РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 декабря 2013 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Еремеевой А.Н., с участием представителя заявителя Козлова Д.А. – адвоката Грушецкой О.Л., представителя командира войсковой части № капитана юстиции Козырева Е.В., а также помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона лейтенанта юстиции Варушина М.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению капитана запаса Козлова Д. А., проходившего военную службу по контракту в войсковой части № об оспаривании действий Командующего войсками Западного военного округа (далее – Командующий ЗВО) и командира войсковой части №, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава войсковой части без обеспечения жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Козлов обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с подготовкой представления об увольнении заявителя с военной службы, и, действия Командующего ЗВО, связанные с изданием им приказов от 6 сентября 2013 года № и от 14 октября 2013 года № об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава, соответственно, в связи с тем, что последний не обеспечен жилым помещением как по месту прохождения военной службы, так и в избранном после увольнения с военной службы месту жительства.
Козлов, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Представитель заявителя – адвокат Грушецкая, действующая на основании ордера и доверенности, в судебном заседании пояснила, что Козлов проходил военную службу с 1999 года, с 1 декабря 2009 года был выведен в распоряжение, уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, им было избранно постоянное место жительства – <адрес>, в настоящее время проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке – <адрес>.
Как далее пояснила Грушецкая, в декабре 2012 года Козлову стало известно о распределении ему жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 56,3 кв.м. на состав семьи из четырех человек, заявитель дал согласие на оформление квартиры в собственность и съездил в <адрес> для осмотра предлагаемой квартиры, при этом выяснилось, что квартира расположена на окраине города, нет никакой инфраструктуры, после чего 3 июня 2013 года им был написан рапорт на имя командира войсковой части № начальнику Западного РУЖО о внесении изменений в единый реестр военнослужащих на изменение места жительства, повторный рапорт написан 11 июня 2013 года.
Грушецкая также пояснила, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение постоянным жильем в избранном месте жительства, могут до получения жилого помещения изменить избранное место жительства, для чего подают соответствующее заявление в орган жилищного обеспечения МО РФ, при этом количественного ограничения отказа от жилых помещений не установлено, после отказа от распределенного жилья и изменения избранного места жительства Козлов был уволен с военной службы со ссылкой на то, что он обеспечен служебным жилым помещением, однако служебное жилое помещение находится в закрытом военном городке, договор социального найма на данную квартиру у него не заключен и после увольнения с военной службы он вынужден будет освободить занимаемое служебное жилое помещение, жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма или в собственность в настоящее время не обеспечен и своего согласия на увольнение не давал, а кроме того, у него изменился состав семьи в связи с рождением 22 ноября 2013 года дочери - Арины, поэтому он не может быть уволен с военной службы и подлежит восстановлению на военной службе.
Представитель командира войсковой части № – Козырев Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования Козлова не признал и пояснил, что заявитель, находящийся в распоряжении командира войсковой части № с 2009 года подлежал увольнению с военной службы по ОШМ после предоставления жилого помещения в избранном месте жительства – в <адрес>, в декабре 2012 года ему было распределено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 56,3 кв.м. на состав семьи из четырех человек и 17 апреля 2013 года начальником территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТО «Западрегионжилье») вынесено решение № о распределении указанного жилого помещения Козлову и членам его семьи, данное решение заявителем получено 25 апреля 2013 года. Далее Козлов был направлен в служебную командировку для подписания договора социального найма, однако договор социального найма не подписал, от указанного жилья отказался, представив рапорт от 3 июня 2013 года, в котором указал, что в районе, в котором расположена квартира, нет никакой инфраструктуры, что осложняет проживание в ней, отсутствуют детская поликлиника, магазины, аптеки, рабочие места и одновременно избрал местом жительства <адрес>.
Далее Козырев пояснил, что поскольку Козлов сознательно начал затягивать процесс увольнения его с военной службы, злоупотребляя своим правом в выборе места жительства, по данному факту было проведено служебное разбирательство, по результатам которого было принято решение об увольнении его с военной службы, и, поскольку, такие основания для отказа, как отсутствие инфраструктуры в районе предоставления жилого помещения отсутствуют, заявитель обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам, командир войсковой части № и начальник ТО «Западрегионжилье» приняли все меры, предусмотренные законом по обеспечению военнослужащего жилым помещением перед увольнением с военной службы, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать.
