24RS0002-01-2021-006494-70
№ 2-3582/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при помощнике судьи Кононюк Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора Коняшкиной Л.А.,
представителя истца (ответчика по встречным искам) по доверенности Капустиной С.А.,
ответчиков (истцов по встречным искам) П.а П.И., Губенко Р.Е.,
законного представителя ответчика П. Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Ачинска к П.у П. И., Губенко Р. Е. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности, регистрации перехода права собственности, определении выкупной цены жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречному иску Ачинского городского прокурора в интересах П.а П. И., Губенко Р. Е. о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ачинска обратилась с иском к П.у П.И., Губенко Р.Е. о прекращении права собственности на жилое помещение общей площадью 34,90 кв.м по адресу <адрес>; признании права собственности за муниципальным образованием на это жилое помещение, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение на имя муниципального образования г. Ачинска Красноярского края, определении выкупной цены жилого помещения в размере 1023361 руб., выселении Губенко Р.Е. из жилого помещения по адресу <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Петров П.И. и Губенко Р.Е. являются собственниками вышеуказанного жилого помещения по 1/2 доли в праве собственности у каждого, согласно договору купли-продажи от 17.10.2012 г. После смерти Петрова Е.П. ДД.ММ.ГГГГ в наследство вступил его отец Петров П.И. Заключением Межведомственной комиссии № 164 от 30.08.2016 г. <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации г. Ачинска от 09.09.2016 г. № 2904-р директору МКУ «Управление капитального строительства» поручено подготовить и провести мероприятия по сносу аварийного жилого дома в срок до 31.12.2018, КУМИ администрации г. Ачинска поручено провести мероприятии по расселению граждан. Распоряжениями №4171-р от 20.12.2018 срок проведения работ по сносу <адрес> определен до 31.12.2024 г. 15 мая 2019 года П.у П.И. и Губенко Р.Е. направлено требование о сносе жилого дома в течение двух месяцев, которое возвращено за истечением срока хранения 03.07.2019 г. Снос жилого дома в указанный срок не произведен ответчиками. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 №298-п принято решение об изъятии земельного участка и жилого помещения <адрес> в многоквартирном жилом <адрес>. 17 сентября 2021 года собственникам спорного жилого помещения было направлено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения, которое получено ответчиками П.ым П.И. и Губенко Р.Е. Ответчики выбрали способ возмещения за изымаемое жилое помещение в виде предоставления другого жилого помещения в рамках программы переселения. В соответствии с разъяснениями, которые даны в п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г. и ст. 32 ЖК РФ, право собственности П.а П.И. и Губенко Р.Е. на спорное жилое помещение подлежит прекращению, за муниципальным образованием г. Ачинск должно быть признано и зарегистрировано право собственности на спорное жилье.. В соответствии с п.8.2 ст. 32 ЖК РФ, п. 5.1 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, за изымаемое жилое помещение собственникам жилья выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. По состоянию на 30.08.2016 (дату признания дома аварийным и подлежащим сносу) ответчик Губенко Р.Е. являлся собственном 2/3 доли <адрес> по адресу: <адрес>, в связи с чем, ответчикам предложена выплата возмещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от которой ответчики отказались. Согласно отчету №4ЧПО (12)/2021, по состоянию на 17.03.2021 г. выкупная цена жилого помещения <адрес> составляет 1023361 руб. До настоящего времени иные убытки ответчиками не предъявлены. В спорном жилом помещении <адрес> зарегистрирован и проживает Губенко Р.Е., который при изъятии жилого помещения также подлежит выселению (л.д.4-5).
Ачинский городской прокурор в интересах П.а П. И. и Губенко Р. Е. обратился в суд со встречным иском к Администрации г. Ачинска о предоставлении истцам жилого помещения в собственность взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что Губенко Р.Е. и Петров П.Е. являются собственниками жилого помещения <адрес> на основании договора купли-продажи от 17.10.2012г. и свидетельства о праве на наследство по закону от 07.09.2021 года. Заключением Межведомственной комиссии № 164 от 30.08.2016 г. <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации г. Ачинска 09.09.2016 г. № 2904-р (в редакции от 20.12.2018 №4171р) определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2014 г. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» вышеуказанный жилой дом включен в данную региональную адресную программу. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 №298-п «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>. П.у П.И., Губенко Р.Е. администрацией г. Ачинска 17.09.2021 года было направлено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 1023361,00 руб. Собственники не согласились с выкупом, выразили волеизъявление о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан в Красноярском крае, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения, а также с учетом выраженного волеизъявления истцов о предоставлении другого жилого помещения в замен изымаемого, истцам подлежит предоставлению равнозначное жилое помещение (л.д. 54-56).
Определением суда от 17.11.2021 г. к участию в деле в качестве законных представителей несовершеннолетнего ответчика Губенко Р.Е. привлечены П. Т.П., Губенко Е.А. (л.д. 68).
В судебном заседании представитель Администрации г. Ачинска по доверенности (л.д. 7) Капустина С.А. исковые требования Администрации г. Ачинска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, против удовлетворения встречных исковых требований возражала. Пояснила о том, что предоставление другого жилого помещения это право органа местного самоуправления, а не обязанность. На момент признания дома аварийным, у ответчиков имелась площадь в другом жилом помещении, следовательно у ответчиков отсутствуют основания для предоставления им мер поддержки. Администрация г. Ачинска избрала способ возмещения за жилое помещение в виде выплаты выкупной стоимости. Право собственности ответчика Губенко Р.Е. на другое жилое помещение возникло в 2012 году, в то время как спорный дом признан аварийным в 2016 году.
Ответчик (истец по встречному иску) Петров П.И. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержал, против удовлетворения требований администрации г. Ачинска возражал. Петров П.И. пояснил, что не согласен с предложенной администрацией выкупной стоимостью жилого помещения. Писал заявление в администрацию г. Ачинска о предоставлении жилья, взамен изымаемого. Фактически в спорном жилом помещении он не проживает и не зарегистрирован, его вещей в квартире не имеется. Петров П.И. также пояснил, что долю в спорном жилом помещении он унаследовал после смерти сына. В квартире остались вещи умершего сына.
Законный представитель несовершеннолетнего собственника Губенко Р.Е. - П. Т.П. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержала, против удовлетворения требований администрации возражала. Дополнительно пояснила, что предлагаемая администрацией г. Ачинска сумма не достаточна для приобретения равнозначного жилого помещения. Собственником доли в спорном жилом помещении является ее сын -Губенко Р.Е., который в спорном помещении никогда не проживал и не состоял на регистрационном учете в этом помещении, вещей Губенко Р.Е. в данной квартире нет.
Ответчик (истец по встречному иску) Губенко Р.Е. поддержал доводы законного представителя П. Т.П.
Помощник прокурора Коняшкина Л.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила о том, что исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Росреестра надлежащим образом извещен о слушании дела (л.д. 70), в суд не явился, причины неявки не сообщил, ходатайств суду не представил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 35 ГПК РФ лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению, встречные требования Ачинского городского прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счёт средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок к одном календарном году и которая должна быть реализована, не позднее срока, установленного статьей 11 названной статьи. Размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - это общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1. настоящей статьи.
В соответствии с ч.10 и 11 ст. 16 указанного Закона, сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда варьируются в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.
Пунктом 3.5 Программы определено, что этапы Программ должны быть реализованы муниципальным образованием не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п. 5.1 Программы, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственниками жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Пунктом 5.2 Программ предусмотрено, что финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата возмещения, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 17.10.2012 г. Петров Е.П. и П. Т.П., действующая как законный представитель своего малолетнего сына Губенко Р.Е., приобрели в долевую собственность (по 1/2 доли в праве) жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью 34,9 кв.м. Пунктом 3 Договора предусмотрено, что стороны оценивают вышеуказанную квартиру в сумме 400000 руб. Данный договор купли-продажи зарегистрирован в Росреестре 26.10.2012 г. (оборот л.д.24-25), что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (оборот л.д. 25-26) и выпиской из ЕГРН (л.д. 27,31,32-34,45,46).
Согласно записи акта о рождении №38 (л.д. 40) Губенко Р. Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом является Губенко Е. А., матерью П. Т. П..
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 07.09.2021 г. (оборот л.д. 22) Петров П.И. унаследовал после смерти своего сына Петрова Е.П. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно копий форм №1П (л.д. 52,53) и копий паспортов (л.д. 22,23), Петров П.И. с 27.06.1977 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>; Губенко Р.Е. с 30.11.2012 года зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Постановлением №351-п от 11.10.2011 года «Об утверждении адресных списков внутригородских объектов недвижимости» утверждено переименование адреса <адрес> (л.д. 72-73).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по заключению межведомственной комиссии №164 от 30.08.2016 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8).
Распоряжением Администрации г. Ачинска от 09.09.2016 года №2904-р (л.д. 10) принято решение о проведении сноса жилых домов, в том числе, жилого <адрес>. На директора МКУ «Управление капитального строительства» возложена обязанность в срок до 31.12.2018 года подготовить и провести мероприятия по сносу, председателю КУМИ провести мероприятии по расселению граждан, расторгнуть договора найма жилых помещений, уведомить собственников помещений о сносе жилых домов и о принятом решении об изъятии жилых помещений, подготовить постановление администрации г. Ачинска «Об изъятии у собственников жилых помещений», после расселения граждан и изъятии жилых помещений утвердить акты о выведении жилых домов из эксплуатации, направить информацию о расселении жильцов, получить акты о сносе (л.д. 9).
Распоряжением администрации г. Ачинска №4171-р от 20.12.2018 года (оборот л.д. 9) в п. 1 распоряжения Администрации г. Ачинска от 09.09.2016 года №2904-р внесены изменения. Установлен срок до 31.12.2024 года.
15 мая 2019 администрация г. Ачинска направила Петрову Е.П., Губенко Р.Е. требование о проведении сноса жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и получении разрешения на это в течение двух месяцев с момента получения требования, в противном случае Администрацией г.Ачинска будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 10). Указанное требование возвращено отправителю по истечению срока хранения (л.д. 11-12,13).
Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года №298-п «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» постановлено: изъять для муниципальных нужд земельные участки под многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; изъять жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Ачинск (л.д. 14). В перечень земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, входит земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> и, в том числе, жилое помещение <адрес>, расположенное по указанному адресу (л.д. 15-17)
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением №1 к данной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными - до 01.01.2017г., в том числе и дом по адресу <адрес>, количеством расселяемых граждан - 20, с планируемой датой расселения 31.12.2022 г. (л.д.82-88).
В разделе 5 программы определен механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения, где в п.5.1. предусмотрено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация ограничения (обременения) в виде изъятия у собственников спорного жилого помещения в пользу Администрации г. Ачинска на основании Постановления не произведена (л.д. 27,31,32-34,45,46).
17 сентября 2021 года Администрация г. Ачинска направила П.у П.И. и Губенко Р.Е. уведомление и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 1023361 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 18, оборот л.д. 19-20,21 ).
В проекте соглашения Администрацией г. Ачинска предложено собственникам жилого помещения П.у П.И., Губенко Р.Е. передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение по адресу <адрес>, а Администрация уплатит собственникам размер возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию в соответствии с п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, предложен размер возмещения в сумме 1023361 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 21).
24 сентября 2021 года П.ым П.И. и Губенко Р.Е. подали руководителю КУМИ Администрации г. Ачинска заявления об отказе от выплаты возмещения за аварийное жилое помещение, просили предоставить равнозначное жилого помещение (л.д. 19, оборот л.д. 20).
С учетом требований ст.32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Ачинска в установленном законом порядке принято решение о признании жилого дома по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в данном доме, о чем направлены уведомления собственникам изымаемых квартир. В связи с изложенным Администрация г. Ачинска вправе в судебном порядке требовать прекращения права собственности П.а П.И. и Губенко Р.Е. на спорную квартиру.
Порядок определения возмещения за жилое помещение определен в ст.32 ЖК РФ. Согласно части 8.2. указанной статьи граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанная норма ведена в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019.
Как установлено ст.6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3).
Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ положений о применении указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, не содержит.
При таком положении, суд приходит к выводу, что жилищные права и обязанности сторон, вытекающие из ст.32 Жилищного кодекса РФ, возникли до 2019 года, в связи с чем положения части 8.2 ст.32 ЖК в рассматриваемом споре применению не подлежат. В связи с этим доводы представителя Администрации г. Ачинска о наличии у Губенко Р.Е. до 2016 г. в собственности иного жилого помещения являются не состоятельными и не подлежат учету при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что собственники помещения по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060"О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого предоставляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, право выбора которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения, Петров П.И. и Губенко Р.Е. выразили волеизъявление об отказе от подписания соглашения с Администрацией г. Ачинска о выплате возмещения за принадлежащее им аварийное жилое помещение и предоставлении им равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требований прокурора <адрес> в интересах П.а П.И. и Губенко Р.Е. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Собственникам жилого помещения П.у П.И. и Губенко Р.Е. подлежит предоставлению Администрацией г. Ачинска взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 34,90 кв.м.
Поскольку собственниками жилого помещения выбран способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения, при этом, доказательств тому, что им предлагалось равнозначное жилое помещение, от которого они отказались, в деле не имеется, суд полагает, что данные обстоятельства исключают возможность удовлетворения требований Администрации г. Ачинска об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной стоимости жилого помещения.
В связи с изложенным исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению,
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением равноценного возмещения должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима. При этом прекращение права собственности П.а П.И. и Губенко Р.Е. на спорное жилое помещение и признание права собственности за муниципальным образованием г. Ачинск влечет государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая возможна в соответствии со ст. 60 данного Закона только после предоставления документов, подтверждающих предоставление возмещения за изымаемое жилое помещение.
Требования администрации г. Ачинска Красноярского края о прекращении права собственности П.а П.И. и Губенко Р.Е. на изымаемое у них аварийное жилье, признании права собственности на него за муниципальным образованием подлежат удовлетворению после предоставления ответчикам по первоначальному иску другого жилого помещения взамен изымаемого.
Требования администрации г. Ачинска Красноярского края о выселении Губенко Р.Е. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик Губенко Р.Е. по указанному адресу не проживает и в данном помещении не зарегистрирован, вещей его в данном помещении также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации г. Ачинска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить П.у П. И. и Губенко Р. Е. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 34,9 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 34,9 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право долевой собственности П.а П. И. и Губенко Р. Е. по 1/2 доли у каждого в праве на <адрес> общей площадью 34,9 кв.м., после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 34,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления П.у П. И. и Губенко Р. Е. равнозначного жилого помещения.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 34,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления П.у П. И. и Губенко Р. Е. равнозначного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Ачинска о выселении Губенко Р. Е. и об определении выкупной цены жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021 года.