Решение по делу № 2-4/2013 (2-725/2012;) ~ М-657/2012 от 18.06.2012

Гражданское дело № 2-4/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз                 24 января 2013 года     

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Петрова И.М.,

с участием представителя истца администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в лице Майнагашевой С.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия в лице Немченковой А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия в лице Мамышева Э.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия о признании решений незаконными и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в лице главы Войцицкой Л.П. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ) о признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости (земельных участков), обязании поставить земельные участки на кадастровый учет. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что администрации Пуланкольского сельсовета отказано в осуществлении государственного кадастрового учета 12 объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресам:

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- Республика Хакасия, <адрес>

- <адрес>, <адрес>, выделенных на землях, находящихся в ведении Пуланкольского сельсовета, по тем основаниям, что межевые планы данных земельных участков по своему содержанию не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В связи с отсутствием каких-либо противоречий действующему законодательству истец просит признать решения ответчика незаконными и обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет.

Определением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия (далее КУМИ администрации Аскизского района)

Определением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен кадастровый инженер - индивидуальный предприниматель Боргояков Г.Т.

Определением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены арендаторы спорных земельных участков Боргоякова И.П., Чертыков Ю.С., Салдыгашева Н.Л., Боргояков В.Ю., Кичеев С.Г., Канзычакова В.В., Чистанов О.С., Черников В.П., Субракова Е.И., Кызынгашев И.П., Кравцов Э.В., Боргояков В.Г.

В судебном заседании представитель истца Майнагашева С.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнила, что в связи с обращениями граждан Боргояковой И.П., Чертыкова Ю.С., Салдыгашевой Н.Л., Боргоякова В.Ю., Кичеева С.Г., Канзычаковой В.В., Чистанова О.С., Черникова В.П., Субраковой Е.И., Кызынгашева И.П., Кравцова Э.В., Боргоякова В.Г. в администрацию Пуланкольского сельского совета последним в аренду под сенокошение были предоставлены 12 земельных участков из земель, находящихся в ведении МО Пуланкольский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия. В соответствии с условиями предоставления земельных участков в аренду указанные граждане (арендаторы) должны были заказать межевание земельных участков для их дальнейшей постановки на кадастровый учет. По заказу граждан межевание земельных участков было проведено кадастровым инженером Боргояковым Г.Т., который подготовил на каждый земельный участок межевой план. Кадастровый инженер правильно использовал при межевании земельных участков проект передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, утвержденный в 1991 году. Однако ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия было отказано в постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет, так как кадастровый инженер Боргояков Г.Т. не использовал при выполнении кадастровых работ проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия, утвержденный Постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 18.01.1995 № 49. Полагает, что данный проект при межевании земельных участков не подлежал использованию кадастровым инженером, поскольку содержит недостоверные сведения. В связи с этим каких-либо нарушений кадастровым инженером при выполнении межевания земельных участков не допущено, а последовавшие отказы в постановке земельных участков на кадастровый учет являются незаконными. В связи с изложенным просит признать незаконным решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , а также обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ поставить на кадастровый учет спорные земельные участки.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия Немченкова А.В. исковые требования администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия не признала в полном объеме. При этом представитель ответчика пояснила, что для подготовки межевого плана, в случаях предусмотренных федеральными законами используются проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с ч.5 п.23 Требований к подготовке межевого плана), что согласуется с п. 10 ст. 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», в котором предусмотрено, что образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документами, местоположение границ данных земельных участков с учетом такого документа. Таким образом, образуемые земельные участки подпадают под регулирование норм ст.ст. 253, 254 Гражданского кодекса РФ, в которых указано, что участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом, а также раздел общего имущества между участниками совместной собственности, выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из совместной собственности доли определяются по правилам раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела из него доли. При этом Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает выдел земельного участка в счет доли из совместной собственности, следовательно, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей может быть образов на основании соглашения между участниками совместной собственности с указание размера долей указанного объекта недвижимости. Таким образом, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ приняты на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» являются законными и обоснованными. Межевой план должен быть подготовлен в соответствии с требованиями ст. 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», положениями Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с учетом п. 23 Требований к подготовке межевого плана. В нарушение указанных норм межевание 12 спорных земельных участков кадастровым инженером Боргояковым Г.Т. проведено без учета проекта перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1993 года, утвержденного в 1995 году, в то время как данный проект подлежал использованию, поскольку является действующим и содержит последние сведения, имеющиеся в государственном фонде данных. Указанное обстоятельство привело к формированию спорных земельных участков частично либо полностью на землях коллективно-долевой собственности АО «Баланкульское». В случае постановки спорных земельных участков на кадастровый учет будут ущемлены и нарушены права, а также законные интересы третьих лиц, являющихся собственниками-дольщиками земель коллективно-долевой собственности, предоставленных бывшему совхозу «Баланкульский», поскольку правообладатели долевой собственности АО «Баланкульское» при выделении долей должны будут использовать Проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия 1993 года, утвержденный Постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 18.01.1995 №49. Однако при наличие наложений спорных земельных участков на земли коллективно-долевой собственности, дольщики не смогут в полной мере реализовать свои права на выделение земельных участков в свою собственность. В связи с изложенным представитель ответчика Немченкова А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица КУМИ администрации Аскизского района Республики Хакасия Мамышев Э.А. исковые требования администрации Пуланкольского сельского совета поддержал в полном объеме, считает, оспариваемые решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ об отказе в постановке 12 земельных участков на кадастровый учет незаконными и подлежащими отмене. При принятии оспариваемых решений ответчиком не указана норма закона, в соответствии с которой при подготовке межевых планов спорных земельных участков должен был использоваться проект перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, по мнению представителя третьего лица, ответчиком не представлено суду доказательств расположения земельных спорных участков на землях коллективно-долевой собственности АО «Баланкульское». Также представитель третьего лица КУМИ администрации Аскизского района Мамышев Э.А. полагает, что не имелось оснований для отказа в постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, в указанном случае ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия следовало приостановить процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет. В связи с изложенным представитель Мамышев Э.А. просил иск удовлетворить и обязать ответчика поставить спорные земельные участки на кадастровый учет.

