2-2977(2019)
УИД № 24RS0002-01-2019-003126-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием истца Данилова А.Б.,
при секретаре Лукьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова А. Б. к краевому государственному бюджетному учреждению «Ачинская служба обеспечения и санитарного автомобильного транспорта» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Данилов А.Б. обратился в суд с иском с учетом уточнений к краевому государственному бюджетному учреждению «Ачинская служба обеспечения и санитарного автомобильного транспорта» (далее КГБУ «Ачинская СО и САТ») о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что он с 15.05.2018 по 22.05.2019 работал в учреждении в должности <данные изъяты> с установлением ему пятидневной 40-часовой рабочей недели и выплатой надбавки за ненормированный рабочий день. Однако в период работы заработная плата работодателем начислялась и выплачивалась ему с нарушением требований закона. Так, начисляемая ему заработная плата без учета оплаты работы в выходные и праздничные дни была ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ, с применением надбавки и районного коэффициента, недоначисленная сумма составляет 6 583,31 руб. Кроме того полагает, что ответчик незаконно производил начисление надбавки за ненормированный рабочий день и оплаты за работу в выходные (праздничные) дни исходя из установленного оклада, тогда как данные составляющие заработной платы по его мнению должны рассчитываться с применением МРОТ, в связи с чем им по данному основанию недополучена заработная плата в 34 237,06 руб. и 2 004,51 руб. соответственно. Считал, что в силу положений ст. 116 ТК РФ в связи с установлением ненормированного рабочего дня он имел право на предоставление 3 дней дополнительного отпуска, компенсация за которые при увольнении должна была составлять 1 990,02 руб. Также, в период с 15.06.2018 по 15.11.2018 он по инициативе работодателя систематически ежедневно привлекался к сверхурочной работе в количестве 2 часов за пределами установленной продолжительности рабочего дня и просит взыскать за период с июня по ноябрь 2018 г. оплату сверхурочной работы в сумме 37 305 руб. согласно приводимому расчету. Ввиду нарушения ответчиком его трудовых прав просит взыскать с КГБУ «Ачинская СО и САТ» перечисленные суммы заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., возместить ему расходы за составление искового заявления в сумме 2 500 руб. (л.д. 2-8 т.1, 79-85 т.2).
Определением от 01.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство здравоохранения Красноярского края (л.д.1 т.1).
В судебном заседание истец Данилов А.Б. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что сумма оплаты сверхурочной работы была рассчитана им исходя из данных в копиях журнала регистрации въезда и выезда автомобиля и путевых листов, предоставленных ответчиком, но, поскольку данные документы имеются не за все рабочие дни и записи в части из них неразборчивы, он определил сумму требований из среднего количества часов сверхурочной работы по 2 часа ежедневно без учета времени прохождения медосмотра.
Представитель ответчика КГБУ «Ачинская СО и САТ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания судебным извещением с уведомлением, в суд не явился, в отзыве директор учреждения Д.В. Пинясов просил дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения, против исковых требований Данилова А.Б. возражал, ссылаясь на то, что начисление заработной платы работникам учреждения регулируется наряду с Федеральными законами и законодательством субъекта - Красноярского края (Закон Красноярского края №9-3864 от 29.10.2009), а потому полагал, что законных оснований для начисления заработной платы за спорный период в порядке, указанном в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П, не имеется, поскольку в отношении спорного периода не внесены изменения в законодательную базу по порядку начисления заработной платы с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-11. С требованием о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда не согласился, полагая, что истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных страданий по вине ответчика, тогда как заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в соответствии с трудовым договором. Кроме того, указал, что отпуск истцу был предоставлен в полном объеме, и основания для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск не имелось, а оплата работы в выходные и праздничные дни, начисление надбавки за ненормированный день производилось в соответствии с условиями договора. Также заявил о пропуске истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд по требованиям за период с 01.05.2018 по 01.06.2018 с учетом установленного в учреждении срока выплаты заработной платы (л.д.37-38,83 т.1, 93-94 т.2).
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края, надлежащим образом уведомленный о слушании дела судебным извещением (л.д.13), в суд не явился, в направленном отзыве представитель Министерства В.В. Кривоногов, действующий по доверенности от 28.05.2019, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица, по исковым требованиям возражал, представив письменные возражения (л.д. 33-34 т.1, 101-102 т.2).
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Данилова А.Б. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 мая 2018 г. на основании Федерального закона от 07.03.2018 № 421 установлен минимальный размер оплаты труда в 11 163 рублей, с 01.01.2019 -11 280 руб.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленной в г. Ачинске, с 01.05.2018 года размер ежемесячного заработка истца при отработанной норме рабочего времени не мог быть менее 17 860,80 руб., с 01.01.2019 – менее 18 048 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как следует из материалов дела, краевое государственное бюджетное учреждение «Ачинская служба обеспечения и санитарного автомобильного транспорта» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного Министром здравоохранения Красноярского края, осуществляет деятельность по транспортному обеспечению, техническому обслуживанию зданий и сооружений, оказанию услуг по стирке белья краевых государственных учреждений здравоохранения.
На основании приказа о приеме на работу от 15.05.2018 г. № 117 л/с Данилов А.Б. принят на работу в учреждение на должность <данные изъяты>, с ним заключен трудовой договор № 1663, ему установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя с 8 часовым рабочим днем, должностной оклад в размере 2 971 руб., с надбавками: 30 % районный коэффициент, 30 % северная надбавка, 25% надбавка за работу с ненормированным рабочим днем (л.д.46-48 т.1).
Приказом № 122 л/с от 22.05.2019 действие трудового договора с Даниловым А.Б. прекращено по соглашению сторон (л.д. 49 т.1).
При этом, как видно из расчетных листов по заработной плате истца, ему производилось начисление предусмотренных трудовым договором надбавок компенсационного характера, а также ежемесячных стимулирующих выплат, предусмотренных локальными нормативными актами (определяемых по балльной системе оценки показателей деятельности).
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено о пропуске Даниловым А.Б. срока для обращения в суд с указанными требованиями.
Положениями ст. 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Частью 2 ст. 392 ТК РФ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ определено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2 разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из п. 5.9 коллективного договора КГБУ «Ачинская СО и САТ» следует, что выплата заработной платы в учреждении производится дважды в месяц 25 числа текущего месяца и 10 числа месяца, следующего за расчетным (л.д. 138-139 т.1).
Из представленных к иску расчетных листков видно, что Данилов А.Б., получая ежемесячно расчетные листки, знал о порядке начисления заработной платы работодателем, ее составляющих, на протяжении 2018 – 2019 г.г. имел право требовать начисления заработной платы в требуемом размере, обратиться в суд за защитой своих прав в установленный годичный срок.
С учетом заявленного истцом в расчете суммы исковых требований периода взыскания с мая 2018 г., суд полагает, что о невыплате в полном объеме заработной платы за май 2018 г. Данилову А.Б. должно было быть известно с 10.06.2018 и позднее.
Однако истец обратился в суд 26.06.2019, т.е. по истечении года с указанной даты, о наличии у него обстоятельств, которые не позволяли своевременно обратиться в суд с указанными требованиями, не указывает.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за май 2018 года истцом пропущен.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова" взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении, из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, (в том числе за работу с ненормированным рабочим днем, в выходные и праздничные дни, районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях) должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Данилову А.Б. ввиду характера его работы ответчиком производилась доплата за работу с ненормированным рабочим днем, а также в июне, сентябре, декабре 2018 г. и январе, марте 2019 – за работу в выходные и праздничные дни, суммы которых включены в состав заработной платы истца при соотнесении с МРОТ, что противоречит приведенным разъяснениям.
