Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием истцов Цветкова М.И., Осипова И.В.,
представителя истца Суворовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова М. И., Петровской Р. С., Осиповой А. В., Осипова И. В., Цветкова В. М., Цветковой Я. С., Котова В. Ю., Котовой Н. В., Смолиной Л. С., Стрельцовой О. С., Вахитова Р. Р., Усатенко О. А., Кривяковой К. Д., Пушкаш В. Т., Жирновой Т. Н., Феофелактова Е. П., Феофелактовой Л. М., Махаленя Т. И., Береснева В. П., Гришаевой А. А., Воробиной З. Ю., Прокопьевой И. М., Рубцова М. К., Криворучко Т. Г., Осиповой Л. В., Шпыневой Н. В., Иванова А. В., Садовского С. С.ча, Васильевой А. И., Ветровой Л. Н., Дмитриевой Л. К., Вотницевой Ю. И., Антоневич В. Н., Артемьевой Е. С., Антоневич М. В., Лященко Д. П., Кадочниковой Г. С. к АО «Красноярсккрайгаз», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности подготовить техническую документацию и демонтировать газовое оборудование,
УСТАНОВИЛ:
Цветков М.И., Петровская Р.С., Осипова А.В., Осипов И.В., Цветков В.М., Цветкова Я.С., Котов В.Ю., Котова Н.В., Смолина Л.С., Стрельцова О.С., Вахитов Р.Р., Усатенко О.А., Кривякова К.Д., Пушкаш В.Т., Жирнова Т.Н., Феофелактова Е.П., Феофелактова Л.М., Махаленя Т.И., Береснев В.П., Гришаева А.А., Воробина З.Ю., Прокопьева И.М., Рубцов М.К., Криворучко Т.Г., Осипова Л.В., Шпынева Н.В., Иванов А.В., Садовский С.С., Васильева А.И., Ветрова Л.Н., Дмитриева Л.К., Вотницева Ю.И., Антоневич В.Н., Артемьева Е.С., Антоневич М.В., Лященко Д.П., Кадочникова Г.С. обратились с исковыми требованиями ООО «ГорЖЭК» подготовить проектную документацию монтажа электроустановок, согласовать проектную документацию в энергоснабжающей организации, получить технические условия монтажа электроустановок в энергоснабжающей организации, обязать АО «Красноярсккрайгаз» демонтировать газовое оборудование. Исковые требования мотивированы тем, что 30 марта 2019 г. жителями многоквартирного дома по адресу <адрес> принято решение общим собранием собственников об отказе от газоснабжения, демонтаже газового оборудования и переходе на электропищеприготовление. Летом 2019 г. в многоквартирном доме произведен капитальный ремонт внутридомовых электрических сетей. Управляющая компания ООО «ГорЖЭК» взяла на себя обязательства подготовить и провести все мероприятия по устранению газового оборудования. В сентябре 2019 г. общим собранием собственников данного многоквартирного дома принято решение о замене вида работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения на ремонт кровли. 31 марта 2020 г. жители многоквартирного дома по адресу <адрес> на общем собрании собственников, 100% голосов приняли решение об отказе от газоснабжения, демонтаже газового оборудования и переходе на электропищеприготовление. До настоящего времени демонтаж газового оборудования не произведен. ООО «ГорЖЭК» длительное время бездействует, подготовка необходимой технической документации не произведена. АО «Красноярсккрайгаз» игнорирует волеизъявление жителей многоквартирного дома о демонтаже газового оборудования, чем ставит жителей многоквартирного дома в опасное положение. Жильцами данного дома в большинстве случаев являются пенсионеры и пожилые люди, у которые могут оставить открытым газ в плите, в связи с чем велик риск возгорания. Также истцы указали, что вопросы по переводу многоквартирного дома с газоснабжения на электропищеприготовление являются вопросами капитального ремонта, а не реконструкции, в связи с чем должны приниматься 2/3 голосов в не 100 % голосов от общего количества собственников как утверждает ответчик (л.д. 3-5 Т.1).
Определением суда от 07 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Ачинска, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (л.д. 168 а Т.1).
Определением суда от 06.10.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (л.д. 123 Т.1).
В судебном заседании истец Цветков М.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил о том, что собственники помещений дома по адресу <адрес> по совету управляющей компании ООО «ГорЖЭК» приняли на общем собрании в 2019 г. решение об отказе от газоснабжения и переходе на электропищеприготовление. Управляющая компания уверила жильцов дома в том, что подготовит всю техническую документацию для установки в жилых помещениях электроплит и демонтаже газового оборудования. В 2019 г. в многоквартирном доме произведен капитальный ремонт системы электроснабжения, подготовлено в каждой квартире электроснабжение для установки электрических плит, часть квартир в доме в настоящее время оборудованы электроплитами самостоятельно собственниками. До настоящего времени управляющая компания не подготовила техническую документацию о переходе дома на электропищеприготовление. Также истец Цветков М.И. пояснил, что АО «Красноярсккрайгаз» для демонтажа газового оборудования незаконно требует предоставления экспертизы проектной документации на реконструкцию МКД как опасного производственного объекта.
Представитель истца Цветкова М.И. по ходатайству Суворова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила о том, что переход на электропищеприготовление и замена газовых плит на электрические, относиться к вопросам капитального ремонта. Также пояснила, что решением общего собрания собственников МКД принято решение о возложении на ООО «ГорЖЭК» полномочий по подготовке технической документации на монтаж электроустановок в жилых помещениях, что включает выполнение работ по демонтажу газового оборудования. Вопрос о финансировании данных работ решением собрания собственников жилых помещений не разрешался, полагает техническая и проектная документация должна быть подготовлена за счет средств собственников МКД, аккумулированных на цели капитального ремонта, т.к. в соответствии с договором управления ООО «ГорЖЭК» имеет полномочия проводить капитальный ремонт многоквартирных домов. Также представитель Суворова А.В. пояснила, что АО «Красноярсккрайгаз» бездействует и не исполняет решение собственников многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Истец Осипов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил о том, что управляющая компания ООО «ГорЖЭК» бездействует, их обращения в различные инстанции по вопросу перевода дома на электропищеприготовление остались не разрешенными. По данной причине жильцы их дома не могут установить электрические плиты в своих помещениях и оформить документы на соответствующий льготный тариф на электроэнергию.
Истцы Петровская Р.С., Осипова А.В., Цветков В.М., Цветкова Я.С., Котов В.Ю., Котова Н.В., Смолина Л.С., Стрельцова О.С., Вахитов Р.Р., Усатенко О.А., Кривякова К.Д., Пушкаш В.Т., Жирнова Т.Н., Феофелактова Е.П., Феофелактова Л.М., Махаленя Т.И., Береснев В.П., Гришаева А.А., Воробина З.Ю., Прокопьева И.М., Рубцов М.К., Криворучко Т.Г., Осипова Л.В., Шпынева Н.В., Иванов А.В., Садовский С.С., Васильева А.И., Ветрова Л.Н., Дмитриева Л.К., Вотницева Ю.И., Антоневич В.Н., Артемьева Е.С., Антоневич М.В., Лященко Д.П., Кадочникова Г.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом заказной корреспонденцией (л.д. 126-129, 233 Т.2), причины неявки не сообщили, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 161-168, 204-220 Т.1).
Представители ответчиков ООО «ГорЖЭК», АО «Красноярсккрайгаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 126-129Т.2), в том числе путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда htt:achinsk.krk.sudrf.ru посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представитель ООО «ГорЖЭК» по доверенности (л.д. 203 Т.1) Акимова Н.В. ранее участвуя в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поясняла о том, что с 2015 г. между собственниками дома по адресу <адрес> и ООО «ГорЖЭК» заключен договор управления, подготовка технической документации на монтаж электрооборудования и демонтаж газового оборудования не входит в перечень услуг по управлению многоквартирным домом. Работы по демонтажу газового оборудования и монтажу электрооборудование относятся к переустройству жилого дома и являются капитальным ремонтом. Также представитель Акимова Н.В. пояснила, что собственники многоквартирного дома не решили вопрос о финансировании расходов по подготовке проектной документации, т.к. данные работы не могут быть возложены на управляющую компанию. Тахническая и проектная документация не подготовлена в связи с длительной перепиской с АО «Красноярсккрайгаз», которое безосновательно требуют проведения экспертизы проектной документации на реконструкцию МКД как опасного производственного объекта, но данный дом не включен в реестр опасных производственных объектов. В 2019 г. в данном МКД проведен капитальный ремонт системы электроснабжения, подготовлен проект увеличения мощности электроснабжения. Также в 2019 г. управляющей компанией было получено в Администрации г. Ачинска разрешение на переоборудование жилых помещений и установку электрических плит, но срок действия данного разрешения истек.
Представитель АО «Красноярсккрайгаз» Рошка Ю.В. представила заявление о рассмотрение дела в отсутствие их представителя (л.д. 213 Т.2). Также представитель по доверенности (л.д. 181 Т.1) Ильченко И.В. представила отзыв на исковое заявление (л.д. 176-178 Т.1), в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала о том, что в соответствии со ст. 36 ЖК РФ уменьшение общего имущества многоквартирного дома возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Отключение квартир в МКД от центральной системы газоснабжения с установкой электрических плит предусматривает изменение общедомовых инженерных систем газоснабжения и электроснабжения, что требует согласия всех собственников помещений МКД. Для выполнения работ безопасной ликвидации ВДГО и ликвидации отдельных элементов технологической системы необходим проект и его экспертиза промышленной безопасности с последующей регистрацией в Росехнадзоре согласно ФЗ № 116. Согласно п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия. Данные требования не выполнены. В случае принятия собственниками жилых помещении решения о переводе газифицированного многоквартирного дома на электропищеприготовление, управляющая компания обязана провести весь спектр мероприятий, предусмотренных законодательством, в целях реализации волеизъявления граждан. Данный многоквартирный дом является газифицированным с момента сдачи его в эксплуатацию. Демонтаж газового оборудования в многоквартирном доме является реконструкцией объекта капитального строительства в силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Газовая резервуарная установка является неделимой технологической сетью, включающей группу резервуаров, газопроводов, обеспечивающих хранение и подачу газа в газораспределительную сеть нескольких многоквартирных домов и имеет определенную нагрузку. Отключение одного МКД от единой газораспределительной сети изменяет технологическую характеристику сооружения - ГРУ и инженерных сетей МКД. Изменение параметров сооружения, как объекта капитального строительства, является реконструкцией, которая осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом РФ. В связи с изменением технических параметров опасного производственного объекта - газовой резервуарной установки, изменится протяженность газопроводов, а также инженерные сети МКД, в связи с чем необходимо соблюдение процедуры, установленной п. 14 ст. 1, ст. 52 ГрК РФ, требованиями ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», т.к. изменяется техническая нагрузка ГРУ. Ликвидация отдельных структурных элементов опасного производственного объекта или объекта в целом производится в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов». Также представитель АО «Красноярсккрайгаз» указал, что установка электрических плит вместо газовых является переустройством жилого помещения, которое требует согласования с органом местного самоуправления. В случае перевода определенного жилого помещения на электропищеприготовление, специалист подрядной организации осуществляет мероприятия по приостановлению поставки СГУ в конкретное жилое помещение путем перекрытия крана на опуске, обрезает газопровод на участке газопровода от газовой плиты до крана на опуске, устанавливает заглушку на сварке. В данном случае поставка газа в другие жилые помещения МКД не приостанавливается. Для перевода МКД на электропищеприготовление необходимо: разработать проектную документацию на реконструкцию объекта капитального строительства (а также опасного производственного объекта) - многоквартирного жилого дома; в соответствии со ст. 49 ГрК РФ и ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 г. « 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» проектная документация на реконструкцию МКД подлежит обязательной экспертизе; при наличии положительного заключения экспертизы, необходимо получение разрешения на реконструкцию МКД (т.к. вносятся изменения в технический паспорт объекта капитального строительства – МКД); направить извещение о начале выполнения работ в уполномоченные на осуществление государственного строительства надзора федеральный орган исполнительной власти; получить разрешение в электросетевой организации на увеличение присоединенной мощности МКД в соответствии с проектной документацией; при осуществлении работ по отключению от газоснабжения силами специализированной организации необходимо произвести демонтаж внутридомовых газовых сетей в соответствии с проектной документацией на реконструкцию объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома путем обрезки участка газопровода, который относится к общему имуществу дома и установить заглушку с применением сварки, на основании проектной документации на переустройство системы газопротребления, в соответствии с п. 7.4 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»; в процессе реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор, в силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; направить уведомление в службу строительного надзора об окончании работ»; специалисты БТИ должны составить технический план реконструируемого объекта; получить разрешение на ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию; внести изменения в ЕГРП посредством обращения в Управление Росреестра. В связи с тем, что в ресурсоснабжающую организацию не поступили надлежащим образом оформленные документы, АО «Красноярсккрайгаз» считает себя ненадлежащим ответчиком, т.к. не может приступить к работам по дегазации МКД без соблюдения истцами установленного порядка перевода многоквартирного дома на электропищеприготовление, поскольку процедура дегазации является следствием данных действий.
Представитель Администрации г. Ачинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель по доверенности (л.д. 235 Т.2) Усков К.С. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 234 Т.2). Представитель Капустина С.А. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала о том, что Администрация г. Ачинска не возражает против заявленных требований при условии предоставления истцами доказательств в обоснование своих требований (л.д. 205 Т.2).
Представители третьих лиц Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края, ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «Красноярская региональная энергетическая компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией (л.д. 193-194, 196 Т.2), в том числе путем размещения информации на официальном сайте Ачинского городского суда htt:achinsk.krk.sudrf.ru посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», причины неявки не сообщили.
Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Слободян О.И. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 125 Т.2).
Представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края Павленко Н.Ю. представил отзыв на исковое заявление (л.д. 197-198 Т.1), в котором отражено, что формирование фонда капитального ремонта многоквартирного <адрес> осуществляется на счете регионального оператора. Данный дом был включен в краткосрочный план 2020/2022, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 11.06.2019 г. № 303-п, по реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 г. № 709-п с видом ремонта системы газоснабжения. Во исполнение данного постановления Фондом с АО «Красноярсккрайгаз» был заключен договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта системы газоснабжении общего имущества многоквартирных домов. 17 июля 2020 г. работы по подготовке проектной документации были выполнены, подписан акт комиссионной приемки выполненных работ, в том числе представителем собственников многоквартирного <адрес>. 12 мая 2021 г. в Фонд поступил протокол решения собственников данного многоквартирного дома в том числе по вопросу отказа от капитального ремонта системы газоснабжения. Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2020 г. № 717-п данный многоквартирный дом был исключен из краткосрочного плана 2020-2022 в связи с чем Фонд исключил многоквартирный дом из договора подряда на выполнение капитального ремонта системы газоснабжения и соответственно не проводил организацию капитального ремонта.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 35 ГПК РФ лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Перечень общего имущества приведен в разделе 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491.
В силу пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (обще домовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Материалами дела подтверждается, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> от 31 марта 2015 г. выбрано в качестве управляющей компании ООО «ГорЖЭК» (л.д. 43-44 Т.1).
01 мая 2015 г. между ООО «ГорЖЭК» и согбственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом <адрес> (л.д. 214-219 Т.2), согласно которому управляющая организация за плату исполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества дома. Пунктом 2.4Договора предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного, горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Пунктом 2.7 Договора определена внешняя граница сетей электро-, тепло-, водоснабжения и газоснабжения, входящие в состав общего имущества - внешняя граница стены многоквартирного дома.
В соответствии с п. 7.1 вышеуказанного Договора, срок его заключения 5 лет, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Также данным договором в разделе 3.4 определены обязанности управляющей организации, в том числе выполнять собственными или привлечёнными силами и средствами услуги и работы по содержанию общего имущества, выполнять работы по текущему ремонту общего имущества дома. А также производить капитальный ремонт дома только в случае принятия решения на общем собрании собственников помещений о необходимости его проведении на основании материалов технического обследования и в соответствии с нормативно-технической документацией, в пределах средств предусмотренных на капитальный ремонт.
Согласно п. 3.4.25 Управляющая компания оказывает услуги и выполняет работы, предусмотренные п. 3.4.4 и п. 3.4.5 в пределах средств, фактически поступивших от собственников.
Приложение № 2 и № 3 к договору управления МКД от 01.05.2015 г. предусмотрен перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимость (л.д. 225-227 Т.2).
Из технического паспорта жилого строения по адресу <адрес> (л.д. 45-72 Т. 1) следует, что данный многоквартирный дом завершен строительством в 1964 году, газоснабжение осуществляется с использованием баллонов.
Согласно представленному ответчиком акту приема в эксплуатацию газового оборудования от 14.03.1970 г. (л.д. 179-180 Т. 1) принято и введено в эксплуатацию газовое оборудование домов по <адрес>.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> от 30. 03.2019 г. (л.д. 16-18 Т.1), в собрании принимали участие собственники обладавшие 1478,2 голосов от общего числа голосов 1991,78. Данным протоколом собственниками единогласно приняты решения отказаться от газоснабжения и демонтировать газоиспользующее оборудование, перейти на электропищеприготовление (вопрос 5), поручить ООО «ГорЖЭК» разработать и утвердить проект и смету затрат на демонтаж газового оборудования трубопроводом (вопрос 6), поручить ООО «ГорЖЭК» согласовать проект переустройства/перепланировки необходимый для демонтажа газового оборудования (вопрос 7), поручить ООО «ГорЖЭК» выполнить работы по демонтажу внутридомовых сетей газоснабжения (вопрос 8), уполномочить ООО «ГорЖЭК» на заключение договоров со специализированными организациями на проведение работ по демонтажу газоиспользующего, газового оборудования (вопрос 9), уполномочить ООО «ГорЖЭК» по завершению работ по демонтажу газового оборудования внести изменения в технический паспорт МКД.
При исполнении данных поручений ООО «ГорЖЭК» обратилось в Администрацию г. Ачинска для получения разрешения на переустройство данного многоквартирного дома (л.д. 74 Т. 1).
Решение № 66 межведомственной комиссии при Администрации г. Ачинска от 07.06.2019 г. (л.д. 81 Т.1) предоставлено разрешение на переустройство жилых помещений по адресу <адрес> в соответствии с представленным проектом и установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 17.06.2019 г. по 17.08.2019 г.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Исходя из перечня работ, относящихся к текущему ремонту и примерного перечня капитальных работ в Приложениях 7 и 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, в п. 3 Приложения 8 - установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов отнесены к работам при капитальном ремонте.
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 и п. 2 ст. 36).
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 1.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (п. 1.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).
Согласно пунктам 5.5.2.- 5.5.3. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.
Кроме того согласно Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» также утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению".
Согласно п. 6 Правил № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту, установке и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
На основании п. 2 Правил №410, под специализированной организацией понимается организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
В соответствии с сообщением АО «Красноярсккрайгаз» от 15.07.2019 г. (л.д. 12 Т.1), от 22.11.2019 г. (л.д. 8 Т.1) отказано в проведении демонтажа газового оборудования в многоквартирном доме по адресу <адрес> по причине отсутствия согласия на демонтаж все собственников помещений в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, а также по причине того, что вся техническая документация касается освещения, какие именно энергопринимающие устройства, в том числе электрические будут установлены в жилых помещениях, в рабочей документации не указано. В документации отсутствует технический раздел по демонтажу газового оборудования, что не позволяет выполнить работы по демонтажу.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> от 31.03.2020 г. собственниками помещений единогласно приняты решения о переводе многоквартирного дома с газопищеприготовления на электропищеприготовление. Подготовить и согласовать необходимо техническую документацию. Управляющей компании подготовить и согласовать всю необходимую техническую документацию по переводу многоквартирного дома с газопищеприготовления на электропищеприготовление. Внести изменения в технический паспорт многоквартирного дома и присвоить ему соответствующий статус (вопрос 2); а также решено отказаться от проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы газоснабжения, предусмотренного краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 27 декабря 2013 г. № 709-п, на период 2020 -2022 гг., утвержденным постановлением Правительства Краснянского края от 11.06.2019 г. № 303-п (вопрос 3) (л.д. 27-208 Т.1).
Из сообщения Енисейского Управления Ростехнадзора от 25.10.2021 г. (л.д 6-7 Т.2) установлено, что вопросы демонтажа газового оборудования в МКД и подключения переоборудованного объекта к электроснабжению не входит к в их компетенцию. Органом, осуществляющим региональный государственной жилищный надзор является Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Из сообщения Федеральной службы по Экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.09.2014 г. (л.д. 192-193), а также из Федерального закона от 02.06.2016 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что сети газопотребления жилых домов не относятся к опасным производственным объектам. В связи с изложенным, суд признает несостоятельным и необоснованным довод представителя АО «Красноярсккрайгаз» о необходимости экспертизы промышленной безопасности проекта переоборудования многоквартирного дома, а именно его дегазации. Кроме того газовая резервуарная установка не входит в состав общедомового имущества данного МКД.
Кроме того суд признает обоснованными доводы ООО «ГорЖЭК» о том, что собственниками жилых помещений МКД при решении вопроса о возложении на управляющую компанию полномочий по подготовке проектной документации не решен вопрос об источнике финансирования данных работ.
Такие виды услуг как подготовка технической документации не относятся к числу обязательных расходов собственника на содержание и ремонт принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме, данные услуги являются дополнительными, их предоставление регулируется отдельными договорами на оказание соответствующих услуг, заключаемых, применительно к настоящему спору, между управляющей организацией и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
Согласно п. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 16.09.2013 N 648-р в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, создан Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края.
Согласно п. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциями регионального оператора относятся:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что управляющая компания самостоятельно и по своей инициативе не уполномочена распоряжаться средствами, аккумулированными региональном оператором на цели капитального ремонта многоквартирного дома. В связи с изложенным, доводы истцов и представителя Суворовой А.В. о том, что техническая документация на монтаж электроустановок подлежит подготовке за счет средств капитального ремонта является необоснованной и не состоятельной, поскольку данный вопрос решением общего собрания собственников жилых помещений не разрешался, в то время как данные работы не входят перечень обязательных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и не подлежат исполнению за счет средств управляющей компании ООО «ГорЖЭК».
На основании изложенного, учитывая необходимость соблюдения установленного законом порядка принятия решения собственниками жилых помещений МКД вопроса о переоборудовании МКД и уменьшении объема общедомового имущества - системы газоснабжения. В том числе и вопроса об источнике финансирования данных работ и работ по подготовке технической документации, суд приходит к выводу о том, что обращение истцов за судебной защитой является преждевременной, поскольку решения суда не может являться способом упрощения реализации процедуры переоборудования многоквартирного жилого дома с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего порядок данной процедуры.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования к ООО «ГорЖЭК» не подлежат удовлетворению.
По причине с отсутствием необходимой технической и проектной документации, а также действующего разрешения органа местного самоуправления на переоборудование жилых помещений многоквартирного жилого дома и монтаже электроплит взамен плит газоснабжения, отсутствие согласования с энергоснабжающей и сетевой организациями вопроса об увеличении мощности на данный многоквартирный дом (л.д. 248 Т.1, 1-2 Т.2), суд полагает требования к АО «Красноярсккрайгаз» также не подлежат удовлетворению, поскольку принятое протоколом общего собрания собственников жилых помещений решения о переходе на электропищепиготовление не является достаточным для отключения всех помещений многоквартирного дома от газоснабжения, поскольку данная технологическая процедура предусмотрена нормами действующего законодательства, которые истцами не соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Цветкова М. И., Петровской Р. С., Осиповой А. В., Осипова И. В., Цветкова В. М., Цветковой Я. С., Котова В. Ю., Котовой Н. В., Смолиной Л. С., Стрельцовой О. С., Вахитова Р. Р., Усатенко О. А., Кривяковой К. Д., Пушкаш В. Т., Жирновой Т. Н., Феофелактова Е. П., Феофелактовой Л. М., Махаленя Т. И., Береснева В. П., Гришаевой А. А., Воробиной З. Ю., Прокопьевой И. М., Рубцова М. К., Криворучко Т. Г., Осиповой Л. В., Шпыневой Н. В., Иванова А. В., Садовского С. С.ча, Васильевой А. И., Ветровой Л. Н., Дмитриевой Л. К., Вотницевой Ю. И., Антоневич В. Н., Артемьевой Е. С., Антоневич М. В., Лященко Д. П., Кадочниковой Г. С. к АО «Красноярсккрайгаз», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности подготовить техническую документацию и демонтировать газовое оборудование - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021 г.