Третье лицо кадастровый инженер ИП Боргояков Г.Т. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени его проведения, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица ИП Боргоякова Г.Т.

Ранее участвуя в судебном заседании, кадастровый инженер ИП Боргояков Г.Т. полностью поддержал исковые требования, пояснив, что по заказу арендаторов земельных участков осуществил межевание 12 земельных участков, выделенных гражданам из земель МО Пуланкольский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия. При межевании участвовали арендаторы земельных участков, при этом указали границы участков по их фактическому использованию. Полагал, что решения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия об отказе в постановке 12 земельных участков на кадастровый учет является незаконным. При межевании данных земельных участков он использовал проект передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, утвержденный в 1991 году. Поскольку им проводилось межевание не земель сельскохозяйственного назначения, а земель муниципалитета, то проект перераспределения земель им не использовался. Данные о землях ТОО «Баланкульское» в государственном кадастре недвижимости имеет декларативный характер. Поскольку земли коллективно-долевой собственности не имеют точных координат, то невозможно определить местоположение земельного участка, находящегося в коллективно-долевой собственности, а соответственно невозможно установить факт наложения выделенных спорных земельных участков на земли коллективно-долевой собственности. При выполнении межевания указанных земельных участков проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1993 года им не использовался по причине наличия в нем ряда неточностей, что поставило под сомнения достоверность данного проекта. Так, в данном проекте указаны несуществующие категории земель. Земли дольщиков указаны в меньшем объеме. Кроме того, карта именуется как карта земель Арбатского сельсовета, вместо верного Пуланкольского сельсовета. Также, на карте указана полоса отвода несуществующей автодороги Абаза-Таштып-Пуланколь. Считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия фактически провела юридическую экспертизу представленных межевых планов, не имея для этого соответствующих полномочий. В связи с изложенным третье лицо ИП Боргояков Г.Т. просил удовлетворить исковые требования администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в полном объеме.

Третьи лица Боргоякова И.П., Чертыков Ю.С., Салдыгашева Н.Л., Боргояков В.Ю., Кичеев С.Г., Канзычакова В.В., Чистанов О.С., Черников В.П., Субракова Е.И., Кызынгашев И.П., Кравцов Э.В., Боргояков В.Г. в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени его проведения, суду представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. В указанных заявлениях перечисленные третьи лица выразили свое согласие с заявленными исковыми требованиями. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных третьих лиц.

Выслушав участвующих лиц, исследовав показания свидетелей, экспертов, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки и части земельных участков.

Понятие земельного участка, раскрывается в ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, под которым понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Из ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. На основании ст. 35 указанного Закона кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (ст. 36 вышеназванного закона).

В результате выполнения указанных кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором.

В соответствии со ст. 37 Закона «О государственном кадастре недвижимости» в результате кадастровых работ подрядчик передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:

1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);

2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);

3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 38 закона). В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

При составлении межевого плана необходимо использовать утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Суду предоставлены материалы проведенного межевания двенадцати земельных участков (межевые планы), расположенных по адресам:

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Кызынгашев И.П. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Чистанов О.С. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Субракова Е.И. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Канзычакова В.В. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Черников В.П. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Кравцов Э.В. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Чертыков Ю.С. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ год, заказчиком кадастровых работ является Боргоякова И.П. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Боргояков В.Ю. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Салдыгашева Н.Л. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Кичеев С.Г. - далее Участок );

- <адрес>, <адрес> (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком кадастровых работ является Боргояков В.Г. - далее Участок ).

