Дело № 12-284/2019
РЕШЕНИЕ
17 декабря 2019 года г. Алейск
Судья Алейского городского суда Алтайского края Труфанова И.А., при секретаре Средней О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мохова Дениса Павловича на постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» Пешехоновой И.В. от 16 октября 2019 года №481, которым
Мохов Денис Павлович, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, <адрес>Б,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» Пешехоновой И.В. № 482 от 16.10.2019 Мохов Д.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. Правонарушение выразилось в том, что Мохов Д.П. в нарушение п.8 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 года №115 –ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не уведомил отделение по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» о заключении гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином Абдурахмоновым М.Х. в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Не согласившись с постановлением, Моховым Д.П. подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство прекратить, ввиду отсутствия события административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, указав на то, что с Абдурахмоновым М.Х. в трудовые отношения не вступал, на работу его не нанимал.
В судебном заседании Мохов Д.П. поддержал доводы жалобы, пояснив аналогично изложенному в жалобе.
Заинтересованное лицо врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» Пешехонова И.В. в судебном заседании пояснила, что 08.09.2019 проходя мимо строящегося объекта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> увидела, как иностранные граждане осуществляют ремонтные работы на данном объекте.
Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, заинтересованное лицо, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу таких доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении (ч.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на административном органе лежит обязанность предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и пояснений Пешехоновой И.В. в судебном заседании, 08 сентября 2019 года ею были выявлены иностранные граждане, которые занимались строительными работами по адресу <адрес> <адрес>, на данном объекте были сделаны фотографии, которые приобщены к материалам настоящего административного дела, 13 сентября 2019 года отобрано объяснение от Абдурахмонова М.Х. 02.10.2019 года специалистом-экспертом отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» по адресу: <адрес> выявлен гражданин Мохов Д.П., который якобы заключил гражданско-правовой договор с гражданином Республики Узбекистан Абдурахмонова М.Х. и не уведомил об этом отделение по вопросам миграции МО МВД России «Алейский». В результате его действий 02 октября 2019 года в отношении Мохова Д.П. составлен протокол об административном правонарушении, однако указанный протокол об административном правонарушении в адрес заявителя не направлялся, о чем так же пояснила в судебном заседании (специалист-эксперт отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский») Смирнова А.В.
Таким образом, требования ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты Мохову Д.П. не обеспечена.
Приказом ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников (далее - Административный регламент).
Согласно Административному регламенту предметом государственного контроля является в том числе соблюдение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда. (подп.5 п.5 Административного регламента).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Административного регламента, государственный контроль осуществляется в форме проведения проверок подразделениями системы ФМС России, определенными в качестве исполнителей в соответствующих планах проверок, в том числе совместных с органами внутренних дел Российской Федерации и (или) с привлечением иных государственных органов, наделенных функциями по контролю (надзору) в соответствующей сфере деятельности. Государственная функция осуществляется путем проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом.
Согласно п.п. 8 п.9 Административного регламента проверки проводятся в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и привлекающим к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующим труд иностранных граждан.
По результатам проверки составляется акт проверки, с которым должно быть ознакомлено проверяемое лицо, представитель проверяемого лица, собственник или иной владелец проверяемого объекта. В случае отсутствия проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле подразделения системы ФМС России, проводящего проверку (п.88, п.п.3 п.89 Административного регламента).
Пунктом 94 регламента установлено, что по результатам проверки в соответствии с критериями ее оценки может быть принято решение о составлении протокола об административном правонарушении или определения о проведении административного расследования.
Как следует из материалов дела, по запросу суда о предоставлении дела об административном правонарушении поступили следующие документы: протокол об административном правонарушении, составленный специалистом-экспертом Смирновой А.В., обжалуемое постановление от 16.10.2019 года, объяснения понятых ФИО6, ФИО7, присутствующих на составлении протокола; объяснение Абдурахмонова М.Х.; рапорт инспектора Смирновой А.В. от 02.10.2019 года.
В силу требований Административного регламента должностным лицом отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» не соблюдены указанные требования, а именно проверка в отношении Мохова Д.П. не проводилась, акт не составлялся. Минуя данные стадии, должностным лицом сразу был составлен протокол об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного следует, что представленные материалы не опровергают довод Мохова Д.П., что он не допускал и не привлекал к выполнению строительных работ на своем объекте иностранных граждан, то есть материалами дела не доказана его вина в совершении конкретного административного правонарушения.
Анализ приведенных доказательств в их совокупности позволяет сделать вывод об отсутствии достаточных данных, объективно свидетельствующих о том, что Моховым Д.П. действительно был заключен гражданско-правовой договор с гражданином республики Узбекистан Абдурахмоновым М.Х.
При таких обстоятельствах не представляется возможным сделать обоснованный вывод о наличии вины Мохова Д.П. в неуведомлении отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В силу положений ч.1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» Пешехоновой И.В. № 481 от 16.10.2019, вынесенное в отношении Мохова Д.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Алейский» Пешехоновой И.В. от 16 октября 2019 года №481 отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу Мохова Дениса Павловича – удовлетворить.
На решение может быть подана жалоба в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.А.Труфанова