РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Алапаевск 17 июня 2013 года
Алапаевский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Киприяновой Н. Ю.,
при секретаре Логиновой Н. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-652/2013 по исковому заявлению
Алапаевского городского прокурора в интересах Васильевой О. О. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
установил:
В суд обратился Алапаевский городской прокурор в интересах Васильевой О.О. с иском к ответчикам: Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему жилья.
Заявление прокурора содержит требование о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры СО обязанности - выделить денежные средства, приобрести для Васильевой О.О. за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение государственного специализированного жилищного фонда СО в пределах муниципального образования, площадью не менее нормы предоставления, безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в оперативное управление государственного специализированного жилищного фонда СО, распределить жилое помещение Васильевой О.О. и обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» предоставить Васильевой О.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящему на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по данному основанию и не имеющей закрепленного жилого помещения.
В обоснование иска прокурор, в заявлении, указал, что Васильева О.О. с рождения проживала с родителями в <адрес>. Отец Васильевой О. О. - умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Васильевой О. О. по решению суда ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, в связи с чем, Васильева О.О. помещена в <данные изъяты> детский дом и находилась на полном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (постановление главы №) данное жилое помещение признано непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Васильева обучалась в ГОУ СПО «<данные изъяты>». По постановлению главы администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ № Васильева О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена во внеочередной список. Жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Ряпосова Е. В. заявленный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Васильева О.О. в судебное заседание не явилась о дне слушания извещена, в телефонограмме в суд просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. ДД.ММ.ГГГГ Васильева О. О. указала, что жилья в собственности не имеет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время достигла 18 лет, жильем не обеспечена. Просит иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в суд не явился, о дне слушания Министерство извещено, о чем имеются доказательства. В суд поступил отзыв от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 84-85 за подписью временно и. о. министра ФИО, в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В поступившем отзыве, по существу иска указано, что в соответствии с действующим законодательством право Васильевой О.О. на обеспечение жилым помещением органами исполнительной власти С О реализуется в форме предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и право Васильевой О.О. не нарушено.
Представитель ответчика - ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. В материалах дела имеется отзыв от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 50-53, 78-81 в котором содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя фонда. Из отзыва следует, что представитель ответчика с иском не согласен, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве обращено внимание на изменение законодательства в отношении предоставления жилья детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица - Администрации Муниципального образования Алапаевское в суд не явился, о дне слушания извещены, в своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 59-61 просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. В отзыве указано, что не возражают против удовлетворения заявленных требований, документы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до ДД.ММ.ГГГГ в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда социального использования, переданы до ДД.ММ.ГГГГ в ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле решил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: государственного казенного учреждения «Фонд жилищного строительства», Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и представителя третьего лица - Администрации МО Алапаевское.
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району Анохина Ю.Н. в суде указала, что Васильева О.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состояла ранее на учете в ОМС, сейчас состоит на учете в УСП в качестве нуждающейся в жилом помещении. По окончании учебного заведения жилое помещение не было предоставлено. В настоящее время Васильева О.О. в собственности жилья не имеет, по договору социального найма ей жилье не предоставлено. Считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции от 29.02.2012 с 01.01.2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По свидетельству о рождении л.д. 8 Васильева О.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями ее являются: отец ФИО1, мать ФИО2.
Отец Васильевой О.О. - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти №, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Алапаевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Васильевой О.О.
То есть до достижения возраста 18 лет, Васильева О.О. осталась без попечения родителей.
Тот факт, что Васильева О.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, Васильева О.О. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП в редакции от 29.08.2012 г., утверждении Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Указанный порядок на день рассмотрения дела в суде является действующим.
В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры СО. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возражения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования.
На основании Постановлений Правительства СО от 26.04.2012 N 417-ПП, 04.07.2012 N 723-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от 23.04.2012 N 250-УГ (ред. от 22.06.2012) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Согласно Закона Свердловской области от 22.03.2006 N 17-ОЗ (ред. от 19.12.2012) "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области" учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот. При этом осуществление учета указанной категории возложено на органы опеки и попечительства.
По ст. 2 Закона Свердловской области от 07.12.2012 N 96-ОЗ "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно жилые дома и квартиры, входящие в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области по ст. 3 Закона СО № 96-ОЗ предоставляются гражданам путем:
1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений;
2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования;
3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Порядок принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (ст. 5 Закона СО № 96-ОЗ).
По ст. 6 Областного закона № 96-ОЗ, договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с изменениями с 01.01.2013 г. заключаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Государственные учреждения Свердловской области, которые вправе заключать договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Правительством Свердловской области.
В силу постановления Правительства СО от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по принятию решений о предоставлении и заключению договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства"; по содержанию жилых помещений является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
На основании выписки из приказа ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району от 07.03.2013 г.№ 166 и книги учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Васильева О.О. принята на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда С О, состоит на учете под № 54.
В силу постановления главы администрации поселка Верхняя Синячиха Алапаевского района от ДД.ММ.ГГГГ№ л.д. 11 за Васильевой О., <данные изъяты>, закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>
По постановлению главы МО Алапаевское № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 29 вышеуказанное постановление признано утратившим силу.
Согласно заключения о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 12-13, акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 14-16 помещение по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в связи с ухудшением, физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Из уведомления Алапаевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СО от ДД.ММ.ГГГГ №, справки филиала Алапаевского БТИ и Р Н № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 44, 45 следует, что сведений о наличии в собственности Васильевой О.О. недвижимого имущества нет.
По справке ГБОУ СПО СО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 19 следует, что Васильева О.О. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в указанном образовательном учреждении по профессии «<данные изъяты>».
Доказательства по делу подтверждают право Васильевой О.О. на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что в вышеприведенных законах норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не определена, суд считает, что предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 ЖК РФ). Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
Постановлением администрации муниципального образования Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ г. № в муниципальном образовании Алапаевское норма предоставления на одного человека составляет 16 квадратных метров общей площади жилого помещения, без дополнительной площади на семью.
С учетом того, что Васильева О.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилье за ней не закреплялось, принята на учет, состоит на учете в настоящее время, жильем по достижению 18 лет и по окончании срока пребывания в образовательном учреждении не обеспечена, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, она имеет право на предоставление жилья по заявленному основанию.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованы, подлежат удовлетворению. Однако в связи с принятием постановления Правительства СО от 16.04.2013 № 491-ПП требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
С учетом изменения в законодательстве, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения государственного специализированого жилищного фонда С О в пределах муниципального образования Алапаевское, не ниже установленных социальных норм, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для Васильевой О.О., по предоставлению жилого помещения Васильевой О.О., по заключению с ней договора найма специализированного жилого помещения.
Ссылку стороны ответчика на то, что права истца Васильевой О.О. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушены, суд считает неосновательной, так как Васильева О.О. по достижению 18 лет и окончанию учебного заведения жилым помещением не обеспечена. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194- 198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Васильевой О. О. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Васильевой О. О. за счет средств областного бюджета, жилое помещение в пределах муниципального образования Алапаевское Свердловской области, не ниже установленных социальных норм (16 кв. м.), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с последующей передачей приобретенного жилья в оперативное управление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»; предоставить его Васильевой О. О. по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.
Судья Алапаевского суда Н. Ю. Киприянова