Таким образом, действия ответчика не соответствуют положениям ст.133 ТК РФ, в связи с чем, причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию с ответчика.
В то же время, суд не может согласиться с доводами истца о необходимости начисления надбавки за работу с ненормированным рабочим днем, а также работу в выходные и праздничные дни исходя из МРОТ.
Постановлением Конституционного Суда РФ 28.06.2018 N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", часть первую статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации с указанием на то, что данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Следовательно, начисление оплаты за работу в выходной и праздничные дни должно производиться работодателем исходя из двойного размера оклада за количество отработанных часов пропорционально норме часов за месяц и стимулирующей выплаты за месяц пропорционально отработанным часам с применением всех предусмотренных системой оплаты труда компенсационных, стимулирующих выплат (30 % районный коэффициент, 30 % северная надбавка, 25% надбавка за работу с ненормированным рабочим днем).
Оснований для расчета сумм надбавки за ненормированный рабочий день исходя из МРОТ с применением районного коэффициента и северной надбавки как указано истцом (л.д. 8 т.1), суд не усматривает.
Так, в настоящее время позиция, согласно которой оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, не применяется.
В статье 129 ТК РФ указано, что заработная плата включает в себя, кроме оклада, выплаты стимулирующего характера, а согласно статье 133 ТК РФ не должна быть менее минимального размера оплаты труда именно оплата труда.
Кроме того, Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" была признана утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Следовательно, с 1 сентября 2007 года работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. Правомерность этого подтверждается и позицией Верховного Суда РФ в Определении от 10.09.2008 N 83-Г08-11 и Конституционного Суда РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О.
В связи с этим начисление работодателем надбавки за работу с ненормированным рабочим днем исходя из установленного оклада с применением районного коэффициента и северной надбавки пропорционально отработанному за месяц времени действующему законодательству не противоречит.
При таких обстоятельствах, поскольку размер заработной платы Данилову А.Б. за период с 01 июня 2018 года по 22 мая 2019 года был ниже вышеуказанного размера МРОТ, недоначисленная заработная плата по заявленным истцом требованиям по основной должности составила 8 147,03 руб., исходя из следующего расчета:
Месяц начисления | Кол-во дней норма | Факт. отработано, дней | Заработная плата, подлежащая начислению(МРОТ х 1,6), руб. | Надбавка за работу с ненормированным днем, руб. | Доплата за работу в выходные и праздничные дни, руб. | Всего к выплате | Начисленная заработная плата, руб. | Недополученная сумма, руб. |
июн.18 | 20 | 20 | 17860,8 | 1188,4 | 936,34 | 19985,54 | 18252,79 | 1 732,75 |
июл.18 | 22 | 22 | 17860,8 | 1188,4 | 0 | 19049,2 | 18614,01 | 435,19 |
авг.18 | 23 | 23 | 17860,8 | 1188,4 | 0 | 19049,2 | 20774,01 | 0 |
сен.18 | 20 | 20 | 17860,8 | 1188,4 | 1055,32 | 20104,52 | 21130,51 | 0 |
окт.18 | 23 | 21 | 16307,69 | 1085,06 | 0 | 17392,75 | 18967,56 | 0 |
ноя.18 | 21 | 20 | 17010,28 | 1131,81 | 0 | 18142,09 | 19784,75 | 0 |
дек.18 | 21 | 20 | 17010,28 | 1131,81 | 958,08 | 19100,17 | 21907,29 | 0 |
янв.19 | 17 | 8 | 8493,18 | 559,25 | 1998,31 | 11050,74 | 8720,21 | 2330,53 |
фев.19 | 20 | 20 | 18048 | 1188,4 | 0 | 19236,4 | 18048 | 1188,4 |
мар.19 | 20 | 20 | 18048 | 1188,4 | 936,34 | 20172,74 | 18252,76 | 1919,98 |
апр.19 | 22 | 10 | 8203,64 | 540,18 | 0 | 8743,82 | 8203,64 | 540,18 |
май.19 | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 8 147,03 |
Требования Данилова А.Б. в части взыскания компенсации за неиспользованные дополнительные дни отпуска в связи с установленным ненормированным рабочим днем суд находит необоснованными.
