Решение по делу № 2-446/2018 ~ М-331/2018 от 27.06.2018

дело №2-446/2018                                        КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Александровск                             ДД.ММ.ГГГГ

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судья Шерстобитовой Е.Н.,

при секретаре Ефимовой И.Л.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Зяблицевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к Администрации Скопкортненского сельского поселения о прекращении нарушений санитарного законодательства, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту - ВТО Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Администрации Скопкортненского сельского поселения, в котором просят возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны для источников водоснабжения скважин в п.Скопкортная государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с требованиями п.п. 4 и 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения скважины в п.Скопкортная в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями п.п.3 ст.18 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», п.3 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении».

В обоснование иска указали, что Скопкортненское сельское поселение имеет на балансе источники водоснабжения – скважины и в <адрес>. У ответчика отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения.

Отсутствие указанных заключений является нарушением требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления не предпринимали необходимых мер по получению заключений.

Представитель истца ВТО Роспотребнадзора Зяблицева Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Скопкортненского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску, письменного отзыва на исковое заявление не представили.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно и обоснованно.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон №52-ФЗ) предусмотрено осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона №52-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу ст. 39 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В ст.18 Федерального закона №52-ФЗ установлены требования санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, в том числе, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3). Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. (ч.4). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (ч.5).

Постановлением Главного санитарного врача РФ №10 от 14.03.2002 года введены в действия санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

В соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека издан Приказ №224 от 19.07.2007 года «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», которым утверждены:

- порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение №1),

- порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение №2),

- положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение №3).

Положение о реестре устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил нормативов.

Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщик продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Реестр ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях. Ведение Реестра осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, обеспечивающего хранение и обмен информацией. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляет органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

Проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам вид деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации ВТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю сделан вывод о том, что в Скопкортненском сельском поселении, имеющем на балансе источники водоснабжения - скважины в <адрес>, отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - скважины в <адрес> и санитарно - эпидемиологическое заключение на использование данных источник для целей питьевого водоснабжения. Отсутствие данных санитарно - эпидемиологических заключений является нарушением требований п.п. 3, 4, 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года.

Допущенные нарушения могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения <адрес>, так как организация водоснабжения населения с нарушением требований санитарного законодательства РФ может повлечь за собой причинение вреда здоровью, а именно: отсутствие санитарно - эпидемиологического заключения проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - скважин и в <адрес> и санитарно - эпидемиологического заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения может послужить причиной микробного или химического загрязнения источника водоснабжения, снижения степени естественной защищенности источников водоснабжения, вследствие этого велика вероятность возникновения вспышек острых кишечных инфекций водного характера среди населёния в паводковый период, повышается риск возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с водным фактором.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерат при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п/п 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗот 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ъ границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона №2300-1 от 07.02.1999 года «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В ч.3 ст. 23 Федеральный закон №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 14.03.2002 года,

- п. 1.4. - ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников;

- п. 1.6. - организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

-    п. 1.11 - проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально;

- п. 3.2. - целью мероприятий на территории ЗСО подземных источников водоснабжения является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения;

- п. 1.5. - ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

- п. 1.13 - проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со ст. 18, ст. 19 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., п.п. 2.7.1, 2.7.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систйу горячего водоснабжения» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность принятия решений по вопросам организации водоснабжения населения, обеспечения населения питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных правил.

Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 года. в ч.2 ст. 2 предусмотрено, осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 43 Водного Кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно- эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, закреплен в ст.1 Градостроительного Кодекса РФ.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения возложены на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст.27 Водного кодекса РФ и ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В судебном заседании установлено, что за Администрацией Скопкортненского сельского поселения зарегистрировано право муниципальной собственности на скважины №, в <адрес>, посредством которых осуществляется водоснабжение населения п Скопкортная. На источники водоснабжения в 2017 г. разработаны проекты зон санитарной охраны, на согласование, для получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствие санитарным нормам и правилам данные проекты в Роспотребнадзор не отправлялись.

Данная информация предоставлена ответчиком в ВТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Также ВТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю установлено, что в реестре Роспотребнадзора России, размещенного по адресу: htt://fr.crc.ru/ отсутствуют данные о наличии выданных санитарно-эпидемиологических заключений на подземные источники водоснабжения, расположенные в <адрес>, а именно: о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - скважины №, в <адрес> и о выдаче санитарно- эпидемиологического заключения на использование источников водоснабжения - скважины №, в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления - Администрация Скопкортненского сельского поселения не предпринимали необходимых мер по получению санитарно- эпидемиологического заключения проектов ЗСО для подземных источников водоснабжения - скважин №, в <адрес> о соответствии государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование источников водоснабжения - скважины №, в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Срок для исполнения обязанностей, предложенный истцом, суд находит разумным и достаточным для исполнения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела удовлетворить.

Обязать администрацию Скопкортненского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектов зон санитарной охраны для источников водоснабжения скважин №, в <адрес> государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с требованиями п.п. 4 и 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения скважины №, в <адрес> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с требованиями п.п.3 ст.18 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», п.3 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дян изготовления решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья: Шерстобитова Е.Н.

Копия верна.

Судья:                                 Е.Н. Шерстобитова

2-446/2018 ~ М-331/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточный Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора (ВТО Управления Роспотребнадзора)
Ответчики
Администрация Скопкортненского сельского поселения Александровского района Пермского края
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Шерстобитова Е.Н.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
27.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
27.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2018Предварительное судебное заседание
25.07.2018Судебное заседание
30.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2018Дело оформлено
23.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее