УИД 19RS0004-01-2020-000106-31 Дело № 2-206/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
с участием:
материальных истцов Гонтаренко А.С., Чебодаевой И.П.,
представителя ответчика Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Мамышева Э.А.,
представителя ответчика ООО «Контакт» Капичникова А.И.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кучугешевой Э.П., Мамышевой Ю.С., Покачаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Аскизского района Республики Хакасия, действующей в интересах Чебодаевой И.П., Гонтаренко А.А., к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Обществу с ограниченной ответственностью «Контакт» об обязании совершить определенные действия, обращении решения суда к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Аскизского района Республики Хакасия (далее – Администрация Аскизского района), действуя в интересах Гонтаренко А.А., Чебодаевой И.П., обратилась в суд с иском к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее – Администрация Аскизского сельсовета), Обществу с ограниченной ответственностью «Контакт» (далее – ООО «Контакт») об обязании совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что <дата> на общем собрании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственниками данного дома принято решение об отказе от управления управляющей организацией ООО «Контакт», избрании непосредственного способа управления многоквартирным домом, в связи с чем с <дата> договор с данной управляющей организацией был расторгнут. Житель квартиры № № данного многоквартирного дома Чебодаева И.П. неоднократно обращалась в Администрацию Аскизского района с жалобами о ненадлежащем содержании дома. Кроме того, жильцы данного дома обращались в ООО «Контакт» с просьбой возобновить обслуживание дома, а также к главе Администрации Аскизского сельсовета – с просьбой о капитальном ремонте инженерных сетей. С учетом изложенного, сославшись на то, что решение собственников многоквартирного дома по вышеуказанному адресу о непосредственном управлении им до настоящего времени не реализовано, сославшись на наличие у Администрации Аскизского сельсовета предусмотренной статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.2 ст.2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ФЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», обязанности по осуществлению муниципального контроля, сославшись на положения части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь пунктом 16 части 1 статьи 15.12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», просил обязать ответчика Администрацию Аскизского сельсовета провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>; обязать ответчика ООО «Контакт» исполнять ранее возникшие обязательства по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.
В ходе рассмотрения дела представитель процессуального истца Тюмереков В.А., действующий на основании доверенности, дополнительно заявил требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Определениями суда от <дата>, от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Аскизский коммунхоз», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Чаптыкова Е.Г., Деменчук Н.С., Деменчук Р.А., Кокова Н.Ф., Ултургашева Н.М., Сунчугашева Р.П., Ивандаева З.Н., Толмашова И.Л., Асочакова М.А., Асочаков А.А., Мамышев А.Б., Мамышева Ю.С., Идимешева В.С., Ким А.А., Полякова О.М., Покачакова Т.В., Кучугешева Э.П.
В судебном заседании материальный истец Гонтаренко А.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснила, что действительно обращалась в Администрацию Аскизского района за защитой своих прав как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по <адрес>. Указала, что обращение было связано с тем, что общее собрание собственников данного многоквартирного дома от <дата> фактически не проводилось, несмотря на то, что она (Гонтаренко А.С.) указала в протоколе общего собрания в качестве секретаря, в действительности же она такую функцию не исполняла, в протоколе расписалась по просьбе Кучугешевой Э.П., пришедшей к ней на работу после <дата>. Указала, что после проведения общего собрания и избрания непосредственного способа управления многоквартирным домом фактически данный способ реализован не был, поскольку содержанием общего имущества никто не занимается, жильцам по мере возникновения необходимости приходится нанимать частных лиц для проведения ремонтных работ общего имущества и оплачивать расходы указанных лиц за свой счет.
Материальный истец Чебодаева И.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что неоднократно безуспешно обращалась в различные инстанции с просьбой организовать обслуживание многоквартирного дома, поскольку непосредственный способ управления данным домом фактически не реализован, обслуживание дома никто не осуществляет, что негативно создает недопустимые для проживания в нем условия, в связи с чем она была вынуждена вместе с семьей переехать в другое жилое помещение. Инициировавшая отказ собственников дома от услуг ООО «Контакт» Кучугешева Э.П. организацией непосредственного управления домом не занимается, между собственниками дома не достигнуто соглашение относительно порядка управления данным домом, поскольку одна часть собственников желает поручить управление управляющей организации ООО «Контакт», другая часть настаивает на непосредственном управлении. Подтвердила факт своего обращения в Администрацию Аскизского района за защитой своих прав и законных интересов путем обращения с настоящим иском в суд.
Представитель ответчика Администрации Аскизского сельсовета Мамышев Э.А., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указал на отсутствие у процессуального истца права на обращение с настоящим иском в суд, утверждая, что полномочия истца по обращению суд с иском в защиту прав потребителей не распространяются на правоотношения по вопросу о проведении конкурентных процедур по выбору управляющей компании, подпадающих под регулирование исключительно жилищным законодательством. Кроме того, по мнению представителя ответчика, сославшегося на разъяснения, содержащиеся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», отсутствие в материалах настоящего дела заявления Чебодаевой И.П. об обращении в Администрацию в Аскизского района о защите ее прав и законных интересов в связи с ненадлежащим оказанием услуг управляющей компанией, также исключает возможность обращения процессуального истца с настоящим иском в суд. Помимо этого указал, что Администрация Аскизского сельсовета является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия администрации Аскизского сельсовета в сфере имущественных и земельных отношений возложены на МКУ «Управление ЖКХ и земельных отношений». Представил суду скриншот реестра объектов жилищного фонда, в котором ООО «Контакт» значится в качестве управляющей компании жилого дома № № расположенного по <адрес>.
Представитель ответчика ООО «Контакт» Капичников А.И., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что поскольку собственники квартир, расположенных в многоквартирном доме № № по <адрес>, состоявшимся <дата> решением их общего собрания приняли решение об отказе от услуг управляющей компании ООО «Контакт» и избрали непосредственный способ управления данным домом, который они в любое время могут изменить, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Третье лицо Мамышева Ю.С. в судебном заседании исковые требования процессуального истца поддержала, пояснив, что, несмотря на то, что с заявлением к процессуальному истцу за защитой своих прав она не обращалась, ее права как собственника квартиры в данном многоквартирном доме также нарушаются, поскольку фактически обслуживание дома не осуществляется, права потребителей на надлежащие безопасные надлежащие условия проживания нарушаются. Указала, что обслуживание жилого дома на постоянной основе не осуществляется, ремонт делают жильцы за свой счет эпизодически по мере возникновения оснований для его проведения.
Третье лицо Покачакова Т.В. в судебном заседании исковые требования процессуального истца поддержала, пояснила, что фактически договор обслуживания многоквартирного дома № № по <адрес> с кем-либо не заключен, обслуживание данного дома фактически не осуществляется.
Третье лицо Кучугешева Э.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что общим собранием, состоявшимся <дата>, собственники дома отказались от услуг управляющей компании ООО «Контакт» и избрали непосредственный способ управления домом. Отказ от услуг ООО «Контакт» вызван ненадлежащим исполнением данной организацией обязанностей по обслуживанию дома, и она не желает, чтобы ООО «Контакт» вновь осуществляло деятельность по управлению принадлежащим им домом.
Процессуальный истец Администрация Аскизского района Республики Хакасия, а также третьи лица МУП «Аскизский коммунхоз», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, ходатайствовавшие о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в судебное заседание не направили, третьи лица Чаптыкова Е.Г., Деменчук Н.С., Деменчук Р.А., Кокова Н.Ф., Ултургашева Н.М., Сунчугашева Р.П., Ивандаева З.Н., Толмашова И.Л., Асочакова М.А., Асочаков А.А., Мамышев А.Б., Идимешева В.С., Ким А.А., Полякова О.М. в судебное заседание не явились. Все указанные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Суд, с учетом мнения участвовавших в судебном заседании лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, а также третьих лиц, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства №, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании части 2 статьи 4 указанного Кодекса в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В частности, частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района имеют право, в том числе на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 14 статьи 8.1 Устава Администрации муниципального образования Аскизский район к числу вопросов местного значения муниципального района отнесено осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно частям 1, 1.1, 2.3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1).
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что спорные правоотношения, касающиеся ненадлежащего обслуживания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, относятся к сфере правового регулирования положениями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, материалов надзорного производства, собственники квартир, расположенных в указанном многоквартирном жилом доме, Чебодаева И.П., а также Гонтаренко А.С. неоднократно обращались в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, в прокуратуру Аскизского района Республики Хакасия, в Министерство строительства и коммунального хозяйства Республики Хакасия, ООО «Контакт» с обращениями по поводу ненадлежащего содержания вышеуказанного многоквартирного жилого дома, однако указанный вопрос разрешен не был.
Из системного толкования содержания адресованного в Администрацию Аскизского района письма Чебодаевой И.П., во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела ответами Администрации Аскизского района от <дата>, от <дата>, усматривается, что Чебодаева И.П. указывает, в том числе на ненадлежащее обслуживание вышеуказанного жилого дома и необходимость защиты прав ее как сособственника данного дома.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление Гонтаренко А.С. о защите ее прав и законных интересов как сособственника указанного многоквартирного жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждены также объяснениями материальных истцов Гонтаренко А.С., Чебодаевой И.П. в судебном заседании, относящимся в силу положений части 1 статьи 55 ГПК РФ к числу средств доказывания.
Доводы представителя ответчика относительно недопустимости предъявления к Администрации Аскизского сельсовета в силу ее правового статуса и специфики правоотношений, подлежащих регулированию в рамках законодательства об организации закупок требований, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей, суд во внимание не принимает, поскольку, как следует из содержания взаимосвязанных положений статьи 46, пункта 14 статьи 8.1 устава муниципального образования Аскизский сельсовет, Администрация Аскизского сельсовета, наделенная статусом исполнительно-распорядительного органа данного муниципального образования, осуществляет мероприятия по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание, что в силу положений части 7 статьи 161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи, учитывая наличие у Администрации Аскизского сельсовета полномочий по защите прав потребителей, суд полагает, что Администрация Аскизского района является надлежащим по делу истцом, уполномоченным в силу вышеприведенных положений действующего законодательства на обращение с настоящим иском в суд о защите прав и законных интересов потребителей Чебодаевой И.П., Гонтаренко А.С. к Администрации Аскизского сельсовета по основаниям ненадлежащего исполнению ею функций по защите прав потребителей, в том числе при решении вопросов об организации управления многоквартирным домом в пределах возложенных на нее законодательством Республики Хакасия и принятых ею в уставе полномочий.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
По смыслу пункта 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу управления многоквартирными домами регулирует жилищное законодательство.
Пунктом 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Лицами, участвующими в деле, в ходе его рассмотрения не оспаривалось, что двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоящий из № квартир, является многоквартирным домом, оборудованным системой холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электрической энергии.
Как следует из материалов дела, правообладателями жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, владельцами лицевых счетов, открытых на указанные жилые помещения, являются Чебодаева И.П. (квартира №), Чаптыкова Е.Г. (квартира №), Деменчук Н.С., Деменчук Р.А. (квартира №), Кокова Н.Ф. (квартира №), Ултургашева Н.М (квартира №), Сунчугашева Р. П. (квартира №), Ивандаева З.Н. (квартира №), Толмашова И.Л. (квартира №), Асочакова М.А., Асочаков А.А. (квартира №), Мамышев А.Б., Мамышева Ю.С. (квартира №), Идимешева В.С. (квартира №), Ким А.А. (квартира №), Полякова А.М. (квартира №), Пакачакова Т.В. (квартира №), Кучугешева Э.П. (квартира №).
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в нем, что в период до <дата> управление данного многоквартирного дома осуществлялось управляющей организацией ООО «Контакт», имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами №, выданную Государственной жилищной инспекцией <дата>.
Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, состоявшемуся <дата>, принято решение об отказе от услуг управляющей организации ООО «Контакт» и избрании непосредственного способа управления данным домом.
Состоявшееся <дата> решение общего собрания в порядке, установленном действующим законодательством, не оспаривалось и недействительным не признавалось.
Однако, как следует из материалов дела, материалов надзорного производства №, <дата> Гонтаренко А.С. обращалась в ООО «Контакт» с заявлением о незаконности решения о расторжении договора управления с данной управляющей организацией, отсутствия фактического управления многоквартирным домом, повлекшего ухудшение условий проживания в нем.
Кроме того, Согласно заявлению Чебодаевой И.П. от <дата>, адресованному Администрации Аскизского сельсовета, заявитель просит принять меры к организации обслуживания многоквартирным домом №, расположенным в <адрес>, в связи с тем, что отказ от обслуживания данным домом управляющей организацией ООО «Контакт» незаконно инициирован Кучугешевой Э.П., фактически обслуживание дома не осуществляется.
Далее, протоколом общего собрания собственников указанного многоквартирного дома от <дата> в составе № собственников расположенных в данном доме жилых помещений принято решение оставить способ управления прежний – управление управляющей организацией ООО «Контакт».
Вместе с тем, несмотря на то, что выбор способа управления относится к исключительной компетенции собственников многоквартирного дома, правовой режим каждого из таких способов детально регламентирован положениями действующего законодательства.
В частности, согласно статье 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (часть 1). Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (часть 2). На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3).
Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 установлены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 9 которых определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность.
Таким образом, само по себе проведение общего собрания общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе непосредственного способа управления не является основанием для непроведения органом местного самоуправления открытого конкурса.
Решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано.
Как следует из объяснений участвующих в деле лиц, подтверждено сообщением МУП «Аскизтеплоснаб», а также представленными распечатками платежей, письменных договоров между данной ресурсоснабжающей организацией и собственниками квартир, расположенных в указанном доме, не заключалось, однако правоотношения между собственниками дома и МУП «Аскизтеплоснаб» фактически сложились, услуги по отоплению фактически оказываются данной организацией и оплачиваются потребителями услуг.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что при вынесении решения общего собрания от <дата> либо на по результатам проведения иного общего собрании собственников многоквартирного дома № № по <адрес> лицо, уполномоченное выступать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в таком доме, а равно иное лицо с наделением его соответствующими полномочиями на основании доверенности, не определены, вопрос о заключении договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, не разрешен, договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с указанием положений об аварийно-диспетчерском обслуживании дома (на регулярной, а не разовой основе) отсутствует.
Более того, как следует вышеуказанных материалов дела, подтверждено объяснениями материальных истцов, третьих лиц и с достоверностью не опровергнуто ответчиками, между собственниками данного многоквартирного дома не достигнуто единого соглашения относительно порядка управления данным домом, что влечет неопределенность в данном вопросе, негативно сказывается на состоянии дома, влечет нарушение прав и законных интересов лиц, проживающих в данном доме, на безопасные и благоприятные условия проживания.
При таком положении дела, вопреки доводам представителей ответчиков, суд приходит к выводу о том, что непосредственный способ управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, избранный решением общего собрания, состоявшимся <дата>, фактически не реализован.
В силу положений части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
На основании утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Положениями пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанный пункт 4 статьи 14 данного Закона не фигурирует в числе предусмотренных частью 3 этой же нормы перечня вопросов местного значения, относящихся к компетенции сельского поселения, вместе с тем, согласно данной норме законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 84-ЗРХ (ред. от 10.12.2018) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 29.10.2014) за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 14 статьи 10 Устава Муниципального образования Аскизский сельсовет в числе вопросов местного значения отнесены, в том числе, организация в границах поселении электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, Администрация Аскизского сельсовета, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Аскизский сельсовет, в том числе в вопросах организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обязана защищать и соблюдать права и законные интересы потребителей данных услуг на их надлежащее оказание, реализуя полномочия и исполняя обязанности, предоставленные ей и возложенные на нее вышеприведенными нормам и права
Вопреки доводам представителя ответчика Администрации Аскизского сельсовета, вышеприведенными нормативными актами именно на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществлять названные полномочия, при этом Администрация Аскизского сельсовета как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования не лишена права возлагать функции по реализации указанных полномочий на свои отраслевые органы управления, в том числе МКУ «Управление ЖКХ и земельных отношений», являющееся в силу Положения, утвержденного решением Совета депутатов Аскизского сельсовета от 27 апреля 2015 года № 218, органом управления Администрации Аскизского сельсовета, созданным в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд констатирует, что, несмотря на то, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома, состоявшегося <дата>, было избрано непосредственное управление данным домом, однако указанный способ фактически не реализован, у Администрации Аскизского сельсовета возникла предусмотренная частью 4 статьи 161 ЖК РФ обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
При таком положении дела суд приходит к выводу о том, что предъявленные к Администрации Аскизского сельсовета требования об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования процессуального истца, предъявленные к ответчику ООО «Контакт», суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливающие порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - определение управляющей организации).
Названными Правилами предусмотрено, что определением управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации) (пункт 2). Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 4). В качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций) (пункт 5).
Материалами дела подтверждается, что <дата> в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, обладающего статусом органа государственного жилищного надзора, уполномоченного, в том числе на ведение реестра лицензий Республики Хакасия, поступило заявление ООО «Контакт» о внесении изменений в указанный реестр путем исключения МКД № по <адрес> из реестра лицензий Республики Хакасия с <дата>.
Как следует из содержания ответа Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на запрос суда, а также представленной данным органом лицензии сведений об осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в лицензии данной организации на управление многоквартирными домами не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая на основании пункта 9 вышеприведенных Правил в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом решением об определении управляющей организации не может быть определена управляющая организация, если собственники помещений в таком многоквартирном доме ранее приняли решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с этой управляющей организацией или сведения о таком многоквартирном доме были исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в период осуществления деятельности по управлению таким многоквартирным домом этой управляющей организацией, оснований для возложения на ООО «Контакт» обязанности по управлению указанным многоквартирным домом до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса не имеется.
Не находит суд и оснований для удовлетворения исковых требований Администрации Аскизскоого района об обращении решения суда к немедленному исполнению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Заявляя об обращении решения суда по настоящему делу в немедленному исполнению, истец, вопреки законодательно возложенной на него положениями части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности, не представил суду соответствующих критериям относимости и допустимости доказательств того, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что процедура проведения конкурса по отбору управляющей организации детально регламентирована в нормативном акте, включает определённые этапы конкурса, а также сроке их проведения, а обращение решения суда к немедленному исполнению повлечет нарушение требований, установленных указанным нормативным актом.
При таком положении дела исковые требования Администрации Аскизского района Республики Хакасия, действующей в интересах Чебодаевой И.П., Гонтаренко А.А., к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Обществу с ограниченной ответственностью «Контакт» об обязании совершить определенные действия, обращении решения суда к немедленному исполнению подлежат удовлетворению в части обязания ответчика Администрации Аскизского сельсовета провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Предусмотренных законом оснований для удовлетворения остальной части иска суд не находит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан <дата>.
Судья (подпись) И.С. Тришканева