Решение по делу № 02а-9521/2016 от 13.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

11 июля 2016 года                                                                     г. Москва                                                                   

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Воронова В.В.,

при секретаре Волошенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  2А-9521/16 по административному исковому заявлению Чичвариной *, Панкратова * и Крючкова * об оспаривании решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве» об отказе в осуществлении кадастрового учета,  

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административные истцы Чичварина О.А., Панкратов И.Н. и Крючков В.Г. обратились в суд с иском об оспаривании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" * от * г. об отказе в осуществлении кадастрового учёта. В обоснование указали, что * г. истцы обратились в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8, стр. 4. Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" * от * г. истцам было отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: * со ссылкой на то, что объект является некапитальным строительством (акт приёмки в эксплуатацию законченного строительством некапитального объекта). Указанное решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" считают незаконным, просят признать его незаконным и обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" осуществить кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: *

Представитель административных истцов по доверенностям, доводы иска поддержал, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В силу ст.2 КАС РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу в установленные законом сроки.

Суд, с учетом мнения представителя истцов, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика в порядке ст.150 КАС РФ.

Третье лицо ГСК «Стрелец» доводы иска поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при рассмотрении дела в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25).

Из приведенных правовых норм следует, что условием для удовлетворения требований, предъявленных в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Москвы от *. N * "О порядке реализации программы гаражного строительства в г. Москве на период * гг." (вместе с "Адресным перечнем объектов для заключения инвестиционных контрактов") утвержден адресный перечень объектов для заключения инвестиционных контрактов по распорядительным документам Правительства Москвы и префектов административных округов о предоставлении земельных участков для строительства гаражей - стоянок, принятым ранее * года, согласно приложение 1. 

Согласно приложению 1 указанного Постановления было принято решение о заключении инвестиционного контракта на строительства гаража на * машиномест по адресу: *.

Инвестором является ГСК «Стрелец».

*. Правительством г. Москвы, в лице префекта Южного административного округа Аксенова П.Н. и ГСК «Стрелец» заключен инвестиционный контракт, зарегистрированный * г. *.

Предметом инвестиционного контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству и сдаче в эксплуатацию гаража - стоянки на площадке по адресу: * машино-мест, ввод объекта в эксплуатации 1 кв. 2001 г.

Согласно п. 3.5 контракта права аренды на земельный участок ГСК «Стрелец» определяются на период проектирования и строительства - в краткосрочную аренду; после завершения контракта и оформление прав собственности - в долгосрочную аренду на 49 лет в установленном порядке в границах, утвержденных проектом.

Согласно  п. 4.3. Контракта окончанием контракта в целом является оформление имущественных прав.

На основании п. 5.2.7. Контракта на ГСК «Стрелец» возложена обязанность после ввода объекта в эксплуатацию обеспечить оформление и регистрацию имущественных прав в установленном законом порядке.

Московским земельным комитетом и ГСК "Стрелец" 26 октября 2001 года заключен договор краткосрочной аренды земельного участка по указанному адресу.

Как установлено, Инспекцией по Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы выдано разрешение 16691 на производство строительно-монтажных работ на строительство гаража по адресу: *.  

Указанное разрешение неоднократно продлевалось:        продление *, продление№*, продление *.

Распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы * от * г. утвержден акт по приемки в эксплуатацию законченного строительства объекта боксовые гаражи ГСК «Стрелец» по адресу: *

Объект принят на учет БТИ г. Москвы в качестве недвижимого имущества.

Как следует из Решения Нагатинского районного суда г. Москвы от * года, вступившего в законную, по иску Панкратова И.Г. к ГСК «Стрелец», решения суда от * года, вступившим в силу, по иску Крючкова В.Г. к ГСК «Стрелец», решения суда от * года, вступившего в силу, по иску Чичвариной О.А. к ГСК «Стрелец», с истцами заключены инвестиционные контракты, в соответствии с которыми после внесения участников инвестиционных контрактов инвестиционных взносов, по окончании строительства они должны были получить в собственность гаражные боксы в указанном ГСК.

Как установлено решениями суда гаражный комплекс построен, инвесторами подписан акт о реализации инвестиционного проекта, 19 сентября 2002 года Префектом ЮАО г. Москвы издано распоряжение об утверждении акта по приемке в эксплуатацию законченного строительством некапитального объекта "Боксовые гаражи ГСК Стрелец по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8", гараж фактически передан участникам. Спорное нежилое помещение не является самовольной постройкой, поскольку возведено на основании инвестиционного контракта, заключенного с Правительством г. Москвы, с разрешением на строительство; на земельном участке, отведенном в уставленном порядке для строительства и эксплуатации гаража.

Многочисленными решениями Нагатинского районного суда г. Москвы за истцами и другими участниками инвестиционных контрактов, на основании ст.ст. 1, 3 и 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федерального закона от 30.12.04 N 214- ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ст. 382 ГК РФ, признано право собственности на объекты недвижимого имущества - гаражные боксы расположенные по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8.

* г. истцы обратились в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8, стр. 4.

Между тем, как установлено, Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" * от * г. истцам было отказано в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу:        г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8, стр. 4, на том основании, что объект является некапитальным строительством.

Признавая требования административных истцом обоснованными, суд исходит из того, что согласно ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, территории Российской Федерации. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, должностные лица и граждане (в рассматриваемом случае, орган кадастрового учета) не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

Кроме того, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

В силу действия п. 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (2006 год) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). Документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Как следует из представленных документов, спорный объект поставлен на технический учет в * году, о чем свидетельствует технический паспорт, выданный *. Южным БТИ г.Москвы, деятельность по осуществлению строительства спорного объекта осуществлена на основании выданных Инспекцией ГАСН г.Москвы разрешений на производство строительно-монтажных работ, в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ  "О судебной системе Российской Федерации" закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с изложенным суд не может признать оспариваемое Решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" * от * г. об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу:        г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8, стр. 4 законным и обоснованным.

При этом, суд, удовлетворяя требования заявителей, в соответствие со ст.218 КАС РФ, согласно которой суд, признав иск обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, приходит к выводу о необходимости обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" осуществить кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Шипиловский проезд, вл. 8, стр. 4.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

 

Признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" * от * г. об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным.

Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва" осуществить кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. *

 

 

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца.

 

Судья: Воронов В.В.

10

 

02а-9521/2016

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 11.07.2016
Истцы
Крючков В.Г.
Панкратов И.Н.
Чичварина О.А.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г Москве
Суд
Нагатинский районный суд
Судья
Воронов В.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
11.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее