Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2017 года
Дело № 2-1177/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алапаевск
20 декабря 2017 г.
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Подкиной Е.Д., при секретаре Куткиной А.В.,
с участием Алапаевского городского прокурора Мухаева А.В.,
истцов Топоркова С.А., Топоркова Д.А. и представителя истцов Янгировой В.М., действующей по устному заявлению,
ответчика Ячменева Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1177/2017
по иску Топоркова С. А., Топоркова Д. А. к Ячменеву Д. А. о возмещении вреда, причиненного смертью в результате дорожно-транспортного происшествия,
УСТАНОВИЛ:
Топорков С.А., Топорков Д.А. обратились в суд с требованием к Ячменеву Д.А. о возмещении вреда, причиненного смертью ФИО1 в результате ДТП, в соответствии с которым просили взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 000,00 руб. каждому, причиненного смертью ФИО1
В обоснование иска Топорков Д.А., Топорков С.А. указали на то, что ДД.ММ.ГГГГ, около 19:30 час. Ячменев Д.А., управляя автомобилем <данные изъяты>, допустил наезд на пешехода ФИО1, которая от полученных травм скончалась на месте происшествия.
Постановлением старшего следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области капитана юстиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, уголовное дело в отношении Ячменева Д.А., возбужденное по ч.3 ст.264 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.34, п.2 ч.1 ст.27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
В связи со смертью ФИО1, приходившейся матерью Топоркову С.А., Топоркову Д.А.., последним был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, компенсацию которого истцы оценивают заявленной суммой.
Представитель истцов Янгирова В.М. поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Ячменев Д.А. в судебном заседании факт причинения вреда в виде нравственных страданий Топоркова Д.А., Топркова С.А. в связи со смертью матери в результате дорожно-транспортного происшествия не оспаривал, однако считает исковые требования в заявленных суммах чрезмерно завышенными.
Свидетель ФИО3 пояснила суду, что истцы Топорков С.А. и Топорков Д.А. приходятся ей родными братьями, ДД.ММ.ГГГГ в дорожно-транспортном происшествии погибла их мать ФИО1 Смертью матери братьям был причинен невосполнимый моральный вред, так как они были очень близки с ней, она была для них авторитетом. Из за смерти матери братья стали агрессивными, до сих пор не могут пережить боль утраты близкого для них человека.
Свидетель ФИО4 пояснил суду, что истцы Топорков С.А. и Топорков Д.А. являются его сыновьями, ДД.ММ.ГГГГ в дорожно-транспортном происшествии погибла их мать ФИО1 Из-за случившегося у ребят была истерика, они замкнулись в себе, начались проблемы с учебой. Проблем со здоровьем у них не было, но они очень сильно переживали, так как с матерью были очень близки.
Суд, заслушав объяснения стороны истца, ответчика Ячменева Д.А., свидетелей ФИО3, ФИО4 и заключение прокурора, полагавшего, что иск Топоркова Д.А., Топоркова С.А. подлежит удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личными неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", разъяснено, что учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ, около 19:30 час. водитель Ячменев Д.А., управляя автомобилем <данные изъяты>, двигаясь по проезжей части ул.Победы со стороны ул. Чапаева в направлении пер. Свердлова пос.Махнево Алапаевского района Свердловской области, при выполнении маневра обгона велосипедиста, двигавшегося в попутном направлении, выехал на полосу встречного движения и напротив дома №82 по ул.Победы допустил наезд на пешехода ФИО1, находившуюся на левом краю проезжей части. В результате наезда, пешеход ФИО1 от полученных травм скончалась на месте происшествия
Согласно заключения судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, смерть ФИО1 наступила от травмы головы, туловища и правой нижней конечности тупым предметом в виде: многооскольчатого перелома свода и основания черепа с повреждением твердой мозговой оболочки, размозжением вещества головного мозга на выпуклой поверхности левого полушария и обеих долей мозжечка, с полным разрывом моста головного мозга, очаговых субарахноидальных кровоизлияний, ушибленных ран волосистой части головы, сгибательных и разгибательных переломов ребер слева, по двум линиям, с повреждением пристеночной плевры, крупноочаговых кровоизлияний в ткань обоих легких, разрыва капсулы и ткани правой доли печени, ушиблено-скальпированных ран на правой нижней конечности.
Согласно заключению автотехнической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, заключению автотехнической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, в данной дорожной ситуации водитель Ячменев Д.А. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, путем экстренного торможения, при заданных исходных данных, как при движении с безопасной скоростью движения, так и при движении с разрешенной скоростью 60 км/час.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением старшего следователя СЧ ГСУ ГУ МВД России по Свердловской области капитана юстиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно постановлению действия водителя Ячменева Д.А., не стоят в причинно-следственной связи с совершенным ДТП, следовательно, действия водителя не образуют состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положениями ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в случае если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. В связи с этим отсутствие вины в действиях причинителя вреда не освобождает его от ответственности за причиненный вред.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Частью 3 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности наступает независимо от наличия или отсутствия вины владельца источника повышенной опасности.
Судом установлено, что Топорков Д.А., Топорков С.А., будучи на момент дорожно-транспортного происшествия несовершеннолетними, в связи со смертью матери ФИО1, с которой они постоянно проживали и поддерживали отношения, перенесли нравственные страдания по поводу переживаний в связи с утратой близкого и родного им человека.
Частью 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ установлено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства, а также суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При определении размера компенсации вреда, в силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ должны учитываться требования разумности и справедливости.
Закон не устанавливает конкретный размер компенсации морального вреда. Компенсация предназначена для сглаживания нанесенных человеку моральных страданий, поэтому ее размер определяется судом с учетом характера причиненных нравственных страданий.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего возмещению, суд, учитывая установленные обстоятельства по делу, а именно отсутствие вины водителя Ячменева Д.А. в ДТП, семейное и материальное положение ответчика, учитывая, что право на жизнь относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, принимая во внимание степень физических и нравственных страданий истцов от потери матери, считает определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Топоркова Д.А., Топоркова С.А. в сумме по 300 000,00 руб. каждому.
Определенная судом компенсация морального вреда подлежит взысканию с ответчика Ячменева Д.А. - владельца источника повышенной опасности, на основании ст. ст. 1079, 151, 1099 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает взыскать с ответчика в доход государства госпошлину, от уплаты которой истцы Топорков Д.А., Топорков С.А. при подаче искового заявления были освобождена в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000,00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000,00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.