Дело № 2-211/2014 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2014 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра,
с участием истца Янкиной Р.М.,
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Янкиной Р.М. к Администрации Ачинского района Красноярского края, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, войсковой части № 58661-49, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Правительству РФ, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Третьему отделу Федерального государственного управления «Центррегионжилье» о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Янкина Р.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, войсковой части № 58661-49, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Правительству РФ, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, третьему отделу Федерального государственного управления «Центррегионжилье» о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола № от 29.03.1996 г. ей была предоставлена спорная квартира, в которую она вселилась и продолжает проживать в нем до настоящего времени фактически на условиях социального найма, несет бремя содержания жилья, оплачивает жилищные услуги. Спорная квартира по адресу: <адрес>, находящаяся на территории д. Каменка, ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края, кроме г. Енисейска. При обращении в Ачинский отдел Росреестра была получена информация об отсутствии сведений о собственнике жилого помещения по адресу: <адрес>. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно, Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района спорное жилое помещение в реестре объектов муниципальной собственности отсутствует. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истец Янкина Р.М. не имеет другого жилья, право на приватизацию не использовала, обратилась в суд с данным исковым заявлением (л.д. 3-4).
Определением суда от 13 декабря 2013 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное управление «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ (ФГУ ЦРУЖО МО РФ), Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральное государственное управление «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ (ФГУ ЦТУИО МО РФ), «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (СТУИО МО РФ) (л.д. 1).
В судебном заседании истец Янкина Р.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что квартира по адресу: <адрес> предоставлена ей в связи с трудовыми отношениями с Войсковой частью № 74008. В спорной квартире она проживает с 1981 г. постоянно как в своей собственной, несет бремя содержания, оплачивает жилищные услуги. Просила признать ее проживающей в спорном жилом помещении на условиях социального найма, признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представители ответчиков Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, войсковой части № 58661-49, федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Правительства РФ, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Федерального государственного управления «Центррегионжилье», Федерального государственного управления «Центральное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федерального государственного управления «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления почтовой связью судебного извещения (л.д. 41, 42, 43, 44, 63, 64, 65, 66, 67), в суд не явились.
Согласно представленному отзыву представителя ответчика Администрации Ачинского района, по заявленным исковым требованиям истца Янкиной Р.М. не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма. Дополнительно сообщил, что сведения о включении спорной квартиры в число служебных в администрации Ачинского района отсутствуют, также Администрация Ачинского района не является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, спорная квартира в муниципальную собственность Ачинского района до настоящего времени не передана, в связи с чем отсутствует возможность регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией района. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 33-34, 36).
Согласно представленному отзыву представителя ответчика Администрации Ключинского сельсовета, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 37), отзыва по существу иска не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, представил в суд отзыв, согласно которому по заявленным исковым требованиям возражал, указав, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» не является надлежащим ответчиком по данному делу. Целями деятельности учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министра обороны РФ и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. ФГКУ «Сибирское ТУИО» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В настоящее время соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений, не создано. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Янкиной Р.М. на основании договора найма служебного жилого помещения, поскольку на момент предоставления жилья военный городок, расположенный в дер. Каменка Ачинского района, являлся закрытым, все жилые помещения предоставлялись в качестве служебных на время исполнения трудовых обязанностей. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в связи с чем просил в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 45-49, 58-60, 72).
Представитель ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края представил отзыв, согласно которому, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 51).
От представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю, поступил отзыв, в котором указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не учитывается в Реестре федерального имущества Красноярского края. В реестре федерального имущества учитывается объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: <адрес>, закрепленный на праве оперативного управления за Федеральный государственным унитарным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 68).
Согласно поступившему заявлению представителя ответчика Войсковой части 58661, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом, сообщил, что спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> не имеет статуса служебного жилого помещения (л.д. 80).
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца, допроси свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч. 2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска.
Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № (л.д. 84), Постановлениями Администрации города Ачинска № от 09.04.1992 г. (л.д. 85),. № от 13.05.1992г (л.д. 86), № от 26.11.1992 г. ( л.д. 82), № от 21.06.1993 г. (л.д. 83). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д. 75-81).
Из материалов дела следует, что истец Янкина Р.М. с 03.02.1981 г. состояла в трудовых отношениях с Войсковой частью 74008 на должностях гражданского персонала. 15.10.2012 г. Войсковая часть 74008 реорганизована путем переформирования в Войсковую часть 58661-49 (склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов). 29.07.1982 г. Янкина Р.М. переведена на должность заведующей секретным делопроизводством, что подтверждается записями трудовой книжки (л.д. 12-16).
Как установлено по делу, решением жилищной комиссии Войсковой части 74008 на основании протокола № от 29.03.1996 г. Янкиной Р.М. была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. 14.12.2005 г. между ГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть», действующим от имени Российской Федерации и Янкиной Р.М. был заключен договор № найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Квартира была предоставлена на время трудовых отношений с Войсковой частью 74008 (л.д. 5-6).
В соответствии с кадастровым паспортом, жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. (л.д. 22-23).
Как следует из справки ОАО «Славянка» от 18.11.2013 г. Янкина Р.М. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 11.01.1984 г. по 04.06.1996 г. (л.д. 17).
Согласно выписке из домовой книги, на регистрационном учете по адресу: <адрес> Янкина Р.М. состоит с 04.06.1996 г. (л.д. 7), на нее открыт финансово-лицевой счет и заключен договор на оказание коммунальных услуг с ОАО «Славянка» на техническое обслуживание жилого помещения, предоставление коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, вывоз ТБО), энергоснабжения, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями (л.д. 19-21).
По делу установлено, что истец Янкина Р.М. в спорном жилом помещении постоянно проживает с 1981 года, несет бремя содержания жилья, производит ремонт, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д. 19-21), то есть фактически проживает на условиях социального найма. Претензии по проживанию, истцу Янкиной Р.М. никто и никогда не предъявлял.
Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля ФИО5, пояснившей, что Янкина Р.М. ее подруга. Ей известно, что Янкина Р.М. проживает по адресу: <адрес>. Спорную квартиру Янкина Р.М. получила в 1981 г., в связи с трудовыми отношениями с воинской частью № 74008. С момента предоставления проживает в квартире постоянно. Пользуется квартирой как собственник, регулярно делает ремонт, оплачивает жилищные и коммунальные услуги.
Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорен.
Суд считает, что договор № найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный с Янкиной Р.М. 14.12.2005 г., не может повлиять на ее право, связанное с приватизацией жилья, поскольку указанный договор не свидетельствует об установлении статуса служебной квартиры в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
В судебном заседании также установлено, что истец Янкина Р.М. других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих ей на праве собственности не имеет, право на приватизацию ею не использовано, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, право собственности на спорную квартиру не за кем не зарегистрировано, что подтверждается справкой УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 11, 18)
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 10).
В реестре федерального имущества Красноярского края спорная квартира не учитывается (л.д. 68).
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Янкина Р.М. проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно она имеет право на приватизацию указанного жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, учитывая требования закона, суд считает заявленные исковые требования истца Янкиной Р.М. подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истец Янкина Р.М. по независящим от нее причинам не может реализовать свое правомочие по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения ее в спорное жилое помещение, представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Янкиной Р.М. в порядке приватизации право собственности на квартиру <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Янкиной Р.М. удовлетворить.
Признать Янкину Р.М. проживающей в жилом помещении по адресу: Россия, <адрес>, на условиях социального найма.
Признать за Янкиной Р.М. право собственности на жилое помещение по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Сисюра