Козырев также пояснил, что Козлов обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы общей площадью 58,5 кв.м., что выше учетной нормы, он состоит в списках очередников, нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с чем выселению из указанного жилого помещения не подлежит, а кроме того заявитель, действительно проживая в закрытом военном городке, не подлежал увольнению с военной службы без предоставления жилого помещения, однако поскольку он до дня увольнения добровольно отказался от получения и заключения договора социального найма жилого помещения, площадь которого соответствовала норме предоставления заявителю жилого помещения - без каких-либо законных оснований, дополнительно изменив избранное место жительства после увольнения, он был уволен из рядов ВС РФ на законных основаниях, а кроме того, тот факт, что у заявителя в настоящее время изменился состав семьи не имеет юридического значения, поскольку оспариваемые приказы изданы ранее и причинами отказа от распределенного жилого помещения не являлось его не соответствие социальной норме предоставления жилого помещения.
Командующий ЗВО, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, его представитель по доверенности – Гуляев В.Г. представил письменные возражения, в которых просит в удовлетворении требований Козлова отказать, поскольку согласно положениям п. 14 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не ставится в зависимость от увольнения с военной службы, нарушений порядка увольнения допущено не было, просит рассмотреть дело без его участия.
Начальник ТО «Западрегионжилье», надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, в представленных в суд возражениях требования Козлова не признает и поясняет, что военнослужащий в установленном порядке был признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства – в <адрес>, на состав семьи из четырех человек, ему было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 56,3 кв.м., на получение которого он дал согласие и 17 апреля 2013 года принято решение № о предоставлении ему и членам его семьи данного жилого помещения, решение получено Козловым лично – 25 апреля 2013 года, до настоящего времени он не получил договор социального найма, о причинах неявки за договором не известил, в связи с чем считает, что в удовлетворении требований надлежит отказать.
Помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона лейтенант юстиции Варушин М.В., в своем заключении полагал необходимым в удовлетворении требований Козлова отказать, поскольку законодательством не предусмотрено право выбора конкретного жилого помещения, района, его благоустройства, наличия инфраструктуры.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление Козлова рассмотрено в отсутствие заявителя, Командующего ЗВО и начальника ТО «Западрегионжилье», поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав доводы сторон и заключение помощника военного прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Поквартирной карточкой от 22 января 2013 года, справками РЭР № филиала «Архангельский» ОАО «Славянка» от 22 января 2013 года №б, лицевым счетом №, подтверждается, что Козлов Д.А. и члены его семьи: супруга – Козлова Л.А., сын – Козлов Вячеслав, 2007 года рождения и сын – Козлов Арсений, 2010 года рождения временно – по 29 октября 2015 года, зарегистрированы в доме, принадлежащем Министерству обороны РФ в <адрес> <адрес>, без оформления договора.
Из копии извещения о распределении жилого помещения от 7 декабря 2012 года № усматривается, что Козлову на состав семьи в количестве 4 человек распределено (с учетом имеющейся собственности 15,75 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> <адрес>.
Как видно из заявления Козлова Д.А. на имя начальника ФГУ «Западрегионжилье» от 23 января 2013 года, он и члены его семьи согласны на получение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, просит предоставить ему указанное жилое помещение в собственность бесплатно.Согласно заявления Козлова Д.А. от 25 декабря 2012 года на имя начальника ТО «Западрегионжилье», в связи с невозможностью прибытия в г. Архангельск для получения извещения от 7 декабря 2012 года о распределении квартиры, он просит оформить данное извещение с его согласием на данную квартиру в собственность (бесплатно) на состав семьи из четырех человек.
Решением начальника ТО «Западрегионжилье» от 17 апреля 2013 года № подтверждается, что Козлову Д.А. и членам его семьи: супруге -Козловой Л.А., а также сыновьям Вячеславу и Арсению предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 56,30 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>, договор социального найма надлежит заключить до 17 июня 2013 года.
Как усматривается из заявления Козлова от 28 мая 2013 года на имя начальника ТО «Западрегионжилье», он просит внести изменения в единый реестр военнослужащих с <адрес>, от квартиры, расположенной по адресу: <адрес>) <адрес> отказывается в связи с тем, что в данном районе отсутствует инфраструктура, что осложняет проживание в ней.
Так, рапортами Козлова на имя командира войсковой части № от 3 и 11 июня 2013 года подтверждается, что он просит внести изменения в единый реестр военнослужащих с <адрес>, от квартиры, расположенной по адресу: <адрес> отказался в связи с отсутствием инфраструктуры в данном районе и изменением избранного после увольнения места жительства.
Как видно из заключения по материалам служебного разбирательства от 13 июня 2013 года, по факту отказа военнослужащего войсковой части № капитана Козлова Д.А. заключать договор социального найма, проведено разбирательство, в ходе которого установлено, что Козлов в мае 2013 года, прибыв для заключения договора социального найма, осмотрел его и отказался от его заключения, сообщив причину отказа в виде отсутствия инфраструктуры, что свидетельствует о злоупотреблении предоставленного ему права на получение МО РФ жилого помещения до увольнения из рядов ВС РФ.
Согласно приказа Командующего ЗВО от 6 сентября 2013 года № капитан Козлов Д.А., состоящий в распоряжении командира № Командования ВВС и ПВО уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспечен служебным жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Из выписки из приказа Командующего ЗВО от 14 октября 2013 года № усматривается, что капитан Козлов Д.А., состоящий в распоряжении командира войсковой части № и уволенный с военной службы в запас на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключен из списков личного состава воинской части с 6 ноября 2013 года, его календарная выслуга лет по состоянию на 6 ноября 2013 года составляет 14 лет 3 месяца.
Копией свидетельства о рождении от 23 ноября 2013 года № № подтверждается, что 22 ноября 2013 года у Козлова Д.А. и Козловой Л.А. родилась дочь – Арина.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого же Федерального закона, согласно которому указанные военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Министр обороны РФ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» в целях соблюдения установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих, издал приказ от 30 сентября 2010 года № 1280, утвердивший Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Согласно п.п. 11-12 Инструкции жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения.
Как видно из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной Службы Безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р в него включен <адрес>
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку Козлову, проживающему в закрытом военном городке, имеющему выслугу более 10 лет и подлежащему увольнению с военной службы с 2009 года по одному из льготных оснований – в связи с организационно-штатными мероприятиями, а поэтому имеющему право на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, было предоставлено жилое помещение в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства по установленным нормам на тот состав семьи (4 человека), который у него фактически был на момент предоставления (с учетом имеющейся собственности 15,75 кв.м.), с получением которого заявитель сначала добровольно согласился, а затем необоснованно отказался, мотивируя свой отказ исключительно отсутствием инфраструктуры в районе, в котором расположено распределенное жилое помещение, и, изменил избранное место жительство, и, так как действующее законодательство не предусматривает для военнослужащих возможности выбора конкретного жилого помещения в рамках установленных жилищным законодательством условий пригодности жилья для проживания, а также выбора района, его благоустройства, наличия инфраструктуры, поэтому органами военного управления до даты отказа заявителя получить предоставленное ему жилое помещение фактически была выполнена обязанность по соблюдению требований ст. 23 Федерального закона, запрещающей увольнение с военной службы такой категории военнослужащих, к которым относится Козлов, в связи с чем действия командира войсковой части №, связанные с направлением Командующему ЗВО ходатайства об увольнении Козлова с военной службы, в связи с его злоупотреблением правом, и, действия Командующего ЗВО, связанные с изданием приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении из списков личного состава войсковой части, после необоснованного отказа от предоставленного жилого помещения суд признает законными и обоснованными, а требования Козлова – не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Что же касается доводов заявителя и его представителя о том, что он просил предоставить ему указанное жилое помещение в собственность бесплатно, при этом вопреки его волеизъявления это жильё ему было предоставлено по договору социального найма, то эти доводы не влияют на выводы суда и отвергаются по тем основаниям, что решение о предоставлении ему жилого помещения по указанному основанию Козлов не оспаривал, а кроме того, из его рапортов об отказе от предоставленного жилого помещения также не усматривается его несогласие с получением жилого помещения именно по договору социального найма.
Не влияют на выводы суда и доводы о том, что по месту службы Козлов проживает без документального оформления.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 211 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░