№ 2-251 (2020)
24RS0002-01-2019-005980-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием прокурора Картышовой Е.А.,
истца и ответчика по встречному иску Овечкина А.С.,
представителя ответчика и истца по встречному иску, третьего лица Майоровой С.П.,
при секретаре Слепуха Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овечкина Александра Сергеевича к администрации города Ачинска о признании проживающим на условиях социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, встречному иску администрации города Ачинска к Овечкину Александру Сергеевичу, Овечкиной Татьяне Николаевне, Овечкиной Екатерине Александровне, Овечкину Константину Александровичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании договора найма специализированного жилого помещения прекращенным, выселении без предоставления другого жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Овечкин А.С. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г.Ачинска о признании проживающим на условиях социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что с 28.04.1995 г. по 12.12.1997 г. он состоял в трудовых отношениях с АГМПО ЖКХ. В связи с тем, что у него отсутствовало собственное жилье, он на основании ордера №290 от 17.11.1996 г. был вселен в жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>. 17 ноября 1995 г. между ним и АГМПО ЖКХ был заключен типовой договор социального найма жилого помещения. После чего он вселился в спорное жилое помещение и с 25.12.1995 г. был в нем зарегистрирован. Заключением межведомственной комиссии от 08.02.2012 г. жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем дом подлежит расселению. 15.10.2019 г. и 12.11.2019 г. в его адрес поступили уведомления от администрации г.Ачинска об освобождении занимаемого жилого помещения в связи с тем, что оно является служебным. Вместе с тем, он считает, что проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, так как несет бремя по его содержанию, ремонту, оплачивает плату за найм жилого помещения. Полагает, что спорное жилое помещение не является служебным, т.к. служебное помещение предоставляется работнику исключительно на период трудовых отношений, при этом он состоял в трудовых отношениях с АГМПО ЖКХ в течение двух лет до 1997 г. До настоящего времени, т.е. в течение 20 лет к нему ни администрация г.Ачинска, ни иные третьи лица каких-либо претензий не предъявляли, освобождения квартиры не требовали. Другое жилое помещение, а равно возможность его приобретения у него в силу возраста и низкого дохода отсутствует. Правами на какое-либо другое недвижимое имущество он не обладает, правом на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации не пользовался. Полагает, что, поскольку он проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, администрацией г.Ачинска ему должно быть выделено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В связи с чем просит признать его проживающим на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, обязать администрацию г.Ачинска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 25,4 кв.м. и находящееся в черте г.Ачинска (л.д. 5-8, 78-82).
Администрация г.Ачинска обратилась в суд со встречным иском к Овечкину А.С., Овечкиной Т.Н., Овечкиной Е.А., Овечкину К.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании договора найма специализированного жилого помещения прекращенным, выселении без предоставления другого жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что жилое помещении, расположенное по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципальной собственности и составляет муниципальную казну. В спорном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства Овечкин А.С. на основании служебного ордера №290 от 17.11.1995, в который включены супруга Овечкина Т.Н., дочь Овечкина Е.А., а также право пользования квартирой имеет сын Овечкин К.А. Постановлением администрации г.Ачинска от 20.07.1995 № 380-п жилое помещение по адресу: <адрес> включено в число служебных. Учитывая, что Овечкина Т.Н., Овечкина Е.А., Овечкин К.А. добровольно выехали из спорного жилого помещения на другое постоянное место жительства, они расторгли в отношении себя договор служебного найма, тем самым утратив право пользования предоставленным жилым помещением. Овечкин А.С. в свою очередь не относится к лицам, которые не могут быть выселены из жилых помещений, при этом он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, таким образом полагает, что Овечкин А.С. подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения. В связи с чем просит признать Овечкину Т.Н., Овечкину Е.А., Овечкина К.А. утратившими право пользования жилым помещением <адрес>, признать договор найма специализированного жилого помещения, заключенный с Овечкиным А.С. на квартиру по адресу: <адрес>, прекращенным, выселить Овечкина А.С. без предоставления другого жилого помещения (л.д. 25-26).
Определением суда от 29.03.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица КУМИ администрации г.Ачинска (л.д. 100).
В судебном заседании истец и ответчик по встречному иску Овечкин А.С. исковые требования поддержал, по встречному иску возражал, пояснив, что он работал в АГМПО ЖКХ, в связи с чем ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В АГМПО ЖКХ он проработал около двух с половиной лет в период с 1995 г. по 1997 г., после чего уволился по собственному желанию. В период получения спорной квартиры он проживал с супругой и дочерью, позднее у них родился сын. В настоящее время его бывшая супруга с детьми переехали в <адрес>, где проживают в настоящее время. Он является пенсионером, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущим не признавался. Администрацией г.Ачинска ему для переселения предлагались неблагоустроенные жилые помещения в г.Ачинске, в которых отсутствует водопровод, канализация, а также отопление, в связи с чем ему пришлось отказаться от предложенных жилых помещений. При этом его доходы не позволяют ему заключить договор коммерческого найма, в связи с чем просит его иск удовлетворить, в удовлетворении требований Администрации г.Ачинска отказать.
Представитель ответчика истца по встречному иску администрации г.Ачинска, КУМИ администрации г.Ачинска Майорова С.П., действующая по доверенности от 27.12.20219 г. (л.д. 116), а также как представитель третьего лица КУМИ Администрации г.Ачинска, встречные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, против требований Овечкина А.С. возражала, указав, что в 1997 году спорное жилье предоставлялось Овечкину А.С. как служебное, о чем указанно в ордере. После ликвидации АГМ ПО ЖКХ спорное жилье было передано в ведение администрации г. Ачинска. При этом Овечкину А.С. взамен спорного жилого помещения предлагалось неблагоустроенное жилье на основании договора коммерческого найма, но Овечкин А.С. от него отказался.
Ответчики по встречному иску Овечкина Т.Н., Овечкина Е.А., Овечкин К.А., надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела судом, а также дате и времени слушания дела по известным адресам и адресу регистрации (л.д.107,108), в зал суда не явились, от получения судебной корреспонденции уклонились, отзыва либо возражений по заявленным требованиям администрации г.Ачинска не представили.
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчиков о судебном заседании по известному адресу. Действия ответчиков судом расценены как избранный ими способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчиков по встречному иску Овечкиной Т.Н., Овечкиной Е.А., Овечкина К.А.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении исковых требований Овечкина А.С. отказать, встречные требования администрации г.Ачинска удовлетворить, суд полагает, что заявленные Овечкиным А.С. исковые требования не подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования администрации г.Ачинска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Поскольку обстоятельства, с которыми связано возникновение права пользования жилым помещением, являются длящимися и возникли до 01 марта 2005 года, т.е. до введения в действие ЖК РФ, суд полагает необходимым при рассмотрении данного дела руководствоваться нормами ранее действовавшего ЖК РСФСР, а также нормами ЖК РФ.
В соответствии со ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ, ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 22.12.2004 г., акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ (01 марта 2005 г.), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статьей 51 ЖК РСФСР определено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
В силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (ред. от 18.07.2016) "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Согласно ст. 110 ЖК РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
ЖК РСФСР утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Согласно ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (ред. от 01.07.2017)" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям в п. 43 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 г. « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст. 52 ЖК РФ), не могу быть выселены из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с приведенными положениями закона невозможность выселения граждан, без предоставления другого жилого помещения, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ предусмотрена лишь при одновременном наличии двух условий: указанные граждане должны быть отнесены к перечню лиц, выселение которых не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ (ст. 108 РСФСР), а также такие граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра муниципальной собственности, предоставленной КУМИ <адрес> числится в реестре муниципальной собственности г. Ачинска по записи от 02.03.1992 г. (л.д. 32).
Постановлением администрации г.Ачинска № 580-п от 20.07.1995 <адрес> включена в число служебных АГМПО ЖКХ (л.д. 29).