Статья 119 ТК РФ предусматривает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В данном случае условия предоставления дополнительного отпуска работникам КГБУ «Ачинская СО и САТ» с ненормированным рабочим днем устанавливаются Законом Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2119 "О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам краевых государственных учреждений с ненормированным рабочим днем" и Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2009 N 121-п "Об утверждении Порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам краевых государственных учреждений и работникам государственных органов края по должностям, не отнесенным к государственным должностям и должностям государственной гражданской службы, финансируемых за счет средств краевого бюджета, с ненормированным рабочим днем", согласно которым перечень должностей работников краевых государственных учреждений с ненормированным рабочим днем и продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам краевых государственных учреждений с ненормированным рабочим днем, устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка краевых государственных учреждений.
В действующий в КГБУ «Ачинска СО и САТ» коллективный договор от 07.10.2014, продленный на 2017-2020 г.г., соглашением от 30.10.2017 были внесены изменения, утвержден перечень профессий и должностей работников, имеющих право на дополнительный отпуск (л.д.135-137, 139 т.1). Названным Перечнем для водителя автомобиля предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дни дополнительного отпуска за работу с ненормированным рабочим днем не предоставляются.
Следовательно, с учетом специального регулирования права Данилова А.Б. как работника краевого учреждения на получение дополнительного отпуска в связи с работой с ненормированным рабочим днем, при изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Данилова А.Б. о взыскании компенсации за неиспользованные дополнительные дни отпуска не имеется.
Разрешая требования Данилова А.Б. о взыскании оплаты за сверхурочную работу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочей недели, которая не может превышать 40 часов. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ, сверхурочной признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее, чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (ст. 152 ТК РФ).
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя, помимо прочего, состоит из времени управления автомобилем, времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей (время работы на линии), а также времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
Согласно п. 7 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с п. 12 указанного Приказа, в редакции, действовавшей до 03.05.2018 г., водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" предусмотрено, что путевой лист автобуса (форма N 6) является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю.
Согласно п. 14 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий и другое.
В соответствии с п. 16 того же документа, дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Исходя из вышеизложенного, записями в путевом листе, фиксирующими фактическое время начала и окончания работы водителя являются записи о дате и времени проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Соответственно, записями в путевом листе, фиксирующими фактическое время выезда и возвращения с линии автобуса, являются записи ответственного за выпуск на линию лица - механика ОТК.
Коллективным договором КГБУ «Ачинская СО и САТ» п. 3.5, 3.6 закреплено, что рабочее время водителей организации регламентируется приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Водителям организации устанавливается ненормированный рабочий день. Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях (л.д.91 т.1).
Разделом 5 Коллективного договора предусмотрена 40-часовая продолжительность рабочей недели КГБУ «Ачинская СО и САТ», 8-часовая продолжительность рабочего дня с обеденным перерывом продолжительностью 48 минут ежедневно.
Перечень должностей работников, в отношении которых при сменной продолжительности введен суммированный учет рабочего времени с периодом 1 месяц содержится в Приложении № 3 к Коллективному договору, должность водителя автомобиля в данный перечень не включена (л.д. 112, 118-119 т.1).
Судом исследованы представленные ответчиком сохранившиеся подлинники путевых листов Данилова А.Б. за период с июня по ноябрь 2018 г., содержащие отметки о времени прохождения истцом предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, а также журнала регистрации въезда и выезда автомобилей КГБУ «Ачинская СО и САТ» для дней, за которые путевые листы отсутствуют (л.д. 151-250 т.1, 1-77 т.2), по данным которых:
Дата | Время прохож-дения пред-рейсового осмотра | Время прохож-дения после-рейсового осмотра | Общее время | Рабочее время без учета обеденного перерыва | Дата | Время прохож-дения пред-рейсового осмотра | Время прохож-дения после-рейсового осмотра | Общее время | Рабочее время без учета обеденного перерыва |
01.06.2018 | 06-40 | 16-10 | 09-30 | 8-42 | 03.09.2018 | 07-05 | 16-00 | 08-55 | 08-07 |
04.06.2018 | 06-45 | 16-06 | 09-21 | 8-33 | 04.09.2018 | 06-45 | 16-00 | 09-15 | 08-27 |
05.06.2018 | 06-40 | 16-07 | 09-27 | 8-39 | 05.09.2018 | 06-30 | 20-46 | 14-16 | 13-28 |
06.06.2018 | 06-54 | 16-24 | 09-30 | 8-42 | 06.09.2018 | 06-28 | 18-15 | 11-43 | 10-55 |
07.06.2018 | 07-04 | 16-15 | 09-11 | 8-23 | 07.09.2018 | 06-36 | 15-45 | 09-09 | 08-21 |
08.06.2018 | 06-46 | 16-20 | 09-34 | 8-46 | 10.09.2018 | 06-50 | 17-15 | 10-25 | 09-37 |
09.06.2018 | 06-46 | 16-00 | 09-14 | 8-26 | 11.09.2018 | 06-55 | 18-10 | 11-15 | 10-27 |
13.06.2018 | 08-46 | 17-50 | 09-04 | 8-16 | 12.09.2018 | 06-22 | 19-30 | 13-08 | 12-20 |
14.06.2018 | 07-26 | 16-50 | 09-24 | 8-36 | 13.09.2018 | 08-30 | 16-10 | 07-40 | 06-52 |
15.06.2018 | 07-46 | 17-00 | 09-14 | 8-26 | 14.09.2018 | 06-50 | 17-15 | 10-25 | 09-37 |
18.06.2018 | 07-04 | 17-55 | 10-59 | 10-11 | 15.09.2018 | 07-23 | 13-35 | 06-12 | 05-24 |
19.06.2018 | 06-59 | 17-06 | 10-07 | 9-39 | 17.09.2018 | 06-25 | 08-45 | 14-20 | 13-32 |
20.06.2018 | 06-50 | 18-10 | 11-20 | 10-32 | 18.09.2018 | 06-23 | 16-20 | 10-57 | 10-09 |
21.06.2018 | 06-50 | 18-10 | 11-20 | 10-32 | 19.09.2018 | 04-50 | 17-51 | 13-01 | 12-13 |
22.06.2018 | 06-59 | 17-05 | 10-06 | 9-38 | 20.09.2018 | 07-50 | 18-46 | 10-56 | 10-08 |
25.06.2018 | 06-50 | 17-20 | 10-40 | 9-52 | 21.09.2018 | 07-10 | 16-40 | 09-30 | 08-42 |
26.06.2018 | 06-51 | 17-35 | 10-44 | 9-56 | 24.09.2018 | 07-16 | 17-16 | 10-00 | 09-12 |
27.06.2018 | 07-07 | 17-23 | 10-16 | 9-28 | 25.09.2018 | 05-40 | 18-45 | 13-05 | 12-17 |
28.06.2018 | 06-40 | 20-20 | 13-40 | 12-52 | 26.09.2018 | 06-25 | 16-10 | 09-45 | 08-57 |
29.06.2018 | 06-50 | 17-50 | 11-00 | 10-12 | 27.09.2018 | 07-03 | 16-20 | 09-17 | 08-29 |
30.06.2018 | 08-02 | 14-26 | 6-24 | 5-36 | 28.09.2018 | 0 | 0 | 0 | 08-00 |
