Дело № 2-376/2020 КОПИЯ
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 28 сентября 2020 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Уточкиной Н.В.,
с участием прокурора Габовой К.С.,
представителя ответчика Миньковой Р.М.,
представителя третьего лица Донских Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление «ЖилСервис» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Александровска первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управление «ЖилСервис» о возложении обязанности по проведению мероприятий по текущему ремонту многоквартирынх домов. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Александровска на основании обращения гражданина проведена проверка исполнения управляющей организацией ООО «Управление «ЖилСервис» требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № переданы в управление ООО «Управление «ЖилСервис». В ходе обследования установлено частичное разрушение кровли данных многоквартирных домов. ДД.ММ.ГГГГ инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в адрес руководителя ООО «Управление «ЖилСервис» внесено представление о проведении противоаварийных мероприятий в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которые в установленный срок не проведены. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес директора ООО «Управление «ЖилСервис» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части непринятия мер по ремонту кровли многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения представления ответчик обязался приступить к ремонту в мае 2020 года, однако до настоящего времени указанные ремонтные работы не начаты. Прокурор считает, что непринятие управляющей компанией мер по проведению вышеуказанных ремонтных работ создают реальную угрозу нарушения жилищных прав граждан, в том числе на безопасные условия проживания, и могут привести к причинению вреда иным лицам, круг которых не определён, при разрушении кровли. В связи с чем, прокурор просит возложить на ООО «Управление «ЖилСервис» обязанность по ремонту кровли многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, установить срок исполнения обязанности 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В последствии прокурором представлены уточненные исковые требования, в которых просит возложить на ООО «Управление «ЖилСервис» обязанность обеспечить выполнение противоаварийных мероприятий в отношении кровель многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, а именно устранить неисправность кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; устранить видимые повреждения металлического фартука по периметру карнизной части кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установить срок для исполнения указанной обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований о возложении на ООО «Управление «ЖилСервис» обязанности по ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с установлением срока исполнения обязанности 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части ввиду устранения ответчиком в добровольном порядке выявленных нарушений.
В судебном заседании прокурор Габова К.С. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ представителем прокуратуры г.Александровска совместно с инспектором жилищного надзора была проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что в отношении домов <адрес> неисправность кровельного покрытия не устранена, установлен повторный срок исполнения предписания ответчику до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО «Управление «ЖилСервис» Минькова Р.М., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что решением инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ спорные многоквартирные дома исключены из перечня реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ответчик, в связи с чем, в данном случае обязанность, которая указана истцом в уточненном иске, не может быть возложена на ответчика. Кроме того, спорные дома были переданы ответчику год назад на основании распорядительного акта органов местного самоуправления уже в плохом состоянии, за год управления и при наличии большой задолженности собственников жилья перед ответчиком невозможно привести жилые дома в надлежащее состояние. Кроме того, ответчиком представлены заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми выявлены основания для признания многоквартирных домов <адрес> аварийными и подлежащими сносу.
Представитель третьего лица администрации Александровского муниципального района Донских Д.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что на сегодняшний день ответчик не исключен из реестра управляющих организаций по управлению спорными многоквартирными домами, также в отношении указанных домов не выбрана управляющая организация, конкурс еще не окончен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (пп. "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (п.п."б").
Согласно п. 42 Правил №491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из смысла названных положений закона приобретение статуса управляющей организации возлагает на ответчика обязанность обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества указанных многоквартирных домов.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы).
Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, в том числе, организациями различных организационно-правовых норм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 2.6.2. Правил и норм при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
В соответствии с п. 4.6.1.1. Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно п. 4.6.1.2. Правил и норм следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Судом установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес> на основании постановления администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в управление ООО «Управление «ЖилСервис».
Прокуратурой г. Александровска в связи с поступившим обращением гражданина проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов.
В ходе проверки установлено частичное разрушение кровли многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии с предписанием Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края №л от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление «ЖилСервис» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать противоаварийные мероприятия в отношении кровли многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, обеспечить их выполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что во исполнение указанного предписания ответчиком разработан план мероприятий по обеспечению безопасности проживания граждан в вышеуказанных многоквартирных домах, что не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №л, в ходе которой установлено, что предписание выполнено не в полном объеме. В частности в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеется неисправность кровельного покрытия, наличие видимых многочисленных повреждений. В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеются видимые повреждения металлического фартука по периметру карнизной части кровли, о чем составлен акт проверки №л/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени нарушения, указанные в акте №л/1 от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, ответчиком не представлено.
Поскольку непринятие ответчиком мер по проведению вышеуказанных работ создают реальную угрозу нарушения жилищных прав граждан, в том числе на безопасные условия проживания, и могут привести к причинению вреда иным лицам, круг которых не определён, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить выполнение противоаварийных мероприятий в отношении кровель многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, а именно устранить неисправность кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; устранить видимые повреждения металлического фартука по периметру карнизной части кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частями 1,2,3 ст.200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации. Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время обязанность по выполнению противоаварийных мероприятий в отношении спорных многоквартирных домов не может быть возложена на ответчика в связи с наличием решения инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об исключении спорных домов из перечня реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ответчик, с ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности, поскольку предписание ИГЖН внесено именно в отношении ответчика, оно не оспорено, иная управляющая организация ни собственниками жилых помещений, ни органами местного самоуправления не определена.
Также суд признает несостоятельным довод ответчика о том, что спорные жилые дома были переданы в управление ответчика не по его желанию, а распорядительным актом органа местного самоуправления и уже в ненадлежащем состоянии с наличием большой суммы задолженности по оплате коммунальных платежей, поскольку управляющие организации выступают в этих отношениях, как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности и несут соответствующие риски, ответчиком решение органа местного самоуправления не оспорено. Также судом не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что признание спорных домов аварийными освобождает ответчика от исполнения обязательства по осуществлению ремонтных работ кровельного покрытия этих домов, поскольку, согласно распоряжению администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р срок отселения граждан, проживающих в многоквартирных домах <адрес>, установлен до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время указанные дома не расселены, ответчиком продолжают начисляться коммунальные платежи жильцам указанных домов, в связи с чем, оснований для освобождения ответчика от исполнения обязанностей по устранению неисправностей кровли указанных домов, не имеется.
Срок для исполнения обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Александровска удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Управление «ЖилСервис» обязанность устранить неисправность кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, устранить видимые повреждения металлического фартука по периметру карнизной части кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Установить срок для исполнения возложенной обязанности в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: (подпись) Н.А. Панова
Копия верна. Судья