№2-4120 (2018)
24RS0002-01-2018-004685-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2018 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,
при секретаре Шлушните С.Г.
с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Мигаль Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Степановой О. АнатО. к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Степановой О.А. к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> (далее – УСЗН администрации <адрес>, Управление) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения Управлением социальных прав инвалида в части принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что Степанова О.А. является инвалидом <данные изъяты> и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. На основании заявления Степановой О.А. УСЗН администрации <адрес> принято решение о назначении ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, на оплату жилищной услуги. 12.09.2016г. принято решение о приостановлении предоставления Степановой О.А. мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за два и более месяца, о чем ей направлено уведомление. 12.10.2016г. принято решение в форме протоколов закрытия о прекращении предоставления Степановой О.А. мер социальной поддержки в связи с образовавшейся задолженностью. Принятое ответчиком решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении Степановой О.А. является незаконным и ущемляет ее права. В связи с чем, просит признать незаконным решение УСЗН администрации <адрес> о прекращении с 01.10.2016г. предоставления мер социальной поддержки Степановой О.А. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оформленное протоколами закрытия субсидий от 12.10.2016г. и возобновить предоставление мер социальной поддержки Степановой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-4).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация <адрес> (л.д.1).
В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора Мигаль Д.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям.
Истец Степанова О.А. уведомленная надлежащим образом (л.д.38) в суд не явилась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д.6).
Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес> Макаренко А.В. действующая на основании доверенности № от 22.01.2018г. (л.д.34), уведомленная надлежащим образом, в суд не явилась, в представленном письменном отзыве, просит в иске отказать, поскольку выплата мер социальной поддержки на основании протоколов закрытия от 12.10.2016г. прекращена по причине задолженности имеющейся у Степановой О.А. по оплате ЖКУ.(л.д.30-33). В связи с неявкой ответчика дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц Министерства социальной политики <адрес> и Администрации <адрес>, уведомленные о слушании дела надлежащим образом, в суд не явились. От представителя администрации <адрес> поступил письменный отзыв, в котором протии иска возражает, просит дело рассматривать без его участия (л.д.23-25).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В <адрес> указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. 1 ст. <адрес> № меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Как установлено по делу, Степанова О.А. является инвалидом I группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ № (л.д. 9).
На договора о безвозмездной передаче жилья в собственность Степановой О.А. принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, мкр. 2 <адрес> (л.д. 8), что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.А. обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду (л.д. 7).
На основании протокола назначения субсидии отдельным категориям граждан и протокола назначения субсидии на эл. энергию отдельным категориям граждан в период с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно Степановой О.А. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр. 2 <адрес> размере 50%, что составило 234,02 руб. в месяц по оплате коммунальных услуг и электроэнергии (л.д. 10).
Из представленных ответчиком скриншотов лицевого счета жилищно-коммунальных услуг усматривается, что по состоянию на 01.09.2016г. у Степановой О.А. имелась непогашенная задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, электроэнергию, что подтверждается сведениями из автоматизированной базы данных (л.д. 11-13).
В связи с наличием указанной задолженности на основании протокола от 12.09.2016г. Степановой О.А. с 01.09.2016г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки (л.д. 15).
На основании протоколов закрытия от 12.10.2016г. предоставление мер социальной поддержки истцу было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д.17,18). О приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки Степанова О.А. была уведомлена надлежащим образом, что не оспаривалось стороной истца.
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <адрес> №, установлены ст.20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.<адрес> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.<адрес> № были внесены <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган <адрес> исключил право на принятие органами местного самоуправления <адрес> решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно наличие у Степановой О.А. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ей как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. <адрес> №, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
С указанными доводами ответчика суд согласиться не может. Не смотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. <адрес> № не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации <адрес> о прекращении с 01.10.2016г. предоставления Степановой О.А. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, в связи с чем заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Степановой О.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Степановой О.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления мер социальной поддержки Степановой О. АнатО. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оформленное протоколами закрытия субсидий от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать управление социальной защиты населения администрации города Ачинска возобновить предоставление мер социальной поддержки Степановой О. АнатО. ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ю.Левичева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