24RS0002-01-2018-004432-97
№ 2-3910/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: судьи Матушевской Е.П.,
с участием: представителя истца Ачинского межрайонного прокурора - помощника прокурора Касабука Я.В.,
представителя третьего лица администрации Ачинского района Квашниной О.М., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г., сроком до 31.12.2018 г. (л.д. 110),
при секретаре Сватковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о признании бездействия незаконным, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка подготовки ресурсоснабжающих организаций, расположенных на территории Ачинского района, к отопительному периоду 2018-2019 году. В ходе проверки установлено, что 10.06.2009 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Районное коммунальное хозяйство» заключен договор энергоснабжения№466.Задолженность по указанномудоговору на 01.09.2018 составляет 4200,0 тыс. руб.В связи с окончанием отопительного сезона 2017-2018 г.г. в мае 2018 года произведено отключение электроснабжения котельных, находящихся на обслуживании ООО «РКХ», по адресам: <адрес>.Согласно информации, поступившей в Ачинскую межрайоннуюпрокуратуру от ООО «РКХ», в связи с наличием задолженности по договоруэнергоснабжения №466, подключение электроснабжения к данным котельнымпроизведено не будет.19.04.2017 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Районный коммунальный комплекс» заключен договор на электроснабжение №1060003585.Задолженность по указанному договору на 01.09.2018 составляет 2100,0 тыс. руб.На основании договора от 04.03.2017 за МУП «РКК» на праве хозяйственного ведения закреплены котельные по адресам: 1) <адрес>В связи с окончанием отопительного сезона 2017-2018 г.г. в мае 2018 года произведено отключение электроснабжения от вышеуказанных котельных.Согласно информации, поступившей в Ачинскую межрайонную прокуратуру от МУП «РКК», в связи с наличием задолженности по договору энергоснабжения, подключение электроснабжения к данным котельным произведено не будет.Согласно постановлению администрации Ачинского района от 13.09.2018 №427-п, началом отопительного периода 2018-2019 гг. на территории Ачинского района является 15.09.2018.Вышеперечисленные объекты коммунальной инфраструктуры обеспечивают предоставление энергоресурсов жилому сектору и социально-значимым объектам, и, в случае не подключения электроснабжения к котельным, находящихся на обслуживании ООО «РКХ» и МУП «РКК», до погашения задолженности, население, жилой сектор и социально значимые объекты, расположенные на вышеуказанной территории, не смогут получить услугу по теплоснабжению, в связи с чем, истец проситпризнать незаконным бездействие ПАО «Красноярскэнергосбыт» понеобеспечению бесперебойного электроснабжения котельных Ачинского района по адресам: 1) <адрес> (л.д. 2-6).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Касабука Я.В. исковые требования в полном объеме поддержалапо основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что котельные Ачинского района, обслуживающие всех жителей, работают на электричестве. В связи с неподачей электрической энергии жители района были лишены тепла,что могло привести к негативным последствиям. При этом в результате прокурорской проверки было установлено, что граждане, проживающие в жилых домах, в основном надлежащим образом исполняют свои обязанности по оплате за горячее водоснабжение и отопление.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» в суд не явился, извещен путем вручения судебной повестки (л.д. 119), представил письменные возражения, в которых указал,что между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Районное коммунальное хозяйство», МУП «Районный коммунальный комплекс» заключены договоры энергоснабжения, согласно условий которых, ПАО «Красноярскэнергосбыт» обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а потребители - ООО «Районное коммунальное хозяйство» и МУП «Районный коммунальный комплекс» принимать и оплачивать потребленную электрическую энергию. Свои обязательства в части оплаты полученной электрической энергии потребителями исполняются ненадлежащим образом, в связи с чем, полагает,что у ПАО «Красноярскэнергосбыт», в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии имелись правовые основания по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объектах ООО «Районное коммунальное хозяйство» и МУП «Районный коммунальный комплекс». Считает действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии законными и обоснованными (л.д. 123).