02.07.2018 | 06-49 | 17-20 | 10-31 | 9-43 | 01.10.2018 | 07-01 | 17-25 | 10-24 | 09-36 |
03.07.2018 | 07-16 | 00-25 | 17-09 | 16-21 | 02.10.2018 | 06-30 | 18-00 | 11-30 | 10-42 |
04.07.2018 | 06-31 | 20-50 | 14-19 | 13-31 | 03.10.2018 | 06-22 | 17-35 | 11-13 | 10-25 |
05.07.2018 | 06-17 | 16-48 | 10-31 | 9-43 | 04.10.2018 | 06-53 | 18-45 | 11-52 | 11-04 |
06.07.2018 | 0 | 0 | 0 | 08-00 | 05.10.2018 | 06-54 | 16-18 | 09-24 | 08-36 |
09.07.2018 | 06-55 | 17-45 | 10-50 | 10-02 | 08.10.2018 | 07-15 | 16-18 | 09-03 | 08-15 |
10.07.2018 | 06-50 | 16-46 | 09-56 | 9-08 | 09.10.2018 | 06-23 | 16-04 | 09-41 | 08-53 |
11.07.2018 | 06-20 | 17-06 | 10-46 | 9-58 | 10.10.2018 | 07-00 | 16-20 | 09-20 | 08-32 |
12.07.2018 | 06-53 | 16-28 | 09-35 | 8-47 | 11.10.2018 | 07-00 | 17-06 | 10-06 | 09-18 |
13.07.2018 | 06-43 | 16-08 | 09-25 | 8-37 | 12.10.2018 | 06-31 | 20-35 | 14-04 | 13-16 |
16.07.2018 | 07-34 | 18-20 | 10-46 | 9-58 | 15.10.2018 | 07-10 | 16-16 | 09-06 | 08-18 |
17.07.2018 | 07-09 | 18-03 | 10-54 | 10-06 | 16.10.2018 | 07-05 | 16-17 | 09-12 | 08-24 |
18.07.2018 | 07-00 | 18-04 | 11-04 | 10-16 | 17.10.2018 | 06-31 | 19-45 | 13-14 | 12-34 |
19.07.2018 | 06-45 | 17-40 | 10-55 | 10-07 | 18.10.2018 | 05-40 | 17-00 | 11-20 | 10-32 |
20.07.2018 | 06-52 | 19-10 | 12-18 | 11-30 | 19.10.2018 | 06-10 | 16-25 | 10-15 | 09-27 |
23.07.2018 | 06-51 | 18-00 | 11-09 | 10-21 | 22.10.2018 | 07-25 | 16-26 | 09-01 | 08-12 |
24.07.2018 | 06-46 | 17-45 | 10-59 | 10-11 | 23.10.2018 | 06-26 | 21-40 | 15-14 | 14-26 |
25.07.2018 | 0 | 0 | 0 | 8-00 | 24.10.2018 | 06-27 | 19-35 | 13-08 | 12-20 |
26.07.2018 | 06-40 | 20-45 | 14-05 | 13-17 | 29.10.2018 | 07-10 | 16-20 | 09-10 | 08-22 |
27.07.2018 | 06-42 | 17-05 | 10-23 | 9-35 | 30.10.2018 | 07-20 | 16-10 | 08-50 | 08-02 |
30.07.2018 | 07-15 | 17-20 | 10-05 | 9-17 | 31.10.2018 | 05-00 | 16-14 | 11-14 | 10-26 |
31.07.2018 | 06-48 | 16-38 | 09-50 | 9-02 | |||||
01.11.2018 | 6-27 | 16-37 | 10-10 | 09-12 | |||||
01.08.2018 | 07-04 | 17-15 | 10-11 | 9-23 | 02.11.2018 | 05-05 | 19-30 | 14-25 | 13-37 |
02.08.2018 | 06-51 | 16-35 | 09-44 | 8-56 | 06.11.2018 | 06-47 | 16-13 | 09-26 | 08-38 |
03.08.2018 | 06-50 | 16-05 | 09-15 | 8-27 | 07.11.2018 | 05-20 | 18-16 | 12-56 | 12-08 |
06.08.2018 | 06-51 | 16-26 | 09-35 | 8-45 | 08.11.2018 | 07-05 | 17-15 | 10-10 | 09-22 |
07.08.2018 | 07-05 | 16-16 | 09-11 | 8-23 | 09.11.2018 | 06-49 | 17-46 | 10-57 | 10-09 |
08.08.2018 | 07-11 | 16-13 | 09-02 | 8-14 | 13.11.2018 | 06-23 | 18-45 | 12-22 | 11-34 |
