Дело №2-816/2015 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой Н.С., с участием прокурора г.Кизела Пермского края Шмырина Е.П., при секретаре Уточкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края дело по иску прокурора г.Кизела Пермского края в интересах Бабиной Светланы Андреевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Кизела обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование, что Бабина С.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать и отец - ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав. За истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако жилье признано непригодным для проживания. Истец включена в список нуждающихся в жилом помещении. Прокурор просит возложить на ответчиков ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Правительство Пермского края обязанность предоставить Бабиной С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Кизеловского муниципального района, а в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Бабиной С.А., предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту её жительства.
Прокурор в судебном заседании на иске настаивал.
Истец Бабина С.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, поддержав заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика - ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам - в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермского края - в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Направили в суд письменные возражения, в которых указали, что осуществляют полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сослались на то, что непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот не осуществляют. Указали также на то, что Бабина С.А. уже включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём, отказа в отношении неё не принималось, поэтому её права не нарушены, предоставление ей жилого помещения без учёта очередности нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми с ней правами.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края - в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В направленных в суд письменных возражениях согласились с позицией ТУ Минсоцразвития Пермского края.
Третье лицо, привлечённое к участию в деле, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела без участия представителя, поддержав позицию Минсоцразвития Пермского края и Правительства Пермского края.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. Закона N 147-ПК от 14.12.2012 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Бабина С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО4 и отец ФИО5 лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ.
За несовершеннолетней Бабиной С.А. пунктом 2 постановления администрации г.Кизела Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы местного самоуправления г.Кизела Пермской области № Бабина С.А. передана на патронатное воспитание ФИО6
Закрепленное ранее за Бабиной С.А. жилое помещение по причине ветхости признано межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания.
Постановлением главы Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Бабина С.А. включена в список на внеочередное получения жилья.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кизеловского муниципального района № признано утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления за Бабиной С.А. жилья.
Бабина С.А. на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ принята на регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в льготную очередь, нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Бабина С.А. окончила обучение в ГБПОУ <данные изъяты>», что подтверждается дипломом.
До настоящего времени Бабина С.А. жилым помещением не обеспечена, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении жилого помещения.
По сведениям Александровского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права на объекты недвижимости на территории Кизеловского муниципального района, принадлежащие Бабиной С.А., отсутствуют.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Бабиной С.А. на объекты недвижимого имущества отсутствует.
При таких обстоятельствах Бабина С.А. подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.2 ст.8.1 вышеуказанного Закона Пермского края №127-ПК от 08.10.2007 года, а именно - в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма не менее 33 кв.м общей площади жилого помещения.
При этом судом признаётся обоснованным требование о предоставлении Бабиной С.А. жилого помещения на территории Пермского края в случае невозможности предоставления жилья в границах муниципального образования по месту проживания, поскольку в силу п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Поскольку в судебном заседании установлено, что Бабина С.А. в настоящее время не учится, не работает, своей семьи не имеет, согласна на переезд, суд считает возможным предоставление Бабиной С.А. жилого помещения в границах территории Пермского края в случае невозможности предоставления жилья в границах муниципального образования по месту проживания.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчиков о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
При таких обстоятельствах, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Бабиной С.А. жилого помещения на территории Кизеловского района, а в случае отсутствия такой возможности - в пределах Пермского края соответствует изложенным требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ТУ Минсоцразвития по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам обязанности по внеочередному предоставлению жилья Бабиной С.А., суд исходит из того, что Постановлением Правительства Пермского края N 92-п от 01.03.2013 г. "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития Пермского края.
Таким образом, ТУ Минсоцразвития осуществляет полномочия только по выявлению и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а не в сфере предоставления жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Кизела Пермского края удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Бабиной Светлане Андреевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 33 кв. метров, на территории Кизеловского муниципального района. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, с согласия Бабиной С.А. предоставить жилое помещение в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к его месту жительства.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Кизела Пермского края к Территориальному Управлению Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Н.С.Петрова
Копия верна.
Судья: Н.С.Петрова