Представитель третьего лица администрации Ачинского района Квашнина О.М. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого, на основании договора от 04.03.2017 за МУП «РКК» на праве хозяйственного ведения закреплены котельные в следующих населенных пунктах: п. Ключи, с Ястербово, п. Тарутино, с. Белый ЯР, п. Белый Яр. На основании договоров аренды ООО «РКХ» эксплуатирует котельные в населенных пунктах с.Преображенка и с.БольшаяСалырь. Вышеперечисленные объекты коммунальной инфраструктуры обеспечивают предоставление теплоснабжения жилому сектору и социально-значимым объектам и в случае не подключения электроснабжения к котельным, находящимся на обслуживание ООО «РКХ» и МУП «РКК», до погашения задолженности, население, жилой сектор и социально значимые объекты, расположенные на вышеуказанной территории, не смогут получить услугу по теплоснабжению. В нарушение положений Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 ответчик ввел полное ограничение режима потребления электрической энергии указанных объектов. Согласно постановлению администрации Ачинского района от 13.09.2018 № 427-п, началом отопительного сезона 2018-2019 на территории Ачинского района является 15.09.2018. В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации- потребителю, подключены абоненты, которыесвоевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.Полное ограничение режима потребления энергоснабжения не позволит ООО «РКХ» и МУП «РКК» осуществлять функции по подаче теплоресурсов, что может привести к негативным экономическим, экологическим и социальным последствиям (л.д. 124, 125).
Представителитретьих лиц МУП «РКК», ООО «РКХ»,в суд не явились, извещены (л.д. 121, 122).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 2, 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
В силу ст. 38 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режимапотребления электрической энергии к категории потребителей ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, или социальным последствиям относятся, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Согласно п. 6 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в случае, если введение частичного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики иных потребителей, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, в отношении такого лица вводится частичное ограничение режима потребления.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).
В соответствии с п. 121 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Следовательно, вопрос о прекращении электроснабжения ресурсоснабжающей организацией должен решаться с учетом того обстоятельства, подключены ли к сетям, принадлежащим организации-потребителю, абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, либо таких абонентов не имеется.
Как следует из материалов дела, 06 мая 2015 г. между администрацией Ачинского района и ООО «Районное коммунальное хозяйство» заключены договоры аренды муниципальных объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Преображенского сельсовета № 36-15, № 34-15, 35-15, согласно которым, объектами аренды явились <адрес> Согласноп. 2.1 срок аренды установлен по 31.12.2020 г. (л.д. 51-53, 85, 86, 88, 89). Согласно актам указанное имущество передано арендатору (л.д. 87, 90).
04 марта 2017 г. между администрацией Ачинского района и МУП «Районный коммунальный комплекс» заключен на неопределенный срок договор № 02/17-ХВ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. Согласно данному договору, а также дополнительным соглашениям к нему, объектами аренды явились котельные по адресам: 1) <адрес> (л.д. 54-76).
10.06.2009 между ОАО «Красноярскэнергосбыт» (в настоящее время ПАО «Красноярскэнергосбыт»)и ООО «Районное коммунальное хозяйство» заключен договор на энергоснабжение №4666, в соответствии с п. 1.1 которого, «Гарантирующий поставщик» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а «Абонент» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.(л.д. 47-50).
19.04.2017 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и МУП «Районный коммунальный комплекс» заключен договор электроснабжения № 1060003585, в соответствии с п. 1.1 которого, «Гарантирующий поставщик» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую энергию (мощность) и оказанные услуги.(л.д. 9-46).
Согласно акту сверки задолженности по договору № 4666, заключенному между ООО «РКХ» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» по состоянию на 01.10.2018 г. у абонента имеется задолженность в сумме 4 548 999, 62 руб. (л.д. 112, 113).
Согласно акту сверки задолженности между МУП «РКК» и ПАО «Красноярскэнергосбыт» по состоянию на 01.10.2018 г. у абонента имеется задолженность в сумме 2 094 765, 29 руб. (л.д. 114-117).
По результатам прокурорской проверки, установлено, что граждане, проживающие в жилых домах, надлежащим образом исполняют свои обязанности по оплате за горячее водоснабжение и отопление.
