Дело № 2-68/2020
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.Ф.,
с участием помощника прокурора Александрово-Заводского района Попова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Александрово-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Бутунтайское» Александрово-Заводского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Александрово-Заводского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к указанным выше ответчикам с требованием о возложении обязанности приобрести для водоисточников <адрес> (водокачки по адресу <адрес> (водокачки по адресу: <адрес>) автономный резервный источник электроснабжения, установив срок исполнения обязанности - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. В заявлении ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки готовности населенных пунктов района к пожароопасному периоду 2020 года, полноты мер, принятых органами местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, установлено, что на территории сельского поселения «Бутунтайское» имеются 2 водозаборные скважины, расположенные в <адрес>, вместе с тем резервные источники энергопитания на данных объектах отсутствуют, чем в свою очередь нарушает п. 60.1 Правил Противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ на выявленные нарушения закона прокуратурой района в адрес главы сельского поселения «Бутунтайское» внесено представление с требованием устранить вышеуказанные нарушения закона, однако, до настоящего времени резервный источник электропитания не приобретен, в связи с отсутствием денежных средств. Отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с п.9 ч.1, п.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре и другие полномочия. Таким образом, администрацией сельского поселения «Бутунтайское» не в полной мере принимаются первичные меры пожарной безопасности. Кроме того, статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требует проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, заблаговременно. На основании п.п.7 п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации №-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, в связи с чем, администрации муниципального района «Александрово-Заводского района» необходимо предпринять весь комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения участвовать в ликвидации их последствий (л.д.4-7).
В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Заводского района Попов С.Ю. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в иске основаниям, отзыв администрации муниципального района на исковое заявление просил отклонить ввиду его необоснованности.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Бутунтайское» Коновалов В.В. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указывает на признание иска в полном объеме, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» в судебное заседание не явился, ВрИО главы администрации муниципального района «<адрес>» ФИО6 представил отзыв на исковое заявление в котором просил отказать в иске к администрации муниципального района, в связи с тем, что администрация не является надлежащим ответчиком. Указывает, что администрацией района заключено соглашение с сельским поселением «Бутунтайское» о передачи осуществления части полномочий, в которых входит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В рамках соглашения предусмотрены межбюджетные трансферты на 2020 года на осуществление данного полномочия в сумме 28750 рублей. Данная сумма может быть потрачена и на приобретение резервного источника электроснабжения. Все необходимые меры в рамках исполнения данного полномочия администрацией района приняты. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации муниципального района «<адрес>».
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
По смыслу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ «О пожарной безопасности») пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Статьей 19 ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 60.1 Правил противопожарного режима водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, прокуратурой Александрово-Заводского района проведена проверка готовности населенных пунктов района к пожароопасному периоду 2020 года, полноты мер, принятых органами местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что на территории сельского поселения «Бутунтайское» имеются 2 водозаборные скважины, расположенные в <адрес>, вместе с тем резервные источники энергопитания на данных объектах отсутствуют (л.д.9).
По сообщению главы сельского поселения «Бутунтайское» В.В. Коновалова, на территории сельского поселения «Бутунтайское» находятся водоисточники: водокачка, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.9, 10-13), водокачка, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.14,15-18), на которых возможна заправка пожарных автомашин, энергопитание на данных объектах исправно. Резервного источника электропитания на данных объектах нет. На территории с. Мулино две речки Шаровариха и Калдыгатуй, так как речки мелководные, забор воды из них невозможен, в селе Бутунтай естественные водоемы отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями законодательства в области пожарной безопасности, в адрес администрации сельского поселения «Бутунтайское» 08 мая 2020 года прокурором внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.19-21).
Главой сельского поселения «Бутунтайское» В.В. Коноваловым в адрес прокуратуры Александрово-Заводского района направлен ответ о рассмотрении представления, из которого следует, что за нарушение норм закона п.60.1 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №, согласно ст.7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №-Ф3 «Технический регламент требований по пожарной безопасности»,в соответствии с п.9 ч.1, п.3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к дисциплинарной ответственности привлечён глава сельского поселения «Бутунтайское» Коновалов В.В. (л.д.22,23).
Согласно пояснительной записке и представленным в материалы дела заявкам 24 марта 2020 года, 08 мая 2020 года были поданы заявки на имя Главы администрации района «Александрово-Заводский район» на выделение денежных средств для приобретения автономных электрогенераторов для водозаборных скважин в с. Мулино и с. Бутунтай, заявки были утверждены, но денежные средства на счёт администрации сельского поселения «Бутунтайское» по настоящее время не поступили (л.д. ).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией сельского поселения «Бутунтайское» нарушении законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии в с. Бутунтай и с. Мулино автономных резервных источников электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточников.
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №).
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» требует проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, заблаговременно.
На основании п.п.7 п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации №-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.
Из смысла названной нормы следует, что администрации муниципального района «Александрово-Заводского района» необходимо предпринять весь комплекс мер, направленный на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения участвовать в ликвидации их последствий.
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории сельского поселения, так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При этом отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений само по себе не может препятствовать возложению обязанности на администрацию сельского поселения по устранению выявленных нарушений, а также обязанности администрации муниципального района, в случае отсутствия средств у сельского поселения, профинансировать покупку резервных источников электроснабжения.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает прокурора требования Александрово-Заводского о возложении на администрацию сельского поселения «Бутунтайское» и администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» обязанности по устранению вышеуказанных нарушений законодательства в области пожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает, что срок, в течение которого ответчики должны исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиками решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Бутунтайское» и администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Бутунтайское» муниципального района «Александрово-Заводский район», администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу приобрести для водоисточников с. Бутунтай (водокачки по адресу <адрес> (водокачки по адресу: <адрес>) автономный резервный источник электроснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение суда принято в окончательной форме 11 июня 2020 года.