Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2015 года Дело №2-188/2015
с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Булавиной Т.Э.,
при секретаре Топоевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района РХ в интересах Саражаковой П.Ю. к администрации Аскизского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением,
с участием представителя процессуального истца Шмидт Е.И., материального истца Саражаковой П.Ю., представителя ответчика Воропаевой О.Ю.,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился в суд в интересах Саражаковой П.Ю. с иском к администрации Аскизского района РХ об обеспечении ее жилым помещением на территории муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя требование тем, что истица Саражакова П.Ю. (до заключения брака ФИО) относится к категории лиц, из числа детей- сирот, ее родители умерли. Постановлением главы Администрации Аскизского района № № от <дата> истица включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Аскизского района. Поскольку Саражакова П.Ю. своего жилья не имеет и не обеспечена ответчиком жильем до настоящего времени, прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав истицы.
В судебном заседании представитель процессуального истца Шмидт Е.И., действующая на основании распоряжения, материальный истец Саражакова П.Ю. исковые требования поддержали, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Воропаева О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требование не признала, суду пояснила, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государственными полномочиями, исполняемыми за счет средств бюджета субъекта РФ. На <дата> год в бюджете Республики Хакасия для МО Аскизский район предусмотрено № тыс.руб., но на указанные средства обеспечить жильем всех нуждающихся лиц не представляется возможным. В настоящее время имеется более № неисполненных судебных актов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями. Кроме того, указала, что имеются лица, у которых право на получение жилого помещения, возникло ранее и не реализовано, в связи с чем, внеочередное предоставление жилья истице ущемляет права иных лиц, указанных категорий, имеющих право на получение жилья. При поступлении финансовых средств из республиканского бюджета истице будет предоставлено жилое помещение.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования и науки РХ в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, учетного дела истицы, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;….
Как следует из заявления, имеющегося в материалах дела, Саражакова П.Ю. обратилась в прокуратуру Аскизского района с просьбой об обращении в суд в ее интересах с иском о понуждении Администрации Аскизского района предоставить ей жилое помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Родителями истицы Саражаковой П.Ю., которая до заключения брака носила фамилию ФИО, являются <Отец>, <Мать>, что усматривается из свидетельств о ее рождении, свидетельства о заключении брака, решения Аскизского районного суда РХ от <дата>.
В браке истица имеет сына <Сын>, согласно свидетельству о его рождении.
Родители истицы <Отец>, <Мать> умерли <дата>, <дата> соответственно, что следует из свидетельств об их смерти.
В соответствии с постановлением главы Администрации Аскизского района № № от <дата> истица включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Аскизского района РХ.
Из уведомлений Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от <дата>, а также информации Аскизского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «ХХХ» от <дата> следует, что в данных регистрирующих органах отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости в отношении истицы, ее родителей, супруга истицы <Супруг> и ее сына <Сын>.
Сведения о том, что истица является нанимателем какого- либо жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в материалах гражданского дела также отсутствуют.
Таким образом, указанное подтверждает, что Саражакова П.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и не является ни нанимателем какого- либо жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.
Как следует из п.1 ст.8 Закона Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено ст. 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в ст. 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз. вторым и третьим п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Гражданам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.
Пунктом 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" установлено, что действие положений настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии со ст.ст. 1-2 Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ (с изменениями и дополнениями) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Аскизский район наделен государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.
Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает, в том числе предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими возраста 23 лет, если они до достижения возраста 23 лет были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и их право на обеспечение жильем не было своевременно реализовано.
Согласно Диплому о среднем профессиональном образовании № от <дата>, <Истица> в <дата> г. окончила ФГОБУ ВПО «ххх» <адрес>.
Из пояснений истицы следует, что после окончания учебного заведения она вернулась в с. <адрес>, где проживает с мужем и сыном по адресу: <адрес>, в квартире родителей мужа, своего жилья не имеет.
Представленные доказательства свидетельствуют о наличии у Саражаковой П.Ю. права на получение жилого помещения по месту постоянного проживания на территории муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия по договору найма специализированных жилых помещений по категории - лица, из числа детей-сирот, и о том, что до настоящего времени это право не было реализовано. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Доводы представителя ответчика о том, что внеочередное представление жилья истице ущемляет права иных детей- сирот, имеющих право на получение жилья, суд считает необоснованными ввиду следующего.
В силу абз.1 п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В случае, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимости от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.3 ст.10 ГК РФ).
Исковые требования прокурора о предоставлении истице жилого помещения основаны на требованиях Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, гарантирующего детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставящего реализацию указанного права в зависимость от наличия у органа местного самоуправления возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока, а также от наличия финансирования.
Предъявление требований о предоставлении жилого помещения не нарушает права граждан, находящихся в очереди впереди истицы, поскольку последние не лишены возможности на реализацию прав в установленном порядке, в том числе и путем обращения в суд с соответствующими требованиями.
Поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот, производится органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией Аскизского района, и единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, законодателем названо место постоянного проживания этих лиц, у Администрации Аскизского района возникла обязанность по предоставлению Саражаковой П.Ю. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений соответствующего санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления, на территории муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и эти расходные обязательства исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Аскизского района РХ в интересах Саражаковой П.Ю. удовлетворить.
Обязать администрацию Аскизского района Республики Хакасия предоставить Саражаковой П.Ю., <дата> года рождения, родившейся в <адрес>, жилое помещение на территории муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ.
Председательствующий Т.Э. Булавина
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья Т.Э. Булавина