РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием помощника прокурора Касабука Я.В.,
истца Пономаренко О.Н.,
представителя ответчика по доверенности Ускова К..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора интересах Пономаренко Олега Николаевича к Администрации города Ачинска о признании проживающим на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор в интересах Пономаренко О.Н. обратился к Администрации г. Ачинска с исковыми требованиями о признании Пономаренко О.Н. проживающим на условиях договора социального найма в жилом помещении по адресу <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что жилое помещение по адресу <адрес> числится в реестре муниципальной собственности г. Ачинска с 02.03.1992 года. 15 июля 1999 г. между <данные изъяты> В.С., <данные изъяты> Ю.С с одной стороны и <данные изъяты> Е.Н., Пономарекно О.Н. с другой стороны заключен договор мены жилых помещений. Согласно данному договору семья Воронцовых, являющаяся нанимателями жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании типового договора социального найма от 07.10.1996 г., передали данное жилое помещение в пользование семьи Пономаренко, которые в свою очередь передали <данные изъяты> в собственность жилой дом по адресу <адрес>, принадлежащий им на праве долевой собственности на основании договора купли-продажи от 30.06.1995 г. После обмена жилыми помещениями семья Пономаренко не обращалась в Администрацию <адрес> для заключения договора социального найма. 28 мая 2014 г. в жилом доме по адресу <адрес> произошел пожар, в результате которого дом был полностью поврежден. На момент пожара <данные изъяты> умерла. После пожара Пономаренко О.Н. выехал из <адрес>, в настоящее время проживает в гараже. Согласно заключению межведомственной комиссии от 17.03.2015 г. № 141 <адрес> по адресу <адрес>, был признан аварийным и подлежал сносу. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. № 144-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 года» вышеуказанный жилой дом включен в данную региональную адресную программу. В настоящее время Пономаренко О.Н. не может реализовать свои жилищные права в рамках программы переселения, поскольку он не признан проживающим на праве социального найма в муниципальном жилом помещении. Кроме того не представляется возможным заключить договор социального найма ввиду полного уничтожения спорного жилого помещения, в связи с чем прокурор обратился с данными исковыми требованиями (л.д. 2-5).
Помощник прокурора Касабука Я.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Пономаренко О.Н. исковые требования прокурора в его интересах поддержал в полном объеме, пояснил о том, что в его собственности и собственности его матери находилось жилое помещение по адресу <адрес>, которое на основании договора мены от 15.07.1999 г. они обменяли на муниципальное жилое помещение по адресу <адрес>. После заключения договора мены ни он, ни его мать <данные изъяты> Е.Н. в администрацию г. Ачинска для заключения договора социального найма не обращались, он до настоящего времени продолжает состоять на регистрационном учете в жилом помещении по адресу <адрес>. Также истец Пономаренко О.Н. пояснил, что в 2008 году умерла его мама <данные изъяты> Е.Н., он продолжал проживать в жилом помещении по адресу <адрес> октября <адрес>, оплачивал жилищно-коммунальные услуги в данном помещении. В 2015 г. в жилом доме по адресу <адрес> произошел пожар, дом был полностью поврежден огнем, проживать в нем невозможно. С 2015 г. он проживает в гараже, в администрацию г. Ачинска для оформления документов на жилое помещение он не обращался, полагая это безрезультатным.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска на основании доверенности (л.д. 54) Усков К.С. против исковых требований не возражал, пояснил о том, что до введения в действие ЖК РФ был заключен договор мены муниципального жилого помещения на жилое помещение, находящееся в собственности граждан, что допускалось ранее действующим законодательством. Истец Пономаренко О.Н. не обратился своевременно в Администрацию г. Ачинска для оформления договора социального найма жилого помещения по адресу <адрес>. Выселение <данные изъяты> О.И. из спорного жилого помещения являлось вынужденным, связанным с уничтожением дома пожаром. Соседи истца подтвердили, что Пономаренко О.Н. проживал в жилом помещении по адресу <адрес> до дня пожара. В настоящее время жилое помещение по адресу <адрес> является непригодным для проживания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ, ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ от 22.12.2004 г., акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. К жилищным отношениям, возникшим до введения действие ЖК РФ (01 марта 2005 г.), ЖК РФ применятся в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку обстоятельства, с которыми стороны связывают наличие права пользования жилым помещением возникли до 01.03.2005 г., т.е. до введения в действие ЖК РФ, суд полагает необходимым при рассмотрении данного дела руководствоваться нормами ранее действовавшего ЖК РСФСР, а также требованиями ЖК РФ.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Статьей 6 ЖК РСФСР было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Статьей 43 ЖК РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно статьям 47 и 51 ЖК РСФСР, ордер является основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживания в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
В силу ст.ст. 53-54 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения, которым определяются права и обязанности сторон.
Согласно ст. 20 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального, общественного жилищных фондов имеет право с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного собственником лица (органа) и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи передать права и обязанности по договору найма или аренды этого помещения собственнику частного жилищного фонда взамен приобретения права собственности на жилой дом (жилое помещение). Обмен жилых помещений оформляется в установленном порядке. Административные ограничения в обмене жилых помещений не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что на основании договора мены от 15.07.1999 г. <данные изъяты> В.В., действующая за себя и несовершеннолетнего сына <данные изъяты> Ю.С. наниматели квартиры в доме жилищного фонда Администрации г. Ачинска согласно Типового договора № 564 от 07.10.1996 г. находящегося по адрес <адрес>, состоящего из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., передала в пользование указанную квартиру <данные изъяты> Е.Н., Пономаренко О.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые в свою очередь передали в собственность <данные изъяты> Ю.С. жилой дом, расположенный на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящемся в ведении Администрации <адрес> по адресу <адрес>. На земельном участке расположен жилой бревенчатый дом с надворными постройками, ворота. Жилой дом имеет кадастровый № общей площадью <данные изъяты> кв.м. в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащий по праву долевой собственности в равных долях каждому на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом 30.06.1995 года. Данный договор мены зарегистрирован в Росреестре 25.08.1999 г. (л.д. 9-10).
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 26.05.2020 (л.д. 12) <адрес> числится в реестре муниципальной собственности г. Ачинска под номером ДД.ММ.ГГГГ по записи от 02.03.1992 г.
Из уведомления Росрееста от 09.03.2021 г. (л.л. 39) установлено, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу <адрес>.
В соответствии с выпиской из домовой книги (л.д 13-14) жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. является неприватизированным, предоставлено по договору социального найма без номера от 15.07.1999 г. нанимателю <данные изъяты> и ее сыну Пономаренко О. Н., которые не состояли на регистрационном учете в данном помещении.
Согласно записи акта о смерти <данные изъяты>, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д 34).
Из справки ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю ОНД по г. Ачинску и Ачинскому району от 28.07.2014 г. (л.д. 11) установлено, что 28 мая 2014 года произошел пожар по адресу <адрес>, огнем поврежден жилой дом, по данным МУП «Служба заказчика» дом восстановлению не подлежит.
Актом № 141 межведомственной комиссии при Администрации г. Ачинска от 17 марта 2015 г. (л.д. 17-18) жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению № 141 межведомственной комиссии Администрации г. Ачинска от 17.03.2015 г. (л.д. 19-20) на основании акта межведомственной комиссии № 141 от 17.03.2015 г., принято решение о признании жилого дома, расположенного по адресу <адрес> литер А аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, а в соответствии с п. 33 постановления Правительства РФ от 28.01.2006. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Распоряжением Администрации г. Ачинска № 1725-р от 02.06.2015 г. (л.д. 21-22) с учетом распоряжения № 4167-р от 20.12.2018 г. (л.д. 23) постановлено в срок до 31.12.2024 г. подготовить и провести мероприятия по сносу жилого дома, расположенного по адресу <адрес>; провести мероприятия по расселению граждан, зарегистрированных по месту жительства в муниципальных жилых помещениях в данном доме и т.д.
Актами комиссии администрации г. Ачинска от 22.05.2020 г. и 15 июля 2020 г. (л.д. 47-48) установлено, что жилой дом по адресу <адрес> находится в разрушенном состоянии после пожара, проживающих граждан в многоквартирном доме нет.
Копией паспорта (л.д. 53) подтверждается, что Понаморенко О. НикО.ч, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован с 25.10.1995 г. по адресу <адрес>.
Таким образом, совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств, дает суду основания сделать вывод о том, что <данные изъяты> Е.Н. и Пономаренко О.Н. вселились в муниципальное жилое помещение по адресу <адрес> на основании договора мены от 15.07.1999 г., при этом договор социального найма с собственником жилого помещения не заключали, на регистрационном учете в данном жилом помещении не состояли. С 2015 г. данное жилое помещение является непригодным для проживания, поскольку было повреждено в результате пожара.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Анализ вышеуказанных норм законодательства свидетельствует о том, отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вселение <данные изъяты> Е.Н. и Пономаренко О.Н. в спорное жилое помещение по адресу <адрес> на основании договора мены являлось законным.
Несение Пономаренко О.Н. расходов по оплате коммунальных услуг до 2014 г., а также бремени по содержанию данного жилого помещения свидетельствует о проживании Пономаренко О.Н. в данном жилом помещении на условиях социального найма.
В связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Пономаренко О.Н. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ .
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.04.2021 ░.