09.08.2018 | 06-55 | 17-46 | 10-51 | 10-03 | 14.11.2018 | 06-19 | 19-15 | 12-56 | 12-08 |
10.08.2018 | 06-40 | 16-20 | 09-40 | 8-52 | 15.11.2018 | 07-05 | 17-15 | 10-10 | 09-15 |
13.08.2018 | 06-57 | 16-23 | 09-26 | 8-38 | 16.11.2018 | 06-36 | 18-30 | 11-54 | 11-06 |
14.08.2018 | 06-40 | 21-25 | 14-45 | 13-57 | 19.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
15.08.2018 | 05-00 | 16-16 | 11-16 | 10-28 | 20.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
16.08.2018 | 06-37 | 21-00 | 14-23 | 13-35 | 21.11.2018 | 07-40 | 16-05 | 08-25 | 07-37 |
17.08.2018 | 06-43 | 19-30 | 12-47 | 11-59 | 22.11.2018 | 07-25 | 16-37 | 09-12 | 08-24 |
20.08.2018 | 06-57 | 16-03 | 09-06 | 8-18 | 23.11.2018 | 07-30 | 16-03 | 08-33 | 07-45 |
21.08.2018 | 06-46 | 16-16 | 09-30 | 8-42 | 26.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
22.08.2018 | 07-05 | 20-37 | 13-32 | 12-44 | 27.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
23.08.2018 | 06-55 | 20-15 | 13-20 | 12-32 | 28.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
24.08.2018 | 06-57 | 16-08 | 09-11 | 08-23 | 29.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
27.08.2018 | 07-05 | 16-00 | 08-55 | 08-07 | 30.11.2018 | 0 | 0 | 08-00 | |
28.08.2018 | 06-15 | 21-35 | 15-20 | 14-32 | |||||
29.08.2018 | 06-59 | 17-00 | 10-01 | 09-13 | |||||
30.08.2018 | 06-50 | 16-10 | 09-20 | 08-32 | |||||
31.08.2018 | 06-35 | 15-46 | 09-11 | 08-23 |
При этом в табелях учета рабочего времени истца за период июня-ноября 2018 г. зафиксировано 8 отработанных часов в рабочие дни Данилова А.Б. и по 6 часов за работу в выходные и праздничные дни (л.д. 67-78 т.1).
По смыслу ст. 101 ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Такие переработки допускаются лишь в случае необходимости и должны носить не систематический, а эпизодический характер.
Однако из приведенных данных судом установлено регулярное и многократное выполнение Даниловым А.Б. в указанный им период с середины июня до середины ноября 2018 г. работы и осуществления поездок за пределами 8-часового рабочего времени продолжительностью от 9 до 16 часов, что не может быть признано выполнением работы в условиях ненормированного рабочего дня.
В связи с этим оплата рабочего времени истца за июнь-ноябрь 2018 г. подлежит по правилам о сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) за фактически отработанное <данные изъяты> время с момента фиксации в путевом листе времени проведения медицинского осмотра в начале работы по момент фиксации в путевом листе времени проведения медицинского осмотра по окончании работы, за исключением перерыва на обед.
Даниловым А.Б. отработано (с округлением до получаса): за июнь 2018 г. 194 часа при норме 159 часов; за июль – 225,5 часов при норме 176 часов; за август – 229 часов при норме 184 часа; за сентябрь –205 часов при норме 160 часов; за октябрь – 209,5 часов при норме 184 часов; за ноябрь 2018 – 187 часов при норме 168 часов.
Таким образом, судом определяется наличие переработки у истца за июнь 2018 г. 35 часов; за июль – 49,5 часов; за август – 45 часов; за сентябрь –45 часов; за октябрь – 25,5 часов; за ноябрь 2018 – 19 часов.
При таких обстоятельствах, за период с 01.06.2018 г. до 30.11.2018 г. требования Данилова А.Б. о взыскании в его пользу задолженности за сверхурочную работу, являются обоснованными, не начисленные суммы задолженности в данный период подлежат взысканию в его пользу, исходя из МРОТ согласно следующему расчету:
месяц начисл. | Сумма к выплате | неполуч. сумма |
Июнь 2018 г. | 17 860,80 /159 часов = 112,33 руб. в час112,33 руб. х 1,5 х 2 часа = 336,99 112,33 руб. х2 х 33 часа = 7 413,78336,99 + 7 4113,78 = 7750,77 | 7 750,77 |
Июль 2018 г. | 17 860,80 /176 часов = 101,48 руб. в час101,48 руб. х 1,5 х 2 часа = 304,44 101,48 руб. х2 х 47,5 часов = 9 640,60304,44 + 9 640,60 = 9 945,04 | 9 945,04 |
Август 2018 г. | 17 860,80 /184 часа = 97,07 руб. в час97,07 руб. х 1,5 х 2 часа = 291,21 97,07 руб. х2 х 43 часа = 8 348,02291,21 + 8 348,02 = 8 639,23 | 8 639,23 |
Сентябрь 2018 г. | 17 860,80 /160 часов = 111,63 руб. в час111,63 руб. х 1,5 х 2 часа = 334,89 111,63 руб. х2 х 43 часа = 9 600,18334,89 + 9 600,18 = 9 935,07 | 9 935,07 |
Октябрь 2018 г. | 17 860,80 /184 часа = 97,07 руб. в час97,07 руб. х 1,5 х 2 часа = 291,21 97,07 руб. х2 х 23,5 часа = 4 562,29291,21 + 4 562,29 = 4 853,5 | 4 853,50 |
Ноябрь 2018 г. | 17 860,80 /168 часов = 106,31 руб. в час106,31 руб. х 1,5 х 2 часа = 318,93 106,31 руб. х2 х 17 часов = 3 614,54318,93 +3 614,54 = 3 933,47 | 3 933,47 |
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях предусмотренных федеральным законом.
Определяя размер подлежащей взысканию заработной платы за сверхурочную работу в размере 45 057,08 руб., который превышает сумму, заявленную к взысканию истцом, суд полагает, что в данном случае суд может выйти за пределы заявленных требований, поскольку размер заработка исчислен судом в порядке, прямо предусмотренном законом, расчет истца составлен без учета фактических данных об отработанном времени.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Данилова А.Б. о взыскании недополученной заработной платы подлежат удовлетворению в сумме 45 057,08 руб.
В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено нарушение трудовых прав истца при начислении заработной платы, в связи с чем, в пользу Данилова А.Б. подлежит взысканию компенсация морального вреда в заявленном размере, исходя из требований разумности и справедливости в сумме 10 000 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, а также требований о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 2 096,12 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения «Ачинская служба обеспечения и санитарного автомобильного транспорта» в пользу Данилова А. Б. задолженность по заработной плате в сумме 53 204,11 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., всего 63 204 (шестьдесят три тысячи двести четыре) рубля 11 копеек.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения «Ачинская служба обеспечения и санитарного автомобильного транспорта» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в сумме 2 096 (две тысячи девяносто шесть) рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина