Гражданское дело № 2-625/2021
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 06 сентября 2021 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Сивец О.Г.,
при секретаре Топоевой К.А.,
с участием истца Санзараева А.Ю.,
представителя ответчика – Администрации Аскизского района Республики Хакасия Тюмерекова В.А.,
представителя третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» Черных М.Н.,
представителя третьего лица – Администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Майнагашевой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санзараева А.Ю. к Администрации Аскизского района Республики Хакасия о восстановлении срока для постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Санзараев А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Аскизского района Республики Хакасия о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указал, что он (Санзараев А.Ю.), является лицом из числа детей-сирот, т.к. его мать ФИО1 лишена родительских прав решением Аскизского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. ДД.ММ.ГГГГ мать истца умерла. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в Абазинском детском доме. В настоящее время он (истец) женат, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, проживает в доме, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Аскизского района Республики Хакасия с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответе на данное заявление Администрация Аскизского района Республики Хакасия указала, что он (истец) в силу достижения возраста 42 лет не относится к категории лиц, в отношении которых возможно принятие решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ему рекомендовано обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока для постановки на учет. Ссылаясь на нуждаемость в жилом помещении и наличие права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, МКУ «Управление образования администрации Аскизского района», ГБУ РХ «Абазинский детский дом».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Профессиональное училище № 16» (далее – ГБПОУ РХ «ПУ-16»).
В судебном заседании истец Санзараев А.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Аскизского района Республики Хакасия Тюмереков В.А., действующий на основании доверенности, оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Участвующие в судебном заседании представители третьих лиц – МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» Черных М.Н. и Администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Майнагашева С.Е. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ третье лицо – ГБУ РХ «Абазинский детский дом» прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ликвидацией.
Третье лицо - ГБПОУ РХ «ПУ-16» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж1» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные положения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа содержатся и в Законе Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.С достижением возраста 23-х лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как следует из материалов дела, истец Санзараев А.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в с. <данные изъяты>, родителями являются ФИО2 (отец) и ФИО1 (мать), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (свидетельство о рождении (повторное) серии <данные изъяты>, выданное Пуланкольским сельским советом Аскизского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, выписка из записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, представленная Отделом департамента ЗАГС Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия по Аскизскому району).
Мать истца ФИО1 лишена родительских прав, что подтверждается решением Аскизского районного народного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умерла мать истца ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты>, выданным Аскизским поселковым советом Аскизского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Санзараев А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Из справки совхоза «Баланкульский» Аскизского района Хакасской автономной области Красноярского края следует, что за несовершеннолетним Санзараевым А.Ю. сохраняется жилплощадь.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы истец находился на полном государственном содержании в Абазинском детском доме (справка Государственного образовательного учреждения Абазинский детский дом для детей-сирот дошкольного и школьного возрастов от ДД.ММ.ГГГГ исх. № <данные изъяты>).
Согласно справке ЗАО «Баланкульский», датированной ДД.ММ.ГГГГ г., дом, в котором проживала семья Санзараева А.Ю. сгорел, обеспечить его жилплощадью и работой возможности нет.
В настоящее время Санзараев А.Ю. проживает с супругой и тремя несовершеннолетними детьми в жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, принадлежащем на праве общей долевой собственности супруге и детям истца (выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № <данные изъяты> по заявлению и.о. прокурора Аскизского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пуланкольский сельский совет установлено, что на момент утраты родительского попечения Санзараев А.Ю. проживал на территории Пуланкольского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия. Между тем, на учете как лицо из числа детей-сирот для предоставления жилого помещения по договору социального найма в администрации МО Пуланкольский сельский совет не состоит. После лишения его матери родительских прав он был передан на воспитание в Абазинский детский дом, после чего обучался в <данные изъяты>, затем проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ стал проживать в <адрес>. Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии соответствующего заявления Санзараева А.Ю. либо в его интересах на администрации МО Пуланкольский сельский совет не лежало обязанности постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд вышестоящей инстанции, указав, что на момент подачи прокурором заявления Санзараеву А.Ю. исполнилось 33 года, сведений о том, что он обращался до достижения им возраста 23 лет в Администрацию Аскизского района, Пуланкольский сельский совет о предоставлении ему жилья, но из бездействия ответчика на учет поставлен не был, в материалах дела отсутствуют. До достижения возраста 23 лет Санзараев А.Ю. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении к ответчику не обращался, в связи с этим основания для внесения его в список на льготное получения жилья отсутствовали.
Доказательств того, что Санзараев А.Ю. после 2011 г. обращался в орган местного самоуправления для постановки его на учет для обеспечения жилым помещением, истцом не представлено.
Отсутствие волеизъявления истца на реализацию своего права вплоть до 42 лет свидетельствует о том, что истец безразлично относился к реализации своего права.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Санзараев А.Ю. обратился лишь 12.10.2020.
20.10.2020 Администрацией Аскизского района отказано во включении истца в такой список, по причине того, что на момент подачи заявления ему 42 года, решением Аскизского районного суда от 28.09.2011 в удовлетворении заявления и.о. прокурора Аскизского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации МО Пуланкольский сельский совет в части постановки Санзараева А.Ю. на учет для предоставления жилого помещения отказано.
Вышеизложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о том, что Санзараев А.Ю. по достижении 18-летнего возраста, наступившего ДД.ММ.ГГГГ, и до достижения возраста 23 лет, с соответствующим заявлением о постановке на учет в компетентный орган местного самоуправления не обращался, в последующем избрал иной способ защиты своих жилищных прав, обратившись к прокурору Аскизского района Республики Хакасия, который в 2011 г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пуланкольский сельский совет, и с 2011 г. до состоявшегося 12.10.2020 обращения, то есть на протяжении 9 лет, никаких препятствий для обращения за реализацией указанного права не имел.
На момент обращения с заявлением в Администрацию Аскизского района Республики Хакасия истцу исполнилось 42 года, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения, равно как и препятствий для этого, не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока для постановки на учет.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Санзараева А.Ю. к Администрации Аскизского района Республики Хакасия о восстановлении срока для постановки на учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2021.
Председательствующий: