Дело № 3а-844/2018 17 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Рогалевой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 17 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Е.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Смирнова Е.В. 17 августа 2018 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указала, что владеет на праве общей долевой собственности (доля в праве <данные изъяты>) земельным участком с кадастровым №, адрес местоположения: <адрес>, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, категория земель: земли населенных пунктов, площадь: 1 000 кв.м. Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 07 ноября 2013 года составляет 1 056 600 рублей. Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка изначально являлось постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Согласно отчету об оценке № от 07 августа 2018 года, составленному <данные изъяты>, рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 07 ноября 2013 года составляет 454 000 рублей. Размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно влияет на размер налоговой обязанности административного истца. Просит определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), в качестве заинтересованного лица – Администрация муниципального образования «Город Архангельск».
В судебном заседании представитель административного истца Иорданская Т.Г. исковые требования поддержала.
Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Управление Росреестра в письменном отзыве сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Земельный участок с кадастровым № отсутствовал в перечне объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном по состоянию на 05 июня 2012 года, определение его кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки не осуществлялось. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с требованиями ст. 24.19 Закона об оценке. Управление не определяло кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости и является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве ФКП Росреестра на административный иск указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета. На территории Архангельской области в 2012 году были проведены работы по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Органом кадастрового учета 07 ноября 2013 года осуществлен пересчет кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки по следующему расчету: 1 000 кв.м. х 1 056,60 руб./кв.м. = 1 056 600 руб., где 1 000 кв.м. – площадь земельного участка, 1 056,60 руб./кв.м. – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Согласно акту определения кадастровой стоимости от 07 ноября 2013 года при расчете кадастровой стоимости было использовано утвержденное в установленном порядке Правительством Архангельской области значение удельного показателя кадастровой стоимости.
Из отзыва Правительства Архангельской области на административный иск следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № в размере 1 056 600,00 рублей определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Правительство Архангельской области не утверждало кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, в постановлении № 595-пп сведений о данном объекте недвижимости не содержится.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Смирновой Е.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, общей площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, адрес (местоположение): <адрес>, доля в праве <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), в соответствии с п. 1.4 которых результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Судом также установлено, что кадастровая стоимость земельного участка была определена органом кадастрового учета 07 ноября 2013 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп (1 056,60 руб./кв.м.), и его площади (1 000 кв.м.), и составила 1 056 600 рублей, что подтверждается Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 07 ноября 2013 года №.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке № от 07 августа 2018 года, составленному <данные изъяты> (оценщик ФИО1), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 07 ноября 2013 года составляет 454 000 рублей.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованное лицо не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного административным истцом отчета у суда не имеется.
Таким образом, требование Смирновой Е.В. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи настоящего иска является 17 августа 2018 года.
Следовательно, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 454 000 рублей по состоянию на 07 ноября 2013 года на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 17 августа 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко