РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2013 года город Архангельск Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи Веселовского С.С., при секретаре Еремеевой А.Н., с участием истца Кнельца Ю.Ф. и представителя командира войсковой части 0000 майора юстиции Марухина А.В., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 0000 сержанта запаса Кнельца Ю. Ф. о взыскании с войсковой части 0000 денежной компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда здоровью в связи с неоказанием своевременной медицинской помощи и оперативного лечения, повлекшее значительное ухудшение состояния его здоровья, УСТАНОВИЛ:Кнельц обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать свойсковой части 0000 денежную компенсацию морального вреда в сумме 00000 рублей, связанного с причинением вреда здоровью в связи с неоказанием своевременной медицинской помощи и оперативного лечения, повлекшее значительное ухудшение состояния его здоровья, поскольку в связи с незаконным увольнением с военной службы он был лишен возможности получить своевременное квалифицированное оперативное лечение.
В судебном заседании Кнельц, настаивая на удовлетворении своих требований пояснил, что приказом командира войсковой части 0000 № с/ч от 12 апреля 2010 года он был незаконно уволен с военной службы, а затем он был восстановлен на военной службе командованием войсковой части 0000 в добровольном порядке с 13 апреля 2010 года.
Далее Кнельц пояснил, что 6 января 2010 года обратился за медицинской помощью в МПО войсковой части 0000 с жалобами на боли в поясничном отделе спины и на кровотечение кишечника (геморрой), ему было назначено лечение, однако оно оказалось неэффективным и в период с 26 января по 10 февраля 2010года он проходил лечение в ФГУ «0000 ВМКГ СФ» г. Архангельска, с последующим освобождением от исполнения служебных обязанностей по 13февраля 2010 года, после чего ему был предоставлен основной и дополнительные отпуска с 19 февраля по 6 марта 2010 года и с 20 марта по 10апреля 2010 года, а также 25 марта 2010 года было выдано направление в «Первую городскую клиническую больницу им. Волосевич Е.Е.» г. Архангельска для консультации нейрохирурга, которую он и получил в платном отделении больницы, противопоказаний для оперативного лечения установлено не было и, по мнению истца, ему было необходимо провести оперативное лечение, о чем он и доложил командиру группы 12 апреля 2010 года, однако в этот же день был уволен с военной службы.
Как далее пояснил Кнельц, в период его лечения с декабря 2009 года по март 2010 года у него возникла аллергическая реакция на медикаменты, которыми его лечили, однако какие именно лекарства вызвали аллергию установить не удалось.
Кнельц далее пояснил, что после восстановления на военной службе он сразу был помещен в медицинский пункт войсковой части 0000, с 25 августа по 22 сентября 2010 года находился на военно-врачебной комиссии в ГУ «ГВКГ ВВ МВД России» Московской области, а с 27 сентября по 8 октября 2010 года в ФГУ «0000 ВМКГ СФ» г. Архангельска на лечении, считает, что после увольнения был лишен возможности получить оперативное лечение, в связи с чем состояние его здоровья ухудшилось, он не мог выполнять обязанности по обслуживающему труду, постоянно принимал лекарства, не мог найти работу, считает, что по вине командования ему не была своевременно оказана медицинская помощь в виде оперативного лечения, вследствие чего произошло усугубление течения болезни позвоночника, появилось эмоционально-лабильное расстройство ситуационно-обусловленном, сбои в работе сердца – артериальная гипертензия первой степени, аллергия, а также считает, что именно 6 января 2010 года им была получена травма, повлекшая развитие заболевания – геморрой.
Как далее пояснил Кнельц, в день увольнения с военной службы 12 апреля 2010года к командиру войсковой части 0000 либо в медицинскую службу войсковой части с просьбой о направлении на оперативное лечение не обращался, а в период с 12 апреля по 26 июля 2010года, несмотря ухудшение состояния его здоровья, считая упущенным время для проведения оперативного лечения за какой-либо медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения также не обращался.
Представитель войсковой части 0000 Марухин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражал и пояснил, что Кнельцу медицинская помощь оказывалась в полном объеме, при проведении беседы перед увольнением с военной службы 12апреля 2010 года истец от прохождения ВВК отказался, заявив, что считает себя здоровым, он был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, однако затем он был восстановлен на военной службе в добровольном порядке в связи с недостаточной подготовкой должностными лицами соответствующих документов для увольнения истца, при этом после восстановления на военной службе Кнельц также получил необходимое лечение, а кроме того поскольку истец не представил доказательств наличия вреда и причинно-следственной связи между действиями командования войсковой части по увольнению с военной службы и наступившими физическими или нравственными страданиями, возможность компенсации морального вреда отсутствует, со стороны командования войсковой части в отношении Кнельца в связи с имевшимися у него заболеваниями не было совершенно никаких виновных действий, могущих причинить ему физические или нравственные страдания в результате неправильного диагностирования либо неправильного лечения.
Марухин также пояснил, что до поступления на военную службу в войсковую часть 0000 в период с 1990 года по 2002 год Кнельц работал водителем, поэтому у него были такие болезни как геморрой и болезнь поясничного отдела позвоночника, которые являются хроническими, и эти болезни были выявлены у истца задолго до его поступления на военную службу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 0000 № с/ч от 12 апреля 2010 года сержант Кнельц Ю.Ф. уволен из рядов ВВ МВД России и исключен из списков личного состава воинской части с 13 апреля 2010 года.
Служебной карточкой Кнельца подтверждается, что у него имелись дисциплинарные взыскания.
Как видно из рапорта Кнельца от 5 апреля 2010 года последний просит уволить его с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона, а кроме того просит на военно-врачебную комиссию не направлять, так как считает себя полностью здоровым.
Из аттестационного листа, составленного на Кнельца 5 апреля 2010 года и в ту же дату утвержденного командиром войсковой части 0000 усматривается, что аттестационной комиссией той же войсковой части вынесено заключение о несоответствии Кнельца занимаемой должности, а командиром войсковой части 0000 принято решение об увольнении истца с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона за невыполнение условий заключенного им контракта.
Как усматривается из копии листа беседы, проведенной с сержантом Кнельцем Ю.Ф. перед увольнением с военной службы 12 апреля 2010 года, последний отказался от прохождения военно-врачебной комиссии, считая себя здоровым.
Из выписки из приказа командира войсковой части 0000 № л/с от 26 июля 2010 года усматривается, что пункт 2 параграфа 2 приказа командира войсковой части 0000 от 12 апреля 2010 года № с/ч касающийся увольнения в запас сержанта Кнельц Ю.Ф. отменен.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 0000 № с/ч от 19 ноября 2010 года Кнельц повторно уволен из рядов внутренних войск МВД России по собственному желанию и исключен из списков личного состава войсковой части 0000 с 20 ноября 2010 года.
Копией медицинской книжки Кнельца подтверждается, что он обращался в медицинский пункт войсковой части: 6 января 2010 года с жалобами на боли в пояснично-крестцовой области позвоночника, поставлен диагноз – остеохондроз, 18 января 2010 года для получения направления для дообследования и госпитализации в неврологическое отделение, 11 февраля 2010 года – после госпитализации с жалобами на боли в пояснице, поставлен диагноз – компрессионно-ишемическая радикулопатия справа, стадия затянувшегося обострения, умеренный восстановительный период.
Согласно выписного эпикриза из истории болезни № сержант КнельцЮ.Ф. находился на обследовании и лечении в неврологическом отделении с 26 января по 10 февраля 2010 года, постановлен диагноз – компрессионно-ишемическая радикулопатия справа на фоне остеохондроза поясничного отдела позвоночника, установлены сопутствующие заболевания – острый аллергодерматит.
Из справки начальника медицинской службы войсковой части 0000 от 22июля 2010 года и копии книги записи больных усматривается, что Кнельц по прибытию со стационарного лечения 10 февраля 2010 года в медицинский пункт не обращался, обратился лишь 12 февраля 2010 года за освобождением от занятий физической, строевой подготовки и нарядов на 1 месяц.
Как усматривается из копии талона направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты госпиталя «ФГУ 0000 ВМКГ СФ» г. Архангельск от 25 марта 2010 года, Кнельц Ю.Ф. направлен для консультации нейрохирурга.
Договором оказания платных медицинских услуг № от 25 марта 2010 года, заключенного между МУЗ «Первая городская клиническая больница им. Волосевич Е.Е.» г. Архангельска и Кнельц Ю.Ф. подтверждается, что истец в указанную дату получил консультацию врача 1 категории, стоимость услуги составила 400 рублей.
Копией талона направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты госпиталя «ФГУ 0000 ВМКГ СФ» г. Архангельск от 09 апреля 2010 года, подтверждается, что Кнельц Ю.Ф. направлен для консультации терапевта,которым дано заключение о том, что оперативное лечение не противопоказано.
Так, из копии листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № от 20 августа 2010 года и выписки из медицинской карты стационарного больного усматривается, что Кнельц Ю.Ф. находился на стационаром лечении в госпитале МСЧ УВД по Архангельской области с 4 по 20 августа 2010 года, приступил к работе – с 21 августа 2010 года, установлен диагноз – артериальная гипертезия 1 степени, сопутствующий - эмоционально-лабильное расстройство ситуационно-обусловленное нерезко выраженное, подострый простатит.
Из копии свидетельства о болезни № усматривается, что Кнельц с 25августа по 22 сентября 2010 года находился на освидетельствовании военно-врачебной комиссии, при этом было установлено, что у истца имеются заболевания: с 1996 года – хронический геморрой, с 2010 года – распространенный остеохондроз позвоночника; Кнельц находился на обследовании и лечении в ГУЗ «АОКБ» г. Архангельск с 1 по 22 февраля 2006 года, в ФГУ № ВМКГ СФ г. Архангельск с 26 января по 10 февраля 2010 года, установлен диагноз – гипертоническая болезнь 1 стадии, хронический геморрой, хронический простатит, остеохондроз позвоночника, хроническая вертеброгенная радикулопатия, заболевания получены в период военной службы.
Из выписного эпикриза из истории болезни № филиала № «0000 ВМКГ СФ» г. Архангельск видно, что Кнельц Ю.Ф. находился на обследовании и лечении в неврологическом отделении с 27 сентября по 8 октября 2010 года.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Бескаравайный – начальник медицинской части войсковой части 0000 пояснил, что такие болезни как геморрой и болезнь поясничного отдела позвоночника являются хроническими, были выявлены у Кнельца задолго до поступления на военную службу и могли быть связаны с профессиональной деятельностью истца, который в период с 1990 года по 2002 год работал водителем.
Бескаравайный также пояснил, что при обращениях истца за медицинской помощью она ему оказывалась в полном объёме, отказов в лечении, в том числе 12 апреля 2010 года не было, в указанную дату Кнельц в медицинский пункт отряда не обращался.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 16 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти, при этом военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
Статья 53 Конституции РФ предусматривает, что каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона возмещение морального вреда, причиненного военнослужащим государственными органами, производится в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона РФ №4866-1 от 27апреля1993года «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» моральный вред, нанесенный гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещается в установленном Гражданским кодексом РФ порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из указанной нормы следует, что подлежит возмещению причиненный личности гражданина вред, в том числе и моральный, в результате противоправности деяния причинителя вреда, при наличии причинной связи между деянием и причиненным ущербом, а также вины причинителя вреда.
Пункт 1 ст. 1099 ГК РФ предусматривает, что основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст.151 и ст. 1101 ГК РФ.
Статья 151 ГК РФ предусматривает возложение на нарушителя обязанности по выплате денежной компенсации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда в денежной форме, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в строго ограниченных не подлежащих расширительному толкованию случаях.
Как следует из материалов дела, доказательств, свидетельствующих об отказе Кнельцу в медицинской помощи при его обращении в медицинский пункт войсковой части 0000, либо об иных нарушениях его прав на получение медицинской помощи истцом суду не представлено.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что заболевания которые имеются у Кнельца, а именно – заболевание поясничного отдела позвоночника и геморрой являются хроническими заболеваниями и возникли у истца задолго до увольнения с военной службы, во время прохождения военной службы он получал необходимое лечение, при этом аллергическая реакция у него возникла в период лечения задолго до увольнения с военной службы, 12 апреля 2010 года, то есть в день, когда с ним была проведена беседа о предстоящем увольнении с военной службы, на которой он, считая себя полностью здоровым, от прохождения военно-врачебной комиссии отказался, в период с 13 апреля по 26 июля 2010 года (с даты увольнения с военной службы и до восстановления на последней), то есть более трех месяцев не принимал никаких мер к получению лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и с просьбой об оперативном лечении в таковые не обращался несмотря на показания к оперативному лечению заболевания поясничного отдела позвоночника, которое фактически было показано Кнельцу не в срочном, а в плановом порядке, при этом препятствий для получения оперативного лечения в гражданских медицинских учреждениях истцом не представлено.
Поскольку имеющиеся у Кнельца заболевания обострились, а иные болезни возникли и развились у истца после увольнения с военной службы 12апреля 2010года именно в результате непринятия Кнельцем мер к лечению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в которые он не обращался, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии причинной связи между действиями командира войсковой части 0000 и ухудшением состояния здоровья Кнельца, в связи с чем доводы истца о причинении вреда его здоровью действиями командира войсковой части 0000 по неоказанию своевременной медицинской помощи являются несостоятельными, а поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае отсутствия вины причинителя, следовательно оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Кнельца Ю. Ф. отказать.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский