гражданское дело № 2-157/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 12 августа 2020 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Богдановой О.А.,
при секретаре Елпатовой Е.Г.,
с участием истца Лелёхиной Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лелёхиной Татьяны Дмитриевны к Администрации города Абазы о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
истец Лелёхина Т.Д. обратилась в суд с иском к Администрации г. Абаза, указав, что с № она является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи в надлежащем виде заключен не был, участок продан по устной договоренности с передачей денежных средств продавцу и передачей ей членской книжки. С указанного времени она добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком, использовала его для ведения садово-огороднической деятельности на протяжении 18 лет, оплачивала членские взносы, платежи за электроэнергию. На протяжении всего времени владения земельный участок никем не истребовался. Просит признать право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
Определением суда от 29.07.2020 в качестве соответчиков по гражданскому делу по иску Лелёхиной Т.Д. привлечены Хохлова Н.Н., Кий В.Н.
29.07.2020 Лелёхина Т.Д. предоставила в суд уточнения к исковому заявлению, где заявила исковые требования, в том числе к ответчикам Кий В.Н., Хохловой Н.Н.
В судебном заседании истец Лелёхина Т.Д. заявленные исковые требования поддержала, привела доводы, указанные в заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Абаза Рудакова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, где также указала, что не возражает против удовлетворения требований, в случае их доказанности.
Ответчики Хохлова Н.Н., Кий В.Н. в зал судебного заседания не явились, в письменном заявлении требования истца признали полностью, пояснили, что на земельный участок, расположенный пор адресу: <адрес>, оставшийся после смерти отца ФИО1 не претендуют, им известно, что участок продан их родителями.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде первой инстанции. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменении, переход, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Администрации г. Абазы № земельный участок <адрес> предоставлен для ведения садоводства и огородничества ФИО1, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, в свидетельстве также указана его супруга ФИО2.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Отделом Комитета ЗАГС при Правительстве РХ по г. Абазе, ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Как следует из материалов наследственного дела № в отношении умершего ФИО1, 31.10.2006 к нотариусу Абазинского нотариального округа с заявлением о принятии наследства по закону, оставшегося после смерти отца, обратилась дочь умершего Хохлова Н.Н. 18.12.2006 к нотариусу Абазинского нотариального округа с заявлением о принятии наследства по закону обратилась дочь умершего Кий В.Н. в лице ФИО2 На основании заявления от 23.10.2006 ФИО2 отказалась от причитающейся ей по закону доли наследства к имуществу ее мужа ФИО1, умершего 28.08.2006.
Наследственное дело после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность на территории Республики Хакасия, не открывались.
ФИО1 постоянно до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес> совместно с ФИО2
Чучалина Виктория Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится дочерью ФИО1 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Чучалиной В.Н. заключен брак, актовая запись №, после заключения брака жене присвоена фамилия Кий.
Чучалина Надежда Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится дочерью ФИО1 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Чучалиной Н.Н. заключен брак, актовая запись №, после заключения брака жене присвоена фамилия Хохлова.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № указано, что сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, отсутствуют.
В соответствии с решением № 1082 Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Абаза от 13.03.2020 уточнен адрес земельного участка, земельный участок с кадастровым номером № имеет адрес: <адрес>.
Согласно справке, предоставленной правлением садово-огороднического общества ФИО5, земельный участок <адрес> с находящимися на нем постройками принадлежит Лелёхиной Т.Д., взносы ею оплачивались с 2003 года по 2019 год.
Из копии членской книжки усматривается, что взносы уплачивались истцом с 1999 года.
Лелёхиной Т.Д. 06.09.2009 выдан членский билет садово-огороднического общества «Лесник» на земельный участок <адрес>.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 суду показала, что с истцом знакома очень давно, ей известно, что у нее более 20 лет имеется земельный участок в <адрес>, она купила его в конце 90-х годах. На указанном участке она находилась, кроме истца других владельцев там не видела. На участке истец построила баню, сарай, колонку, делала ремонт, пользуется участком как своим, сажает огород, казначею платит членские взносы.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 суду показала, что она приходится родной сестрой истца. У ее сестры имеется земельный участок в <адрес>, она им владеет и пользуется 21 год, кроме нее никого на участке не видела. Сестра оплачивает членские взносы, расходы по электроэнергии. С 1999 года, когда был приобретен участок, на участке забили колонку, построили сараи, теплицы поставили, был произведен текущий ремонт. На указанном участке она бывает, сажает картофель.
У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, которые согласуются с материалами дела. Заинтересованности свидетелей в исходе рассмотрения дела суд не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В пункте 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Требование о том, что на момент вступления во владение у давностного владельца должны были иметься основания для возникновения права собственности, противоречит смыслу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в таком случае право собственности должно было возникнуть по иному основанию.
При этом давностное владение недвижимым имуществом, по смыслу приведенных выше положений абзаца второго пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется без государственной регистрации.
В частности, пунктом 60 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда разъяснено, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, истец указала, что после передачи денег считала земельный участок своей собственностью, она открыто и добросовестно владела им, использовала для ведения садово-огороднической деятельности с 1999 года, на протяжении всего времени владения участок никем не истребовался.
Данных о том, что спорное недвижимое имущество признавалось бесхозяйным, не имеется.
Иные основания для приобретения права собственности на спорный земельный участок, отсутствуют, договор купли-продажи между ней и ФИО1 в надлежащей форме не был заключен, переход права собственности не зарегистрирован.
Таким образом, то обстоятельство, что с момента вступления во владение спорным недвижимым имуществом Лелёхина Т.Д. владела им открыто, как своим собственным, добросовестно и непрерывно, судом установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Лелёхиной Т.Д. о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Лелёхиной Татьяны Дмитриевны удовлетворить.
Признать за Лелёхиной Татьяной Дмитриевной, <данные изъяты>, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, в силу приобретательной давности.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий подпись О.А. Богданова
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2020 года.