Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2014г. Первомайский районный суд г.Ростова н/Д
в составе: председательствующего судьи Сокиркиной Т.И.,
при секретаре Шатиловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Городская коммунальная служба» о признании деятельности незаконной и обязании получения разрешительной документации на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ,
У С Т А Н О В И Л:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
В соответствии с планом работы Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Городская коммунальная служба» прав граждан на благоприятную окружающую среду хозяйствующими субъектами при организации и осуществлении деятельности по обращению с отходами на территории <адрес> в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и об охране атмосферного воздуха.
Основным видом деятельности ООО «ГКС» является предоставление услуг по вывозу отходов производства и потребления от населения <адрес> Деятельность предприятия осуществляется на одной производственной площадке, расположенной в промышленной зоне <адрес>. Предприятием для транспортирования отходов используется автотранспорт. Открытая стоянка автотранспорта является стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферу. При прогреве двигателей спецавтомашин, при въезде и выезде с территории предприятия, в атмосферный воздух поступают сернистый ангидрит, оксиды азота и углерода, предельные углеводороды. В арендованном помещении, предприятием оборудован бокс для ремонта автотранспорта. В помещении установлен сверлилный станок, оборудовано 3 сварочных поста. В результате технологического оборудования в атмосферный воздух поступают взвешенные вещества, железа оксид, марганец оксид и иные загрязняющие вещества. Указанные источники имеют постоянные координаты и являются стационарными. Поступающие в атмосферный при работе оборудования и транспорта вещества подлежат государственному учету и нормированию в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010г. №579.
Однако инвентаризация выбросов ООО «ГКС» не проведена, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны, выбросы от стационарных источников осуществляются в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, поэтому Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд: признать незаконной деятельность ООО «Городская коммунальная служба» по эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую среду, расположенных по адресу: <адрес> в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект предельно допустимых выбросов, инвентаризации
выбросов вредных (загрязняющих) веществ; обязать ответчика в течение 3-месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий: проведения инвентаризации источников выбросов с целью выявления источников загрязнения атмосферного воздуха и определения качественного и количественного состава выбросов, выделяющихся в ходе технологических процессов производства; получения утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании ст.помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Одинойченко Д.О. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Губарева Е.Н., действующая по доверенности, иск не признала, ссылаясь на то, что ООО «ГКС» 30.05.2014г. заключило с <данные изъяты>» договор на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработку проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ). За указанное правонарушение и руководитель и ООО «ГКС» привлечены к административной ответственности. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 ст.23 указанного закона предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.39 этого же Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п.1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (п. 4).
Согласно ст.1 ФЗ №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Пунктом 1 ст.12 Федерального закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выброса таких веществ - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ указанного закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абз.2 п.1).
В силу п.1 ст.16, п.1 ст.22 закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий; юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 №373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.
В соответствии с требованиями п.п.6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании установлено, что ООО «Городская коммунальная служба» является юридическим лицом (л.д.16-17) и в соответствии с уставом основным видом деятельности предприятия является предоставление услуг по вывозу отходов производства и потребления от населения <адрес>, удаление и обработка твердых отходов, сточных вод (л.д.18-38).
В соответствии с планом работы Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «Городская коммунальная служба» прав граждан на благоприятную окружающую среду хозяйствующими субъектами при организации и осуществлении деятельности по обращению с отходами на территории <адрес> в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и об охране атмосферного воздуха.
Так, проверкой установлено, что деятельность предприятия осуществляется на одной производственной площадке, расположенной в промышленной зоне <адрес> по адресу: <адрес> Предприятием для транспортирования отходов используется автотранспорт. Открытая стоянка автотранспорта является стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферу. При прогреве двигателей спецавтомашин, при въезде и выезде с территории предприятия, в атмосферный воздух поступают сернистый ангидрит, оксиды азота и углерода, предельные углеводороды. В арендованном помещении, предприятием оборудован бокс для ремонта автотранспорта. В помещении установлен сверлилный станок, оборудовано 3 сварочных поста. В результате технологического оборудования в атмосферный воздух поступают взвешенные вещества, железа оксид, марганец оксид и иные загрязняющие вещества. Указанные источники имеют постоянные координаты и являются стационарными. Поступающие в атмосферный при работе оборудования и транспорта вещества подлежат государственному учету и нормированию в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.12.2010г. №579.
Однако инвентаризация выбросов ООО «ГКС» не проведена, нормативы предельно допустимых выбросов не разработаны, выбросы от стационарных источников осуществляются в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ (л.д.10-12 – справка по результатам проверки).
Факт имеющихся нарушений представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается.
За нарушение природоохранного законодательства ООО «ГКС» и должностное лицо ООО «ГКС» привлечены постановлением Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов РО к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (л.д.44-48, 49-53).
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ст.1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Настоящее исковое заявление подано в пределах полномочий, определенных в ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и ч.1 ст.45 ГПК РФ.
Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности в отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Поэтому, с учетом указанных обстоятельств иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя ответчика о том, что 30.05.2014г. ООО «ГКС» был заключен договор с ООО «Эко-М» на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработку проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ» (л.д.54-55), а поэтому считает, что указания прокурора выполнены, не является основанием для отказа в иске, т.к. заключение договора еще не свидетельствует о том, что его условия будут выполнены сторонами. Так, договор заключен 30.05.2014г. и срок его исполнения в течение 60 дней со дня перечисления 50% предоплаты, а оплатил ответчик 50% только 16.07.2014г., следовательно, с этого времени начинает течь срок исполнения договора, а в случае неоплаты второй суммы, договор может быть не исполнен.
Предприятие продолжает работу с нарушениями, выявленными при проведении проверки.
Учитывая, положения п.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, исходя из объема и сроков получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, предусмотренных п.8.1 Регламента, суд полагает возможным установить срок для выполнения обязанности по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на получение утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в течение 3-месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконной деятельность ООО «Городская коммунальная служба» по эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую среду, расположенных по адресу: <адрес> в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект предельно допустимых выбросов, инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Обязать ООО «Городская коммунальная служба» устранить нарушения природоохранного законодательства путем выполнения следующих действий: проведения инвентаризации источников выбросов с целью выявления источников загрязнения атмосферного воздуха и определения качественного и количественного состава выбросов, выделяющихся в ходе технологических процессов производства; получения утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова н/Д в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Окончательная форма решения суда изготовлена 28.07.2014г.
Судья: