ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
г. Избербаш 20 декабря 2013 года
Федеральный судья Избербашского городского суда Республики Дагестан Муртазалиев М.М., рассмотрев, представленный главным государственным инспектором по г.Избербаш по пожарному надзору-начальником ОНД по г.Избербаш УНД ГУ МЧС РФ по РД майором внутренней службы ФИО3, материал в отношении должностного лица- директора муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Избербаш (далее – МКОУ СОШ №12) ФИО1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
начальник ОГПН по г.Избербаш ФИО3 направил в Избербашский городской суд РД протокол № с материалом об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого усматривается, что при выездной внеплановой проверке МКОУ СОШ №12 г.Избербаш, выявлено, что руководителем школы были допущены нарушении требований норм и правил пожарной безопасности, а именно: не обеспечивает исправное состояние систем автоматической пожарной сигнализации и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной системы противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ППР РФ №390 п.61) ; не обеспечивает исправное состояние систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и не организовывает не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (ППР РФ №390 п.61); руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматических установок пожарной сигнализации (ППР №390 п.63); не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (ППР №390 п.63).
Должностное лицо- директор МКОУ СОШ №12 г.Избербаш ФИО1 с протоколом об административном правонарушении согласилась и пояснила, что действительно главным государственным инспектором по г.Избербаш по пожарному надзору ФИО3 при проведении внеплановой выездной проверки были выявлены нарушения противопожарной безопасности. Школа не в состоянии сама устранить нарушения в области пожарной безопасности, так как полностью финансируется из муниципального бюджета, распорядителем финансовых средств является Управление образования, а все имущество школы является собственностью Администрации ГО «г.Избербаш». Она неоднократно обращалась и к учредителю, и к собственнику имущества о выделении финансовых средств для устранения выявленных нарушений, однако, финансирование было произведено частично. Все денежные средства, выделенные для этих целей, израсходованы по целевому назначению. Считает, что ее вины в тех нарушениях, выявленных при внеплановой проверке, не имеется.
В обоснование данных доводов она представила в суд копии заявок на имя начальника Избербашского городского Управления образования о выделении средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности, копию Устава школы и другие документы, свидетельствующие о принятии ею мер по устранению нарушений пожарной безопасности.
Выслушав объяснения должностного лица ФИО1, изучив материалы, приложенные к протоколу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности). Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.
Как следует из материалов дела, отделением надзорной деятельности с участием директора школы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении МКОУ СОШ №1 г.Избербаш на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
На основании материалов проверки 10.12.2013г. административным органом в отношении должностного лица ФИО1- директора МКОУ СОШ №12 г.Избербаш составлен протокол об административном правонарушении, усматривая в действиях должностного лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозицией ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответсвенность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В суде должностное лицо не отрицало наличие нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении. При этом ссылалось на отсутствие ее вины в совершении данного административного правонарушения, поскольку им принимались все возможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности в пределах денежных средств, поступающих из бюджета на указанные цели. ФИО1 также пояснила, что для приведения здания школы в соответствие требованиям пожарной безопасности необходимы дополнительные денежные средства.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов:
– наличие у лица возможности для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
– непринятие данным лицом всех зависящих от него мер для соблюдения указанных норм.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Между тем, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учреждение МКОУ СОШ №12 является бюджетным учреждением, его финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счёт средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313.
В соответствии с п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно Уставу МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Избербаш» является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является Управление образования городского округа «Город Избербаш», а собственником имущества школы - Администрация ГО «г.Избербаш».
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит бюджетных обязательств - объём прав в денежном выражении на принятие казённым учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учётом принятых и неисполненных обязательств.
Согласно Уставу МКОУ СОШ №12 г. Избербаш финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счёт средств бюджета Администрации ГО «г.Избербаш» и на основании бюджетной сметы.
Как было указано, в силу Устава школы имущество, закрепленное за школой, является муниципальной собственностью Администрации города, которое закрепляется за школой на праве оперативного управления.
Судом также установлено, что причиной невыполнения требований пожарной безопасности и не устранения названных нарушений должностным лицом-директором школы №12 ФИО1, явилось отсутствие целевого финансирования со стороны собственника имущества и учредителя. Несмотря на обращения директора МКОУ СОШ №12 ФИО1 в Управление образования о невозможности самостоятельного устранения выявленных нарушений и необходимости дополнительного финансирования, объём финансирования соответствующих мероприятий в 2012-2013 годах, выделяемый учредителем и собственником именно на эти цели, оказался недостаточным для устранения всех имеющихся недостатков.
С учётом изложенного, прихожу к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение нарушений противопожарных правил, должен был произвести собственник имущества - Администрация городского округа «Город Избербаш».
Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, требуются финансовые затраты, которыми учреждение не располагает, поскольку не получает их из бюджета в достаточном объёме, несмотря на многочисленные обращения в адрес администрации и управления образования.
Указанные обстоятельства подтверждают, что юридическим лицом МКОУ СОШ №1 г.Избербаш принимались всевозможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности, и основной причиной их допущения является недостаточное финансирование со стороны администрации города.
При составлении протокола об административном правонарушении административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений правил пожарной безопасности, а вопрос о наличии вины должностного лица в совершении вмененного ему правонарушения, не исследовался и в протоколе об административном правонарушении не отражен.
Таким образом, отделение надзорной деятельности не доказало наличие вины должностного лица ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Отсутствие доказательств вины лица в совершении правонарушения свидетельствует об отсутствии доказательств наличия в действиях лица состава правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административное правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.13ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1- директора муниципального казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Избербаш».
Направить копии постановления: МКОУ СОШ №12 г.Избербаш и ОНД по г.Избербаш УНД ГУ МЧС России по ОГПН г.Избербаш.
Постановление может быть обжаловано в Верховном суде РД в течение десяти дней со дня вынесения, через городской суд.
Федеральный судья Муртазалиев М.М.