Решение по делу № 2-425/2018 (2-4359/2017;) ~ М-4010/2017 от 18.12.2017

            2-425(2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Воронцова Т.Н.,

при секретаре Ивановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Бражникова А. Е. к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

У С Т А Н О В И Л:

    Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Бражникова А.Е. к управлению социальной защиты населения администрации г.Ачинска (далее – УСЗН Администрации г.Ачинска, Управление) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения Управлением социальных прав инвалида в части принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что Бражников А.Е. является инвалидом <данные изъяты> и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату отопления, водоотведения, холодного водоснабжения, холодного водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель), горячего водоснабжения (компонент теплоэнергия), взносов на капитальный ремонт и электроэнергии. В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги в размере 3 251 руб., за жилищные услуги в размере 2 553,70 руб., по оплате взноса на капитальный ремонт в размере 1 217 руб., 11.08.2017 г. ответчиком было приостановлено предоставление Бражникову А.Е. назначенных мер социальной поддержки, а с 11.09.2017 г. принято решение в форме протоколов закрытия о прекращении предоставления Бражникову А.Е. мер социальной поддержки. Между тем, истец полагает, что положения п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», устанавливающего право органа местного самоуправления прекратить предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг при отсутствии уважительных причин ее образования, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим, принятое ответчиком решение (оформленное протоколами закрытия субсидий от 11.09.2017 г.) о прекращении с 01.09.2017 г. предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении Бражникова А.Е., ущемляющее права инвалида, прокурор просит признать незаконным

     Определением от 22.12.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной политики Красноярского края, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» (л.д. 1).

    В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Воронцов Т.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, указание в исковом заявлении на незаконность решения ответчика о прекращении предоставления Бражникову А.Е. мер социальной поддержки с 11.09.2017 г. просил полагать опиской, признать незаконным фактически принятое ответчиком решение о прекращении с 01.09.2017 г. предоставления истцу мер социальной поддержки на оплату жилищных и коммунальных услуг.

Истец Бражников А.Е., будучи надлежащим образом извещенным о слушании дела (л.д. 47), в суд не явился, в полученной телефонограмме дело просил рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал.

    Представитель ответчика УСЗН Администрации г.Ачинска, уведомленный о дате и времени рассмотрении дела (л.д. 37), в зал суда не явился, что в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу. В направленном письменном отзыве представитель ответчика Целых О.Н., действующий на основании доверенности от 09.01.2018 г. (л.д. 34), против заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.ст. 159, 160 ЖК РФ субсидии и компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно ст. 17 ФЗ №181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а по смыслу ст. 1,24 Закона края № 13-2804 целевым назначением субсидии является компенсация фактически понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принимая решение о прекращении предоставления инвалиду мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения руководствовался пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края и прекратил выплату мер социальной поддержки на основании протокола закрытия от 11.09.2017 г. по причине задолженности по оплате ЖКУ. Данное решение считает обоснованным, поскольку, исходя из смысла законодательства, наличие инвалидности не может являться достаточным основанием для безусловного предоставления мер социальной поддержки для оплаты жилья и коммунальных услуг, тогда как доказательств уважительности причин невнесения Бражниковым А.Е. платежей в предусмотренном законом размере им не представлено (л.д. 24-29).

    Представители третьих лиц Министерства социальной политики Красноярского края, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края», уведомленные о слушании дела надлежащим образом (л.д. 44), в суд не явились, заявлений и возражений относительно исковых требований не представили.

    Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

    Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

    Из ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В Красноярском крае указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

    Согласно п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

    Пунктом «б» ст. 1 Закона Красноярского края № 13-2804 предусмотрено, что плата за жилое помещение включает в себя для собственников жилого помещения в многоквартирном доме:

     - плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

     - взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанный исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленного Правительством края;

     - оплата коммунальных услуг - плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плата за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме, рассчитанная исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без учета повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

    Согласно п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, которыми согласно ст. 1 Закона, признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

    Как установлено по делу, Бражников А.Е. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ-2015 об установлении инвалидности повторно с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

    Ранее Бражникову А.Е. была установлена инвалидность категории <данные изъяты> что отражено в справке МСЭ.

    Бражников А.Е. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей Артемьевой Е.М. (л.д. 15).

20.01.2016 г. Бражников А.Е. обратился в УСЗН Администрации г.Ачинска с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг как инвалиду (л.д. 12-13).

      На основании протокола назначения субсидии отдельным категориям граждан от 11.08.2017 г. Бражникову А.Е. в период с 01.07.2017 г. по 31.07.2017 г. установлена субсидия в размере 50 %, что составило 470,74 руб. в месяц, в период с 01.08.2017 г. по 31.05.2019 г. установлена субсидия в размере 50 %, что составило 541,28 руб. в месяц (л.д. 6).

На основании протокола назначения субсидии на электроэнергию отдельным категориям граждан от 11.08.2017 г. в период с 01.07.2017 г. по 31.05.2019 г. Бражникову А.Е. установлена субсидия в размере 50 %, что составило 62,25 руб. в месяц (л.д. 9).

    Из представленных ответчиком скриншотов лицевого счета жилищно-коммунальных услуг усматривается, что у Бражникова А.Е. имелась задолженность за жилищные и коммунальные услуги в размере 2 553,70 руб., по оплате электроэнергии в размере 1 566,50 руб., по оплате взноса на капитальный ремонт в размере 1 217 руб. (л.д. 31, 32, 33)

    В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 11.08.2017 г. Бражникову А.Е. с 01.08.2017 г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки на один месяц (л.д. 7,10), о чем в адрес истца 11.08.2017 г. УСЗН Администрации г.Ачинска было направлено уведомление, с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца (л.д. 16).

На основании протоколов закрытия от 11.09.2017 г. предоставление мер социальной поддержки истцу с 01.09.2017 г. было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 8,11), о чем в адрес Бражникова А.Е. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 17).

    Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона края № 13-2804, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).

    Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

    Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 были внесены Законом Красноярского края № 10-4209 от 4 февраля 2016 года, вступившим в силу 13 марта 2016 года, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции Закона Красноярского края от 27 июня 2013 года № 4-1466) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.

    Таким образом, в настоящее время законодательный орган Красноярского края исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно, наличие у Бражникова А.Е. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ему как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.

    Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.

    С указанными доводами ответчика суд согласиться не может, так как, несмотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 года № 53-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, ввиду того, что Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, а само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.

Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.

Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации г.Ачинска о прекращении с 01.09.2017 г. предоставления Бражникову А.Е. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от 11.09. 2017 г., является незаконным, в связи с чем заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бражникова А.Е., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░░ 2017 ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░. 13 ░ 14 ░░. 17 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 1995 ░░░░ N 181-░░ "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░░

2-425/2018 (2-4359/2017;) ~ М-4010/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинский межрайпрокурор
Бражников Андрей Евгеньевич
Ответчики
УСЗН администрации г. Ачинска
Другие
КГКУ "Центр социальных выплат Красноярского края"
Министерство социальной политики Красноярского края
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Ирбеткина Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
18.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017Передача материалов судье
22.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Подготовка дела (собеседование)
15.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2018Судебное заседание
06.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2018Дело оформлено
31.01.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее