№ 2-1767 (2019)
24RS0002-01-2019-001478-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,
при секретаре Шабаевой Е.А.,
с участием процессуального истца- помощника Ачинского городского прокурора Чиркова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах Зарубиной В. И. к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> края о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Зарубиной В.И. к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> края (далее УЗСН администрации <адрес>) о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что Зарубина В.И. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию и ей предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги, предоставление назначенных мер социальной поддержки с 01.03.2017г. прекращено в форме протокола закрытия от 10.03.2017г. субсидии на оплату отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель и теплоэнергия), а так же в форме протокола закрытия от 10.03.2017г. субсидий на электроэнергию, что противоречит нормам Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с чем просит признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации <адрес> о прекращении с 01.03.2017г. предоставления Зарубина В.И. мер социальной поддержки, оформленное в форме протокола закрытия от 10.03.2017г. субсидий на оплату отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель и теплоэнергия), а так же в форме протокола закрытия от 10.03.2017г. субсидий на электроэнергию, обязать возобновить предоставление мер социальной поддержки Зарубиной В.И. (л.д.2-4).
В судебном заседании процессуальный истец –помощник Ачинского городского прокурора Чирков Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям.
Истец Зарубина В.И. будучи надлежащим образом извещенная о слушании дела судебным извещением (л.д.33), в суд не явилась, согласно письменному заявлению просил дело рассматривать в свое отсутствие (л.д.6).
Представитель ответчика управления социальной защиты населения администрации <адрес> края А.В.Макаренко, действующая на основании доверенности (л.д.31), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.33). Согласно письменным возражениям против исковых требований возражала, просила в их удовлетворении отказать, полагая позицию прокурора о безусловной обязанности предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, не соответствующей положениям федерального и регионального законодательства, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в соответствии в которой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Указанные положения закреплены в статьях 159, 160 ЖК РФ. Аналогично <адрес> № для всех категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате и ЖКУ, установлены одинаковые требования, соответствующие нормам ЖК РФ, учитывая публичные интересы, в том числе другой группы инвалидов, получающей льготы по оплате жилья и ЖКУ в соответствии с иными федеральными законами. В частности, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» определены такие категории, как «инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы», «Инвалиды ВОВ» и «инвалиды боевых действий», которые являются иными по отношению к категории инвалидов, определенной Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Нельзя получателей мер социальной поддержки (инвалидов) в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ, игнорируя общие требования ЖК РФ, ставить в преимущественное положение по отношению к аналогичной категории получателей (инвалидов), но по другим специальным законам. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований просит отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д.27-30).
Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес>, будучи извещенным надлежащим образом (л.д.33), в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств не представил.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного <адрес>, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного <адрес>, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, Зарубина В.И. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ-002 № об установлении инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д.10).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Зарубина В.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, мкр.3 <адрес>, что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.11,36).
11.01.2011г. Зарубина В.И. обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду (л.д.9).
На основании протокола назначения субсидии отдельным категориям граждан от 09.02.2011г. и протокола назначения субсидии на эл. энергию отдельным категориям граждан от 09.02.2011г. Зарубиной В.И. были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр.3 <адрес> размере 50%, по оплате коммунальных услуг, электроэнергии (л.д.12-13,14).
Из представленного скриншота лицевого счета жилищно-коммунальных услуг усматривается, что по состоянию на 01.02.2017г. у Зарубиной В.И. имелась непогашенная задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 5076,27 руб. (3228,25+761,32+1086,70), что подтверждается сведениями из автоматизированной базы данных (л.д.15,16).
В связи с наличием указанной задолженности на основании протоколов от 10.03.2017г. Зарубиной В.И. с 01.02.2017г. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки (л.д.19,20), о чем в адрес истца УСЗН администрации <адрес> было направлено уведомление, с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в УСЗН администрации <адрес> соответствующие документы в течение месяца (л.д.17).
На основании протоколов закрытия от 10.03.2017г. предоставление мер социальной поддержки истцу с 01.03.2017г. было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 21,22), о чем в адрес Зарубиной В.И. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 18).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <адрес> №, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении им условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.<адрес> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.<адрес> № были внесены <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, в настоящее время законодательный орган <адрес> исключил право на принятие органами местного самоуправления <адрес> решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно наличие у Зарубиной В.И. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ей как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что право органов местного самоуправления на приятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. <адрес> №, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
С указанными доводами ответчика суд согласиться не может. Несмотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. <адрес> № не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации <адрес> о прекращении с 01.03.2017г. предоставления Зарубиной В.И. мер социальной поддержки, оформленное протоколами закрытия субсидий от 10.03.2017г. является незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым заявленные требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах Зарубиной В.И. удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Зарубиной В.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации <адрес> края о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Зарубиной В. И. мер социальной поддержки, согласно протоколам закрытия субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель и электроэнергия) и электроэнергии.
Обязать управление социальной защиты населения администрации <адрес> края возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Зарубиной В. И. мер социальной поддержки, в виде субсидий по отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель и электроэнергия) и электроэнергии.
Решение может быть обжаловано сторонами в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.
Судья О.Ю. Левичева