не организованы работы по ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (автоматической установки пожаротушения, автоматической пожаоной сигнализации) ;
– в помещении электрощитовой не выполнена дверь противопожарной с требуемым пределом огнестойкости EI 30;
– в помещениях гаража-стоянки допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками предусмотренными конструкцией;
– в помещении гаража-стоянки допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции;
– пожарные щиты не доукомплектованы немаханизированным пожарным инструментом и инвентарем;
– не обучены сотрудники мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
– направление движения к источникам противопожарного водоснабжения (пожарным гидрантам) не обозначено указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
– не составлена в отношении объекта защиты декларация пожарной безопасности.
Действия адрес квалифицированы по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения адрес указанного административного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении №301 от 25 ноября 2021 года, в отношении адрес, копией предписания №3/1/1 2РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес от 03 февраля 2021 года, согласно которому в отношении адрес проведена проверка по адресу: адрес, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, для устранения выявленных нарушений установлен срок до 27 сентября 2021 года; копией решения № 219-9-2 от 10 ноября 2021 года о проведении повторной внеплановой выездной проверки в отношении адрес, с целью проверки ранее выданного предписания №3/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности; актом проверки № 219-9-2 от 10 ноября 2021 года; протоколом осмотра от 25 ноября 2021 года; фототаблицей; постановлением мирового судьи судебного участка № 89 адрес от 19 февраля 2021 года, согласно которому адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, постановление вступило в законную силу 14 апреля 2021 года; уставными документами адрес, иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены должностным лицом 2 Регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес ГУ МЧС России по адрес, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудника ГУ МЧС России по адрес, оформившего процессуальные документы, в исходе рассматриваемого дела материалы дела не содержат, оснований для оговора им адрес также не установлено, а исполнение сотрудником ГУ МЧС России по адрес, являющимся должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит обеспечение пожарной безопасности, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения его действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Исходя из диспозиции ч. 14 и ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данными статьями, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае предписание должностного лица 2 Регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес ГУ МЧС России по адрес № 3/1/1 от 03 февраля 2021 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым на учреждение возложена обязанность организовать в рамках имеющейся компетенции устранение собственниками объекта защиты нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесены уполномоченным на то должностным лицом – государственным инспектором по пожарному надзору, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, которое в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным судом не признавалось и не отменялось, содержит конкретные и однозначные требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности в адрес, установлен достаточный срок его выполнения – до 27 сентября 2021 года, с учетом того, что указанные требования являются доступными для понимания и исполнимыми, полученными заблаговременно, не нарушает прав и законных интересов ГСК, в связи с чем обязательны для исполнения лицом, которому выдано предписание.
При этом, требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 сентября 2020 № 1479 содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности и применяющиеся для всех объектов, положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательны для исполнения всеми субъектами, для всех объектов.
Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Лица, указанные в ч. 1 данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Установив, что адрес являясь владельцем здания по адресу: адрес, несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, будучи в течение срока, установленного в ст. 4.6 КоАП РФ, привлеченным к административной ответственности вступившим в законную силу постановлением мирового судьи за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, повторно совершило административное правонарушение по указанной норме, не выполнив в установленный срок требования предписания, выданного органом государственного надзора, действия данного учреждения правильно квалифицированы по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют и не приложены к жалобе доказательства, подтверждающие тот факт, что в ходе осуществления своей деятельности адрес приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок требований выданного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований пожарной безопасности, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер, что свидетельствует о его вине.
адрес, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было, ГСК не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания.
Судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, совершившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ГСК объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, вида деятельности юридического лица, его имущественного положения, характера совершенного правонарушения, того факта, что выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного учреждению наказания стороной защиты не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель ГСК не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, материалы дела не содержат.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бутырского районного суда адрес от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении адрес оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Московского городского суда |
Т.Г. Хомякова |