Согласно постановлению администрации Ачинского района от 13.09.2018 № 427-п, началом отопительного сезона 2018-2019 гг. на территории Ачинского района является 15.09.2018.
Как следует из объяснения директора МУП «РКК» Назарова А.А. от 18.09.2018 г. на основании договора от 04.03.2017 за МУП «РКК» па праве хозяйственного ведения закреплены котельные по следующим адресам: 1) <адрес> В связи с окончанием отопительного сезона 2017-2018 г.г. в мае 2018 года произведено отключение электроснабжения от вышеуказанных котельных. На сегодняшний день котельные не подключены к электроснабжению, на совещании директор АМРО ПАО «Красноярскэнергосбыт» сказал, что в связи с задолженностью подключения электроэнергии к котельным не будет (л.д. 83).
Как следует из объяснения директора ООО «РКХ» Черенева Д.С. от 18.09.2018 г. с связи с окончанием отопительного сезона 2017-2018 г.г. в мае 2018 года произведено отключение электроснабжения котельных, находящихся на обслуживании ООО «РКХ», по следующим адресам: <адрес>. На сегодняшний день котельные не подключены к электроснабжению, на совещании директор ПАО «Красноярскэнергосбыт» сказал, что в связи с задолженностью подключения электроэнергии к котельным не будет (л.д. 84).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что после дня начала отопительного сезона в связи с наличием у МУП «Районный коммунальный комплекс» и ООО «Районное коммунальное хозяйство» задолженности по договорам энергоснабжения ПАО «Красноярскэнергосбыт» не было произведено подключение электроснабжения к котельным Ачинского района по адресам: 1) <адрес>, что послужило срывом начала отопительного сезона.
Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления и горячего водоснабжения в дома граждан, в учреждения здравоохранения и образования и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения котельных, подающих тепло и горячее водоснабжение гражданам и в социально значимые объекты должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживание граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.
В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что вышеперечисленные объекты коммунальной инфраструктуры обеспечивают предоставление энергоресурсов в виде тепловой энергии и горячей воды жилому сектору и социально-значимым объектам, следовательно,неподключениеэлектроснабжения к котельным по данным адресам, находящихся на обслуживании ООО «РКХ» и МУП «РКК», привело к неполучению населением, жилым сектором и социально значимыми объектами услуг по теплоснабжению, что нарушает права и законные интересы добросовестных потребителей тепловой энергии, не имеющих задолженности по оплате данной услуги, влечет за собой нарушение жилищных прав граждан на благоприятную среду проживания и надлежащие санитарно- эпидемиологические условия.
С учетом положений ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что действия ПАО "Красноярскэнергосбыт" по необеспечению бесперебойного электроснабжения котельных являются незаконными, поскольку нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги.
При этом суд исходит из того, что в условиях функциональной и технологической связанности процессов потребления электроэнергии, выработки, передачи, сбыта теплоэнергии, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей, обеспечивающих индивидуальное ограничение потребления недобросовестных потребителей, реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия, которыми может быть причинен вред, несоизмеримый с потерями сбытовой организации в рамках договорных отношений с конкретным неплательщиком.
Также суд исходит из того, что использование гражданских прав, в том числе права на защиту, в силу ст. ст. 10, 14 ГК РФ должно исключать заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Этим критериям действия ПАО "Красноярскэнергосбыт" не отвечают, поскольку повлекли нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе граждан.
Суд полагает, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" имеет возможность использовать другие способы защиты права, в том числе путем взыскания задолженности в судебном порядке, применение только ограничения электроснабжения свидетельствует о злоупотреблении правом.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных способов работы котельных, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, установив в ходе судебного разбирательства бездействие ответчика, выразившееся в неподключении электроснабжения к котельным Ачинского района по адресам: 1) <адрес>, а также принимая во внимание, что в настоящее время подача электроэнергии возобновлена, суд находит заявленные Ачинским межрайонным прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащимиудовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «Красноярскэнергосбыт» по необеспечению бесперебойного электроснабжения котельных Ачинского района по адресам: 1) <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья подпись Е.П. Матушевская