Спорные земельные участки предоставлены Боргояковой И.П., Чертыкову Ю.С., Салдыгашевой Н.Л., Боргоякову В.Ю., Кичееву С.Г., Канзычаковой В.В., Чистанову О.С., Черникову В.П., Субраковой Е.И., Кызынгашеву И.П., Кравцову Э.В., Боргоякову В.Г. в аренду сроком на 12 лет для сенокошения, на основании постановлений главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п. Указанными постановлениями на арендаторов возложена обязанность по осуществлению мероприятий по постановке спорных земельных участков на государственный кадастровый учет.

Судом установлено, что границы земельных участков определены по фактическому пользованию на момент проведения этих работ. Межевание земельных участков проведено кадастровым инженером ИП Боргояковым Г.Т.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости изменением сведений об объекте недвижимости либо прекращением его существования.

В силу п. 1 ст. 22 Закона, в целях проведения государственного кадастрового учета земельного участка в орган кадастрового учета предоставляется заявление о кадастровом учете; межевой план; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждаются установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав такой объект недвижимости в пользу заявителя.

Согласно представленному суду Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденному 1 сентября 2011 года приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, целью деятельности Учреждения (Федеральной кадастровой палаты) является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного технического учета объектов недвижимости, государственного технического учета объектов капитального строительства и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Устава).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Хакасия целью деятельности Филиала является осуществление на территории Республики Хакасия полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Решениями ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в осуществлении кадастрового учета вышеуказанных земельных участков. Основанием для отказа в постановке земельных участков на кадастровый учет послужило несоответствие межевого плана по содержанию требованиям ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также пункту 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», принятым в соответствии с ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре. В частности в нарушение перечисленных норм кадастровым инженером для подготовки межевого плана не использован, утвержденный в установленном порядке, проект перераспределения сельскохозяйственный угодий АО «Баланкульское» Аскизского района Республики Хакасия 1993 года, согласно которому земельный участок образуется из земель, находящихся в коллективно-совместной собственности. Вместе с тем отношения связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно данному закону земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с Указом Президента от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», действовавшим до 25.02.2003, Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», действовавшим до 27.01.2003, колхозы и совхозы обязаны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. Члены колхоза и работники совхоза наделялись правом на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Порядок проведения земельной реформы был установлен Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

В соответствии с пп. 8, 11 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708, утратившего силу с 27 января 2003 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 № 912, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Судом установлено, что Постановлением главы администрации Аскизского района от 18.01.1995 № 49 утверждены материалы перераспределения земель совхозов, в том числе совхоза «Баланкульский» (проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозу «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия). Указанный проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1993 года, а также проект передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия (скорректированный) находятся в архиве государственного фонда данных Управления Росреестра по Республике Хакасия (инвентаризационные номера -доп/ от ДД.ММ.ГГГГ и -доп/ от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из содержания Постановления главы администрации Аскизского района от 18.01.1995 № 49 указанный проект перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Баланкульский» утвержден в связи получением нового планового материала и уточнением площадей, что свидетельствует о его большей актуальности по отношению к проектам, утвержденным ранее.

В ходе судебного разбирательства кадастровый инженер ИП Боргояков Г.Т. подтвердил вывод представителя ответчика о том, что при межевании спорных земельных участков не использовался перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1993 года, утвержденный постановлением Администрации Аскизского района от 18.01.1995 № 49, который является действующим в настоящее время.

Для выяснения вопроса о местонахождении спорных земельных участков и проверки доводов представителя ответчика о наложении земельных участков на земли коллективно-долевой собственности АО «Баланкольское», то есть за пределы земель, находящихся в собственности и в ведении МО Пуланкольский сельский совет в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу была проведена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено специалистам Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации».

Согласно заключению комиссии экспертов (судебной землеустроительной экспертизы) следует, что земельные участки №№ 1, 2, 5, 7, 9, 11 полностью находятся в пределах земель коллективно-долевой собственности АО «Баланкульское», земельные участки №№ 3, 4, 6, 8, 10, 12 частично находятся в пределах границ коллективно-долевой собственности. Данные выводы подтверждаются схемами расположения границ земельных участков, в том числе на проекте земель ТОО «Баланкульское» от 1993 года.

Кроме того, свои выводы члены комиссии экспертов ФИО37., ФИО22 и ФИО38 подтвердили при допросе в ходе судебного разбирательства. При этом ФИО39 пояснил, что наложение границ выделяемых земельных участков на земли коллективно-долевой собственности установлено посредством применения картометрического метода, который позволил достоверно установить наличие факта наложения.

Суд не соглашается с доводом представителя КУМИ администрации Аскизского района Мамышева Э.А. о том, что судебная землеустроительная экспертиза специалистами ГУП РХ «УТИ» проведена неполно, в виду неиспользования картографического материала от 1991 года (проекта передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета), поскольку судом установлено, что проект передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета от 1991 года экспертами не использовался в связи с его отсутствием в госфонде данных Управления Росреестра по Республике Хакасия. При этом экспертами использовались проект перераспределения земель в реорганизуемом совхозе «Баланкульский» Аскизского района Республики Хакасия от 1993 года, а также проект передачи земель в ведение Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия (скорректированный) имеющиеся в архиве государственного фонда данных Управления Росреестра по Республике Хакасия.

Учитывая изложенное, квалификацию и стаж работы экспертов, а также то обстоятельство, что эксперты предупреждались об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, у суда нет оснований подвергать сомнению выводы судебной землеустроительной экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно сказанному земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Суд не соглашается с доводами представителя истца Майнагашевой С.Е., представителя третьего лица - КУМИ администрации Аскизского района Мамышева Э.А., а также третьего лица ИП Боргоякова Г.Т. о незаконности решений ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ об отказе в осуществлении кадастрового учета вышеперечисленных земельных участков, поскольку данные земельные участки предоставлены гражданам в аренду под сенокошение, что не опровергается сторонами. При этом границы всех выделяемых земельных участков выходят за пределы земель, находящихся в собственности либо ведении Пуланкольского сельского совета, и частично либо полностью накладываются на земли коллективно-долевой собственности. В связи с чем постановка земельный участков на кадастровый учет в обозначенных границах нарушит права дольщиков АО «Баланкульское», так как лишит их возможности выделить в счет имеющихся у них на праве собственности долей земельные участки в границах земель коллективно-долевой собственности в местах наложения на них спорных земельных участков. При указанных обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для обязания ответчика поставить на кадастровый учет спорные земельные участки.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре следует, что решение об отказе принимается, если заявление о кадастровом учете или необходимые данные кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям.

В силу подп. 5 п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются в том числе утвержденные в установленном порядке проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестр» по РХ обоснованно вынесло оспариваемые решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета спорных земельных участков, при установленных судом обстоятельствах спорные земельные участки не подлежат постановке на государственный кадастровый учет, в связи с чем исковые требования администрации Пуланкольского сельского совета не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В ходе судебного разбирательства на основании определения Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ специалистами ГУП РХ «УТИ» проведена судебная землеустроительная экспертиза. Расходы по проведению экспертизы возложены судом на истца - администрацию Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, общая стоимость работ составила 98111 рублей 98 копеек. Из информации начальника ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Пуланкольского сельского совета Аскизского района произведена частичная оплата проведенной землеустроительной экспертизы в размере 50 000 рублей, в связи с чем начальник ГУП РХ «УТИ» просит взыскать с администрации Пуланкольского сельского совета неоплаченную часть расходов за подготовку экспертного заключения в размере 48 111 рублей 98 копеек.

Учитывая, что суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требований администрации Пуланкольского сельского совета, судебные расходы, связанные с оплатой судебной землеустроительной экспертизы, подлежат взысканию с истца. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с администрации Пуланкольского сельского совета в пользу ГУП РХ «УТИ» неоплаченную часть расходов, связанных с проведением судебной землеустроительной экспертизы, в размере 48 111 рублей 98 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия о признании решений незаконными и об обязании совершить определенные действия.

Взыскать с администрации Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» судебные расходы, связанные с подготовкой заключения землеустротельной судебной экспертизы, в размере 48111 руб. 98 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Аскизского районного суда                                      И.М. Петров

Мотивированное решение подготовлено и подписано 2 февраля 2013 года

Судья Аскизского районного суда                                      И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:     И.М. Петров

2-4/2013 (2-725/2012;) ~ М-657/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Пуланкольского сельского совета
Ответчики
Росреестр
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Судья
Петров Игорь Михайлович
Дело на странице суда
akzisky--hak.sudrf.ru
18.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2012Передача материалов судье
22.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.07.2012Предварительное судебное заседание
14.08.2012Судебное заседание
22.08.2012Судебное заседание
18.12.2012Производство по делу возобновлено
18.12.2012Судебное заседание
11.01.2013Судебное заседание
16.01.2013Судебное заседание
24.01.2013Судебное заседание
24.01.2013Судебное заседание
01.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2013Дело оформлено
01.07.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее