Дело <НОМЕР>
УИД <НОМЕР> 29MS0067-01-2023-001462-62
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. <АДРЕС> <ДАТА1>
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Холмогорского судебного района Архангельской области, мировой судья судебного участка № 2 Холмогорского судебного района Архангельской области Новожилова М.В., рассмотрев в помещении судебного участка по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Октябрьская, 10, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу - старшего судебного пристава Вайчис <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> <ОБЕЗЛИЧЕНО>, паспорт РФ <НОМЕР>,
установил:
постановлением исполняющего обязанности прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА3> в отношении начальника отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу - старшего судебного пристава Вайчис <ФИО1> было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, по факту неисполнения требования от <ДАТА4> за исх. <НОМЕР>.
Из постановления и.о. прокурора следует, что на основании ст. 6, ст. 22 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации», в связи с рассмотрением в прокуратуре <АДРЕС> района двух обращений <ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА6> о бездействии судебных приставов-исполнителей отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу в адрес начальника ОСП по <АДРЕС> району Вайчис М.И. исполняющим обязанности прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области направлено требование от <ДАТА4> за исх. <НОМЕР> о предоставлении в прокуратуру <АДРЕС> района копий материалов исполнительных производств <НОМЕР> и <НОМЕР> в том числе со сведениями о всех исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, предусмотренных статьями 64, 68, 105 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также копий запросов и ответов на них. Срок предоставления информации не позднее <ДАТА8> Указанное требование не было исполнено, копии запрашиваемых документов в прокуратуру не представлены.
В ответе от <ДАТА9> <НОМЕР> и <НОМЕР> на требование и.о. прокурора от <ДАТА4> <НОМЕР> начальник ОСП по <АДРЕС> району Вайчис М.И. в предоставлении в прокуратуру копий материалов исполнительных производств <НОМЕР> и <НОМЕР>, а также копий документов, подтверждающих принятие по данным исполнительным производствам исполнительных действий и мерах принудительного исполнения, предусмотренных ст. 64, 68, 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также копий запросов и ответов на них, отказала. Копии документов, подтверждающих реализацию сотрудниками ОСП по <АДРЕС> району полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об исполнительном производстве», по исполнительным производствам <НОМЕР> и <НОМЕР> <НОМЕР> в прокуратуру в установленный срок не представлены, что увеличило сроки проведения проверки доводов двух обращений <ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА10> В соответствии с п. 1 указания Генерального прокурора Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» подчиненным прокурорам предписано обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации, о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки, как следует из положений п. 2 ст. 21 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе потребовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В силу ст. 6 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в частности в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Исходя из перечисленных выше норм закона начальник ОСП по <АДРЕС> району - старший судебный пристав Вайчис М.И. обязана была организовать исполнение требований прокурора, а также проконтролировать полноту и своевременность его исполнения.
Деяние квалифицировано прокурором по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В судебном заседании помощник прокурора Булатова М.В. постановление поддержала по основаниям изложенным в нём.
Начальник ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу Вайчис М.И. указала на необоснованность привлечения ее административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Защитник Вайчис М.И. Капралов И.С. с протоколом не согласился, дело об административном правонарушении в отношении Вайчис М.И. просил прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, полагая, что прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, установленных федеральным законом по следующим основаниям.
Прокурор не вправе был рассматривать жалобы <ОБЕЗЛИЧЕНО>» на бездействие судебных приставов-исполнителей и выставлять требование о предоставлении копий материалов исполнительных производств в прокуратуру, проводить проверку, а обязан был перенаправить указанные жалобы уполномоченному законом на их рассмотрение должностному лицу, разъяснив положения п. 2 ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» заявителю.
Из смысла и содержания постановления о привлечении начальника ОСП по <АДРЕС> району к административной ответственности следует, что в связи с поступлением жалоб <ОБЕЗЛИЧЕНО>» прокуратура проводит проверку исполнительных производств, находящихся в производстве ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и НАО.
При этом решение о проведении проверки принятое прокурором или его заместителем в материалах дела отсутствуют. Такое решение не было доведено до сведения Вайчис М.И.
В связи с чем, оснований для выводов о том, что в данном случае у Вайчис М.И. возникла соответствующая обязанность по выполнению требования, установленная п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», не имеется.
Ответ на требование и.о. прокурора был предоставлен своевременно. В ответе содержалась информация о предпринятых исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, принятых по их результатам решениях, а также предложено в случае необходимости ознакомиться с материалами исполнительных производств по месту их ведения в отделении судебных приставов.
Факт рассмотрения и предоставления в прокуратуру в установленный срок ответа на требование никем не оспаривается. Ответ не содержал отказа в предоставлении материалов исполнительных производств для проверки сотрудниками прокуратуры. Таким образом, какого-либо умысла в невыполнении требования прокурора, а тем более препятствий в проведении проверки со стороны Вайчис М.И. не было.
Выслушав помощника прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО2>, защитника <ФИО3> прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет привлечение к административной ответственности.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов установлены в гл. 1 разд. 3 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Полномочия прокурора по осуществлению в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, также указаны в ч. 4 ст. 19 ФЗ «О судебных приставах».
Вместе с тем, положениями ст. 1, 4 ФЗ «О судебных приставах» и ст. 1, 3, 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» на судебных приставов возложены, в частности, такие специфические задачи как принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов, предусмотренных законом.
С учетом особенностей отношений, возникающих на стадии исполнительного производства (как составляющей судебного разбирательства), законом предусмотрен особый механизм контроля за деятельностью судебных приставов при принудительном исполнении ими судебных актов.
В соответствии с положениями разд. 7 ГПК РФ и гл. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочиями по контролю за соблюдением закона на стадии исполнения судебных решений наделен суд.
При этом вопросы, связанные с оценкой законности действий (бездействия) судебных приставов в рамках исполнительного производства, решаются судом по инициативе (жалобам) сторон и других лиц, чьи права и интересы были затронуты (ст. 441, 442 ГПК РФ, ст. 90, 92 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов при осуществлении судом правосудия по гражданским делам ГПК РФ не предусматриваются, и следовательно, не распространяются на стадию исполнения судебных постановлений по гражданским делам.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДАТА12> <НОМЕР> 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу требований п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций предъявления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Исходя из смысла положений Федерального закона <НОМЕР>, осуществление прокурором возложенных на него законом функций предполагает не только наличие у него соответствующих, определяемых законом, полномочий, но соблюдение установленной процедуры их реализации.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения <ФИО4> к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, послужил тот факт, что она, являясь начальником отдела судебных приставов по холмогорскому району УФССП России по <АДРЕС> области, не выполнила требование исполняющего обязанности прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА13> о предоставлении документов в срок до <ДАТА14>
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона <НОМЕР> решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Как следует из материалов дела, начальнику отдела судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области Вайчис М.И. направлено требование исполняющего обязанности прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА13> о предоставлении документов, из текста которого усматривается, что в целях проверки, проводимой прокуратурой по обращениям <ОБЕЗЛИЧЕНО>» о бездействии судебных приставов - исполнителей ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и НАО по исполнению исполнительного производства <НОМЕР>, возбужденного в отношении <ФИО5> в срок до <ДАТА15> необходимо представить в прокуратуру копию исполнительного производства <НОМЕР>, в том числе со сведениями о всех принятых судебным приставом-исполнителем действиях и мерах принудительного исполнения, предусмотренных ст.ст. 64, 68, 105 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об исполнительном производстве», копии запросов и ответов на них.
Таким образом, из смысла и содержания требования и.о. прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> области от <ДАТА13> следовало, что прокуратура проводит проверку исполнительных производств, находящихся в производстве ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и НАО.
При этом решение о проведении проверки принятое прокурором или его заместителем в материалах дела отсутствует. Такое решение не было доведено до сведения начальника ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и НАО.
В связи с чем оснований для выводов о том, что в данном случае у начальника ОСП по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области НАО Вайчис М.И. возникла соответствующая обязанность по выполнению требования, установленная п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 22 Федерального закона <НОМЕР>, не имеется.
Соответственно, в действиях Вайчис М.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В силу ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, когда отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу - старшего судебного пристава Вайчис <ФИО1> прекратить по основанию ст. 24.5 ч. 1 п. 2 настоящего Кодекса - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Холмогорском районном суде <АДРЕС> области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Мотивированное постановление изготовлено <ДАТА1>.
Мировой судья подпись М.В. Новожилова
Верно:
Мировой судья М.В. Новожилова
Дело <НОМЕР>
УИД <НОМЕР> 29MS0067-01-2023-001462-62
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
с. <АДРЕС> <ДАТА17>
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка <НОМЕР> 1 <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области, мировой судья судебного участка <НОМЕР> 2 <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области <ФИО6>, рассмотрев в помещении судебного участка по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 10,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу - старшего судебного пристава Вайчис <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженки с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> <ОБЕЗЛИЧЕНО>, паспорт РФ <НОМЕР>,
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отделения судебных приставов по <АДРЕС> району УФССП России по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу - старшего судебного пристава Вайчис <ФИО1> прекратить по основанию ст. 24.5 ч. 1 п. 2 настоящего Кодекса - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Холмогорском районном суде <АДРЕС> области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Мировой судья М.В. Новожилова