Постановлением администрации г.Ачинска № 931-п от 17.11.1995 г. утверждены списки распределения освободившейся жилой площади, в соответствии с которым служебная квартира АГМПО ЖКХ по адресу: <адрес> распределена Овечкину Александру Сергеевичу (л.д.30, 31).
Овечкин А.С. с 28.04.1995 г. по 12.12.1997 г. работал в АГМПО ЖКХ г.Ачинска в должности <данные изъяты>, а затем <данные изъяты>, уволен по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой АТ-III № 0900973 (л.д. 20-21).
17.11.1995 г. истцу Овечкину А.С. выдан ордер № 290 на право вселения в жилое помещение по адресу: <адрес> отметкой «квартира служебная АГМПО ЖКХ», в ордер включены члены его семьи супруга Овечкина Т.Н. и дочь Овечкина Е.А. (л.д. 33).
17.11.1995 г. с Овечкиным А.С. был заключен типовой договор найма жилого помещения на квартиру <адрес> площадью 25,4 кв.м., на срок 5 лет, в котором указан состав семьи: супруга Овечкина Т.Н., дочь Овечкина Е.А., сын Овечкин К.А. (л.д. 14).
По данным выписки из домовой книги Овечкин А.С. числится зарегистрированным с 25.12.1995 г. в квартире <адрес> по настоящее время, его супруга Овечкина Т.Н., дочь Овечкина Е.А., числились зарегистрированными с 20.12.1995 г.в квартире <адрес>, сын Овечкин К.А. с 13.06.1996 г., однако, 15.07.1998 г. были сняты с регистрационного учета (л.д. 34, 35).
Согласно справкам Ачинского отделения АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 06.12.2019 право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда в г. Ачинске и Ачинском районе Овечкиным А.С. не использовано (л.д. 16).
Заключением о признании многоквартирного жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 69 от 08.02.2012 г. многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д. 43).
Согласно заключению № 259 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от 03.12.2019 г. межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д. 60-61).
Распоряжением администрации г.Ачинска о сносе жилых домов № 4077-р от 05.12.2019 г. директору МКУ «Управлению капитального строительства» в срок до 31.12.2025 г. поручено подготовить и провести мероприятия по сносу аварийных многоквартирных жилых домов, в том числе по адресу: <адрес> (л.д. 44).
В адрес Овечкина А.С. 15.10.2019 г. администрацией г.Ачинска было направлено уведомление, согласно которому заключением межведомственной комиссии жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставить жилое помещение в связи со сносом жилого дома не представляется возможным, т.к. он проживает в служебном жилом помещении. В связи с чем предложено в течение 15 дней с момента получения уведомления освободить занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> с предупреждением о выселении из жилого помещения в судебном порядке. По вопросу предоставления жилого помещения на условиях договора коммерческого найма рекомендовано обратиться в администрацию г.Ачинска (л.д. 13).
В адрес Овечкина А.С. 12.11.2019 г. администрацией г.Ачинска было направлено уведомление в соответствии с которым ему предлагают предоставить жилое помещение по адресу: <адрес> на условиях договора коммерческого найма, о принятом решении ему необходимо сообщить в срок до 12.12.2019 г. (л.д. 12).
14.11.2019 г. Овечкин А.С. обратился в администрацию г.Ачинска с заявлением о заключении с ним договора найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования по адресу: <адрес> сроком на 364 дня (л.д. 45).
02.12.2019 г. составлен акт о том, что 14.11.2019 г. Овечкину А.С. был предложен вариант жилого помещения для переселения по адресу: <адрес>, выданы ключи для переселения. 29.11.2019 Овечкин А.С. отказался от переселения, ключи вернул. 29.11.2019 Овечкину А.С. предложено жилое помещение для переселения по адресу: <адрес> на условиях коммерческого найма. 02.12.2019 от переселения Овечкин А.С. отказался, причину отказа не пояснил (л.д. 49).
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в жилое помещение по адресу: <адрес> в настоящее время фактически проживает Овечкин А.С., что подтверждается актом от 15.01.2020 г. (л.д. 69).
В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (ст. 107 ЖК РСФСР).
В силу ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что квартира по адресу: <адрес> являлась служебной со статусом, установленном согласно действовавшему порядку, и была предоставлена Овечкину А.С. на период трудовых отношений с АГМПО ЖКХ.
Учитывая, что согласно трудовой книжке Овечкин А.С. прекратил трудовые отношения с АГМПО ЖКХ 12.12.1997 г., соответственно, с 12.12.1997 г. служебное жилое помещение подлежало освобождению, в связи с чем типовой договор № 581 найма жилого помещения от 17.11.1995 г., заключенный с Овечкиным А.С., на квартиру по адресу: <адрес> следует признать прекращенным.
При этом иных предусмотренных ст. 108 ЖК РСФСР оснований для сохранения права пользования спорным жилым помещением за Овечкиным А.С. не имеется, поскольку он не подпадает под перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения, в связи с чем суд полагает, что Овечкин А.С. утратил право пользование жилым помещением по адресу: <адрес> подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Оценивая доводы истца и ответчика по встречному иску Овечкина А.С. относительно того, что в период с 1997 г., т.е. в течение более 20 лет к нему ни администрация г.Ачинска, ни иные третьи лица каких-либо претензий не предъявляли, суд не может с ними согласиться, поскольку бездействие администрации г.Ачинска не порождает у Овечкина А.С. права бессрочного пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, в том числе по основаниям договора социального найма.
Рассматривая требования Овечкина А.С. о возложении обязанности на администрацию г.Ачинска предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 25,4 кв.м. и находящееся в черте г.Ачинска, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч.3, ч.4, ч.5 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
Учитывая тот факт, что по сообщению КУМИ администрации г.Ачинска Овечкин А.С. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации г.Ачинска не состоит (л.д. 68), следовательно и оснований для предоставления Овечкину А.С. жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Со слов истца его бывшая супруга Овечкина Т.Н. с детьми Овечкиной Е.А. и Овечкиным К.А. в 1988 г. переехали на постоянное место жительство в <адрес> и более в спорное жилое помещение не возвращались, не вселялись.
Согласно ст. 71 Жилищного кодекса РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
В силу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения данной нормы распространяются не только на нанимателя квартиры, но и на бывших членов его семьи, если они выехали на иное постоянное место жительства, и тем самым добровольно отказались от своих прав и обязанностей, предусмотренных договором социального найма.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что ответчики Овечкина Т.Н., Овечкина Е.А., Овечкин К.А. в спорном жилом помещении фактически не проживают длительный период времени, выехали из жилого помещения добровольно на другое постоянное место жительства. Снятие Овечкиной Т.Н., Овечкиной Е.А., Овечкина К.А. с регистрационного учета в спорном жилом помещении в 1998 году, а также их переезд более пяти лет назад на другое постоянное место жительства свидетельствуют о расторжении ими типового договора найма жилого помещения и утрате права пользования спорным жилым помещением.
При таких обстоятельствах, требования истца Овечкина А.С. о признании его проживающим в спорном жилом помещении на условиях социального найма и возложении на администрацию г.Ачинска обязанности по предоставлению жилого помещения не подлежат удовлетворению, встречные исковые требования администрации города Ачинска к Овечкину А.С., Овечкиной Т.Н., Овечкиной Е.А., Овечкину К.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании договора найма специализированного жилого помещения прекращенным, выселении без предоставления другого жилого помещенияявляются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Овечкина Александра Сергеевича к администрации города Ачинска о признании проживающим на условиях социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Встречные исковые требования администрации г. Ачинска удовлетворить.
Признать типовой договор № 581 найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации от 17 ноября 1995 года, заключенный с Овечкиным Александром Сергеевичем, на жилое помещение по адресу: <адрес> прекращенным.
Признать Овечкину Татьяну Николаевну, Овечкину Екатерину Александровну, Овечкина Константина Александровича утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Овечкина Александра Сергеевича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2020 г.
Решение в законную силу не вступило.