Дело № 2-90/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 07 февраля 2013 г.
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Гатауллиной О.Е.,
с участием прокурора Заварухиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора г. Александровска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Александровска обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что в ходе проверки исполнения соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что организацией с массовым пребыванием людей МБУ «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения требования пожарной безопасности не соблюдены. Так, выявлены следующие нарушения:
1. п.п. 478, 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390: в организации журнал учета первичных средств пожаротушения отсутствует, имеющиеся огнетушители не расположены на уровне не более 1,5 м. от пола вблизи эвакуационных выходов;
2. п. 43 Правил: знаки по пожарной безопасности наклеены не в надлежащих местах;
3. п. 460 Правил: действующая инструкция о мерах пожарной безопасности не переработана в соответствии с Правилами;
4. п. 42 Правил: в актовом зале и диско-зале допущена эксплуатация светильников без колпаков, предусмотренных конструкцией, а также допущена эксплуатация проводки с видимыми нарушениями изоляции;
5. п. 108 Правил: деревянные конструкции и горючие декорации не обработаны защитным составом;
6. табл.3 НПБ 110-03, табл. 2 НПБ 104-03: не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации, а также монтаж системы оповещения людей о пожаре;
7. раздел 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля»: планы эвакуации не переработаны в соответствии с нормами. В связи с чем, прокурор просит суд возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Городской дворец культуры» обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установить срок для исполнения - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнила, просит суд возложить на МБУ «Городской дворец культуры» обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: завести журнал учета первичных средств пожаротушения; огнетушители расположить на уровне не более 1,5 метра от пола; переработать планы эвакуации в соответствии с требованиями действующего законодательства; устранить эксплуатацию светильников без колпаков, проводки с видимыми нарушениями изоляции; произвести монтаж системы автоматической пожарной сигнализации, монтаж системы оповещения людей о пожаре; обработать деревянные конструкции и горючие декорации огнезащитным составом, установить ответчику срок для исполнения указанных требований - 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик - директор Муниципального бюджетного учреждения «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения Яновский С.М. с исковыми требованиями согласился, признал факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, при этом, его несогласие с требованиями прокурора об устранении нарушений сводится к утверждению об отсутствии денежных средств. В настоящее время их учреждение начало принимать меры по устранению нарушений. Но мероприятия по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре, обработке огнезащитным составом требуют значительных материальных затрат, которые не запланированы в бюджете поселения на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Администрации Александровского городского поселения Лукьянов А.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился частично. Не согласен с нарушением, выразившимся в расположении огнетушителей не на уровне не более 1,5 м. от пола, полагает, что действующими нормами и правилами это не запрещено. В настоящее время действует программа в области пожарной безопасности при софинансировании из бюджета Пермского края, запланировано выделение средств на приведение учреждения в соответствие с действующими противопожарными правилами и нормами. Ранее ДД.ММ.ГГГГ средства не будут выделены, в связи с чем, срок для устранения нарушений полагает недостаточным.
Суд, заслушав прокурора, ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей первой Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В соответствии со статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п.7 Правил на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
Из пункта 42 Правил усматривается, что запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия (п.108 Правил).
Согласно п.460 Правил инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Из пунктов 478, 480 Правил противопожарного режима следует, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.
Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.
В соответствии с таблицей 3 НПБ 110-03 здания культурно-зрелищного назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены Нормами пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)», утвержденными приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323.
Таблицей 2 НПБ 104-03 установлено, что зрелищные учреждения оборудуются системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах.
Судом установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения оказывает услуги в сфере культурной деятельности. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Александровское городское поселение.
Вместе с тем установлено, что указанной организацией не соблюдаются требования пожарной безопасности.
Так, в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения в актовом зале, вестибюле, диско-зале МБУ «Городской дворец культуры»: журнал учета первичных средств пожаротушения отсутствует; огнетушители не расположены на уровне не более 1,5 м. от пола вблизи эвакуационных выходов; планы эвакуации не переработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства; допущена эксплуатация светильников без колпаков, допущена эксплуатация проводки с видимыми нарушениями изоляции; не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации, не выполнен монтаж системы оповещения людей о пожаре; деревянные конструкции и горючие декорации не обработаны защитным составом.
Факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался, доказательств устранения нарушений требований пожарной безопасности на момент вынесения решения не представлено.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями ответчика и представителя третьего лица, письменными доказательствами: информацией Отделения надзорной деятельности по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Уставом МБУ «Городской дворец культуры», сметными расчетами, проектом сметы.
Таким образом, судом установлено, что юридическим лицом МБУ «Городской дворец культуры» не выполняются установленные в целях пожарной безопасности требования, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе детей, находящихся в учреждении.
Довод ответчика о том, что отсутствуют средства на устранение нарушений, не может быть принят во внимание, поскольку указанный факт не является основанием неисполнения требований пожарной безопасности.
В связи с чем, на организацию, допустившую несоблюдение требований пожарной безопасности, должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.
Срок восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений противопожарных требований суд полагает разумным и достаточным; установление более длительного срока не будет отвечать целям пожарной безопасности, не гарантирует пожарную безопасность в учреждении с массовым пребыванием людей.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно завести журнал учета первичных средств пожаротушения; огнетушители расположить на уровне не более 1,5 м. от пола; переработать планы эвакуации в соответствии с требованиями действующего законодательства; устранить эксплуатацию светильников без колпаков, проводки с видимыми нарушениями изоляции; произвести монтаж системы автоматической пожарной сигнализации, монтаж системы оповещения людей о пожаре; обработать деревянные конструкции и горючие декорации огнезащитным составом.
Установить Муниципальному бюджетному учреждению «Городской дворец культуры» Александровского городского поселения срок для исполнения указанных требований - восемь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н.Ёлохова
Копия верна.
Судья О.Н.Ёлохова