РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2017 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Костенко Н.Г.,
с участием:
помощника Ачинского межрайонного прокурора Касабука Я.В.,
истца Обуховой Т.И. и ее представителя Бараховича П.Н., действующего на основании письменного ходатайства истца (л.д.47),
представителя третьего лица на стороне ответчика ООО «Русская инжиниринговая компания» Волковой И.М., действующей на основании доверенности № 22-20160330-02 от 30 марта 2016 года, сроком действия до 01 мая 2017 года (л.д.65-66),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обуховой № к Государственному учреждению – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании факта получения профессионального заболевания страховым случаем, назначении страховых выплат,
УСТАНОВИЛ:
Обухова Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту – ГУ-МРО ФСС РФ) о признании факта получения профессионального заболевания страховым случаем и назначении соответствующих страховых выплат, мотивируя свои требования тем, что она на протяжении длительного периода времени работала в качестве машиниста крана (крановщика) в производственных организациях, расположенных на территории Ачинского глиноземного комбината. Последним местом ее работы был цех ремонта печных агрегатов на участках по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации технологического оборудования цехов спекания и кальцинации глиноземного производства ООО «Русская инжиниринговая компания». Медицинским заключением Красноярского краевого центра профессиональной патологии от 16 июня 2015 года № 487 ей было установлено профессиональное заболевание – № 08 июля 2015 года она была уволена с работы по п.8 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с отсутствие у работодателя работы, необходимой ей в соответствии с медицинским заключением. Актом о случае профессионального заболевания, составленным и утвержденным 24 июля 2015 года, установлено, что ее заболевание является профессиональным, возникло в результате осуществления ею трудовой деятельности по профессии машинист крана (крановщик), непосредственной причиной заболевания послужил длительный ее контакт с аэрозолями преимущественно фиброгенного действия. После установления ей профессионального заболевания она обратилась в ГУ-МРО ФСС РФ с заявлением о назначении страховых выплат, однако ей было отказано по мотиву того, что на ее рабочем месте отсутствовали факторы, негативно влияющие на ее здоровье. С данным отказом она не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд и просит признать факт получения ею профессионального заболевания страховым случаем, обязать ответчика назначить и выплатить ей единовременную страховую выплату, а также назначить ежемесячные страховые выплаты, начиная с 16 июня 2015 года с последующей их индексацией согласно действующему законодательству (л.д.2-4).
Истец Обухова Т.И. и ее представитель Барахович П.Н. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-МРО ФСС РФ, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.59,60), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.61-63). Согласно представленному отзыву на исковое заявление ГУ-МРО ФСС РФ, требования Обуховой Т.И. не признал, мотивируя тем, что установленное у нее заболевание является общим, данные о превышении предельно-допустимых концентраций опасных веществ в санитарно-гигиенической характеристике условий труда Обуховой Т.И.отсутствуют (люд.53-56).
Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Русская инжиниринговая компания» Волкова И.М. не возражала против требований истца, суду пояснила, что Обухова Т.И. является лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Факт профессионального заболевания Обуховой Т.И. установлен актом о случае профессионального заболевания, работодателем данный акт не оспаривался.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника Ачинского межрайонного прокурора Касабука Я.В., полагавшей иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд считает требования Обуховой Т.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 184 Трудового кодекса РФ, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную или профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.
Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случая определяются федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
Согласно положениям ст.3 указанного Федерального закона обеспечением по страхованию является страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу требований п.1 ст.5 данного Федерального закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая (п.1 ст. 7 Федерального закона).
Статьей 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в виде страховых выплат: единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.
Согласно ст. 10 указанного закона, единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности. Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности.
