ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пос. Адамовка 19 марта 2019 года
Судья Адамовского районного суда Оренбургской области Данилевский Р.А.
изучив порядке статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении
Шуенбеков С.Ш., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
18 марта 2019 года в Адамовский районный суд Оренбургской области поступило указанное дело об административном правонарушении.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также приложенные к нему материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно статье 29.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе и о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как следует из материалов дела, в отношении Шуенбеков С.Ш. составлен протокол по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Вместе с тем, из содержания представленного протокола усматривается, что в нем отсутствуют сведения о совершении Шуенбеков С.Ш. вменяемого состава административного правонарушения. Так, в протоколе об административном правонарушении указано на то, что в результате нарушения Шуенбеков С.Ш. Правил дорожного движения Российской Федерации, потерпевшим причинен средний вред здоровью, без указания на причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевших.
Также из материалов дела следует, что потерпевшими по делу являются Карачканова С.К. и Тиржанова Ж.К., , которым был причинен вред здоровью. Вместе с тем, в нарушение положений статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они потерпевшими по делу не признавались, их права должностным лицом им не разъяснялись. С определением о назначении экспертизы и с самим заключением эксперта они ознакомлены не были.
Кроме этого, в качестве доказательства, подтверждающего наличие у потерпевших телесных повреждений, повлекших причинение вреда здоровью средней тяжести, в материалы дела представлены заключения эксперта № от 28 февраля 2019 года и № от 28 февраля 2019 года. Между тем, указанные заключения эксперта не отвечают требованиям законности. Так, согласно части 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Вместе с тем сведений, о том, что Шуенбеков С.Ш. был ознакомлен должностным лицом с определениями о назначении экспертиз, в материалах дела не имеется, равно как и не имеется доказательств, подтверждающих факт его надлежащего извещения о времени и месте ознакомления с определениями о назначении экспертиз.
Помимо этого, принимая решение о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы, которое в соответствии с частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть оформлено в виде определения, должностное лицо не разъяснило эксперту обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также эксперт не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имеющееся в материалах дела постановление о назначении медицинской судебной экспертизы, вынесено по нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что решение о назначении экспертизы принято должностным лицом в ходе административного расследования, возбужденного соответствующим определением. Сами заключения эксперта № и № от 28 февраля 2019 года не содержат сведений о разъяснении эксперту обязанностей, предусмотренных статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также он не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, заключения эксперта № и № от 28 февраля 2019 года полученные с нарушением закона, в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть использованы в качестве доказательств по настоящему делу. Иных доказательств, подтверждающих факт наличия у потерпевших телесных повреждений, повлекших причинение средней тяжести вреда здоровью человека, в материалах дела не имеется.
Отмеченные нарушения являются существенными, они не позволяют всесторонне и объективно рассмотреть дело и принять по нему законное и обоснованное решение.
Учитывая данные обстоятельства, судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен неправильно, а материалы дела имеют существенные недостатки, исходя из чего протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, подлежат возращению должностному лицу, составившему протокол.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении от 15 марта 2019 года № и другие материалы дела по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шуенбеков С.Ш. должностному лицу составившему протокол – инспектору ОГИБДД ОМВД России по Адамовскому району Долгошееву А.А.
Определение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд или непосредственно в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего определения.
Судья Р.А. Данилевский