Дело № КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александровск 10 апреля 2019 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием прокурора Галиевой А.А.,
представителя Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края – Шибановой Ю.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативными требованиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с учетом уточненных исковых требований к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативными требованиями. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья при устройстве и содержании детских игровых площадок, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере законодательства. Возле домов, расположенных по адресам: <адрес>, расположены детские площадки. Управление указанными домами осуществляет ООО «Управление «Жилсервис». Пунктом 7.5 ГОСТ 52301-2013 предусмотрено, что для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при использовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Проверкой установлено, что информационная безопасность на указанных детских площадках не обеспечена, поскольку предусмотренные ГОСТ информационные таблички (доски) отсутствуют. В соответствии с п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок имеет множественные отслоения. Согласно п.4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.д.). Однако при визуальном осмотре оборудования выявлены дефекты элементов оборудования из древесины. В соответствии с п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012 подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка. В силу п.4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012 не допускаются застревания ног или ступней ребенка в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций, по которым дети могут бегать или взбираться. В ходе проверки установлено, что сиденья качелей деформированы, имеют зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка, в результате чего создается травмоопасная ситуация при использовании их детьми. Пунктом 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012 не допускается наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками. Проверкой выявлено наличие разрушенных качелей, остатки металлического основания выступают на открытом доступе. В соответствии с п. 7.7 ГОСТ Р 52169-2012 предусмотрено, что неисправости оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. Несоблюдение указанных нормативно – правовых актов в части оборужования детских площадок приводят к нарушению конституционного права граждан на охрану здоровья, и создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, пользующихся оборудованием детской игровой площадки. Земельные площадки под указанными игровыми площадками не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, в связи с чем, обязанность по содержанию указанных объектов благоустройства, расположенных на земельных участках, собственник которых не определен, с силу закона должны быть возложены на администрацию поселения. Просит возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность привести детские игровые площадки, расположенные возле домов по адресам: п.Яйва - ул.Заводская, 30, ул.Парковая, 9, ул.Парковая, 3, ул.Заводская, 28, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а именно: установить информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефон (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; восстановить лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок; устранить дефекты обработки на деревянной поверхности каруселей и скамеек на детских игровых площадках (множественные сколы, отщепы, отломанные части древесной поверхности); устранить деформирование сидений качелей, зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка; демонтировать разрушенные качели и остатки металлического основания, выступающие из поверхности земли на площадках, установив ответчику срок для исполнения 01.09.2019.
В судебном заседании помощник прокурора Галиева А.А. на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивала, изложив доводы, аналогичные доводам искового заявления, срок для исполнения просила установить до 01.09.2019 года.
Представитель ответчика администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края Шибанова Ю.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО «Управление «ЖилСервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений по уточненному иску не представили.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой г.Александровска по поручению прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья при устройстве и содержании детских игровых площадок, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере законодательства, а именно: на территории детских игровых площадок, расположенных возле домов, расположенных по адресам: <адрес>, а именно: отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при использовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, что является нарушением пункта 7.5 ГОСТа 52301-2013; лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок имеет множественные отслоения, что является нарушением пункта 4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012; выявлены дефекты элементов оборудования из древесины, чем нарушен п.4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012; сиденья качелей деформированы, имеют зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка, чем нарушены п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012, п.4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012; выявлено наличие разрушенных качелей, остатки металлического основания выступают на открытом доступе, чем нарушен пункт 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012.
В соответствии с п.7.5 ГОСТ 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования, утвержденного Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст, для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В соответствии с п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов).
Пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 предусмотрено, что элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» по ГОСТ 20022.2 и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
В соответствии с п.п.4.3.18, 4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012 подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка; не допускаются застревания ног или ступней ребенка: в отверстиях твердых элементов или в поверхностях конструкций, по которым дети могут бегать или взбираться; в опорах для ног, стойках перил и т.п.
Пунктом 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012 наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьями 36, 39, 44 Жилищного кодекса РФ в общее имущество многоквартирного дома входит в том числе земельный участок с элементами благоустройства и иной инфраструктуры, владение, пользование общим имуществом осуществляется собственниками жилых помещений, решение вопросов содержания общего имущества производится путём проведения общего собрания собственников.
Придомовая территория – это образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. N 798/пр).
Обслуживание общего имущества жилых домов осуществляется на основании и в соответствии с заключенными договорами управления.
Согласно Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территории поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.04.2017г. №711\пр, детские площадки относятся к объектам благоустройства территории различного функционального назначения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
По смыслу ст.11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что размер и границы земельных участков, занимаемых спорными детскими игровыми площадками, в установленном порядке не определены, межевание земельных участков, на которых расположены спорные детские игровые площадки, не проведено, на государственный учет не поставлены, что не оспаривается сторонами, и подтверждается ответом администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края от 08.04.2019 года.
Доказательств того, что спорные детские игровые площадки переданы в ведение управляющих организаций либо иных лиц, уполномоченных на содержание и ремонт этих площадок, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, достаточных оснований считать, что спорные детские площадки находятся именно на земельном участке указанных домов и, соответственно, находятся в ведении собственников жилых помещений этих домов, не имеется.
Доказательств того, что спорные детские игровые площадки переданы в ведение управляющих организаций либо иных лиц, уполномоченных на содержание и ремонт этих площадок, ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории городского округа, в том числе размещение и содержание малых архитектурных форм, являются вопросами местного значения.
Согласно ч. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 15) и утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п.п.15 п.1 ст.6 Устава Яйвинского городского поселения, принятого Решением Думы Яйвинского городского поселения от 28.11.2005 N 19, к вопросам местного значения относятся, в том числе создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с п.п.7 п.2 ст. 45. Устава Правила благоустройства территории Яйвинского городского поселения могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
Таким образом, действующим законодательством и нормативными актами Яйвинского городского поселения прямо предусмотрено создание и функционирование детских площадок, как элементов благоустройства, создаваемых в виде малых архитектурных форм, их соответствие техническим требованиям и требованиям безопасности, а также обязанность администрации города по обеспечению соответствия детских площадок установленным требованиям, в случае, если эти площадки не переданы в ведение иных лиц.
Как указано выше, доказательств передачи спорных детских площадок в ведение иных лиц не имеется, спорные детские площадки находятся на территории Яйвинского городского поселения, что не оспаривается сторонами, соответственно обязанность по надлежащему содержанию площадок должна быть возложена на ответчика.
Суд соглашается с установленным прокурором сроком для устранения нарушений, полагает, что предоставленный период времени для принятия мер по устранению нарушений реален для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по приведению детских игровых площадок в соответствие с нормативными требованиями, удовлетворить.
Обязать администрацию Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края привести детские игровые площадки, расположенные возле домов по адресам: <адрес>, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а именно: установить информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефон (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; восстановить лакокрасочное покрытие металлических элементов оборудования детских игровых площадок; устранить дефекты обработки на деревянной поверхности каруселей и скамеек на детских игровых площадках (множественные сколы, отщепы, отломанные части древесной поверхности); устранить деформирование сидений качелей, зазоры, создающие опасность застревания частей тела ребенка; демонтировать разрушенные качели и остатки металлического основания, выступающие из поверхности земли на площадках, установив ответчику срок для исполнения до 01.09.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решении в окончательной форме (15.04.2019).
.
Судья (подпись) Н.А.Панова
Копия верна. Судья