Как установлено по делу, Обухова Т.И. начала свою трудовую деятельность в 1981 году, трудоустроившись на Ачинский глиноземный комбинат, в цех гидрохимии, машинистом насосных установок. 23 июня 1986 года Обухова Т.И. была переведена в сталелитейных цех ремонтно-механической базы Ачинского глиноземного комбината машинистом крана (крановщиком), где проработала до августа 1998 года, была уволена по собственному желанию, по уходу за ребенком до 14 лет. 10 апреля 2003 года Обухова Т.И. вновь трудоустраивается на Ачинский глиноземный комбинат, в ремонтно-механическую базу литейного цеха на участок термообработки литья и обрубное отделение машинистом крана (крановщиком). 01 января 2004 года Обухова Т.И. в порядке перевода была принята на работу в ООО «Глиноземсервис» в качестве машиниста крана (крановщика) в ремонтно-механическую базу литейного цеха на участок термообработки литья и обрубное отделение, 09 сентября 2008 года была переведена в цех ремонта печных агрегатов на участок по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации технологического оборудования цехов спекания и кальцинации глиноземного производства. 01 ноября 2012 года ООО «Глиноземсервис» было реорганизовано в форме присоединения к ООО «Русская инжиниринговая компания», где Обухова Т.И. продолжила свою трудовую деятельность в прежней должности в качестве машиниста крана Крановщика). 08 июля 2015 года Обухова Т.И. была уволена из ООО «Русская инжиниринговая компания» по п.8 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением (л.д.5-7).
19 декабря 2014 года и 30 апреля 2015 года территориальным отделом в г.Ачинске Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, на основании извещения об установлении предварительного диагноза хронического профессионального заболевания краевого центра профпатологии КГУЗ «Краевая клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ была составлена санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (основная и дополнительная), которой установлено, что в период работы Обуховой Т.И. по профессии машинист крана (крановщик) участка термообработки литья и обрубного отделения литейного цеха ремонтно-механической базы ОАО «Ачинский глиноземный комбинат», ООО «Глиноземсервис» с 2003 года по 2008 год условия ее труда характеризовались наличием вредных производственных факторов – содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ аэрозолей преимущественного фиброгенного действия, показатели которых превышали гигиенические нормативы (л.д.12-21,22).
16 июня 2015 года Красноярским краевым центром профессиональной патологии КГБУЗ «Красноярская клиническая больница » выдано медицинское заключение об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания Обуховой Т.И., согласно которому был установлен окончательный диагноза заболевания – № Заболевание является профессиональным, установлено впервые (л.д.24).
24 июля 2015 года был составлен и утвержден акт о случае профессионального заболевания Обуховой Т.И., согласно которому было установлено, что причиной профессионального заболевания послужило длительное воздействие на организм работника аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (слабофиброгенных пылей). Выявленное заболевание является профессиональным и возникло в результате осуществления Обуховой Т.И. трудовой деятельности в профессии машинист крана (крановщик) на участке термообратоки литья и обрубном отделении литейного цеха ремонтно-механической базы и машинист крана (крановщик) на участке по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации технологического оборудования цехов спекания и кальцинации глиноземного производства цеха ремонта печных агрегатов филиала ООО «Русская инжиниринговая компания» в г. Ачинске. Вина работника не установлена.Лицом, допустившим нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и иных нормативных актов, является ООО «Русская инжиниринговая компания» (л.д.10-13).
Согласно справкам ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» от 06 ноября 2015 года и от 08 ноября 2016 года, Обуховой Т.И. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием, с 12 октября 2015 года - в размере № а с 01 ноября 2016 года – в размере № (л.д.31,32).
14 ноября 2016 года ГУ-МРО ФСС РФ отказало Обуховой Т.И. в предоставлении обеспечения по страхованию, указав, что комиссией регионального отделения Фонда была проведена экспертиза по проверке наступления страхового случая, в результате которой случай профессионального заболевания Обуховой Т.И. признан не страховым (л.д.40).
Вместе с тем, указанный отказ ГУ-МРО ФСС РФ в предоставлении Обуховой Т.И. страхового обеспечения суд считает неправомерным поскольку истцом Обуховой Т.И. были представлены надлежащие документы, подтверждающие в установленном законом порядке профессиональный характер имеющегося у нее заболевания, при этом акт о случае профессионального заболевания и заключительный диагноз сторонами не оспорены. Согласно п. 5 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N967, профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем, в связи с чем Обухова Т.И. имеет право на получение обеспечения по страхованию в виде страховых выплат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные Обуховой Т.И. исковые требования к ГУ-МРО ФСС РФ о признании факта получения профессионального заболевания страховым случаем и назначении страховых выплат законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Обуховой № удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ назначить Обуховой №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> края, единовременную страховую выплату по обязательному социальному страхованию от профессионального заболевания и ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от профессионального заболевания с 16 июня 2015 года, с последующей индексацией ежемесячных страховых выплат в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом последующего изменения степени утраты профессиональной трудоспособности и сроков ее установления.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова