Дело № 2-1493/2015 05 марта 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ведерниковой Е.В.,
при секретаре Шмелевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга к Товариществу собственников жилья «Верность» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Товариществу собственников жилья «Верность», в котором просил обязать Товарищество собственников жилья «Верность» в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить размещение информации в сети Интернет на официальном сайте - Портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), а именно:
Общая информация об управляющей организации:
- наименование кооператива;
- реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления кооператива, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
- режим работы органов управления кооператива, в том числе часы личного приема граждан;
- фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии кооператива;
- сведения о членстве кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления):
- годовая бухгалтерская отчетность кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- сметы доходов и расходов кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
- отчет о выполнении сметы доходов и расходов кооператива за год, предшествующий текущему году;
- протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Х:
- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);
- отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг;
- сведения о заключении кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Х;
- размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива;
- сведения об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.
Сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы:
- перечень коммунальных ресурсов, которые кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым кооператив их закупает их;
- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых кооператив закупает коммунальные ресурсы;
- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Верность» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на то, что в ходе проведенной проверки (акт осмотра контента, находящегося в Интернете по ссылке http://www.reformagkh.ru) установлено, что ТСЖ «Верность» не обеспечило свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке, условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Старший помощник прокурора Калининского района Санкт-Петербурга Козаева Е.В., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Украинская Л.В., действующая на основании ордера Х от 04.02.2015 года и доверенности от 02.02.2015 года, доверенность выдана сроком на три года, в судебное заседания явилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому 15 декабря 2010 на основании решения Правления ТСЖ был разработан сайт Товарищества. Указанный сайт размещен по адресу: Х и содержит всю информацию, обязательность опубликования которой предусмотрена Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г. Адрес сайта доводится до сведений жильцов дома и собственников помещений дома путем размещения информации на стенде ТСЖ, а также путем размещения сведений о наличии и об адресе сайта на квитанциях (счетах) на оплату, которые ежемесячно предоставляет Товарищество во все помещения дома. Товарищество возражает против вывода прокуратуры о нарушении прав собственников и пользователей помещений дома о получении информации об оказанных услугах по содержанию дома со стороны руководства ТСЖ, поскольку лица, обладающие какими-либо правами относительно помещений дома, ставятся в известность Товариществом о наличии сайта и его адресе, и при желании, могут получить необходимую им и предусмотренную законодательством информацию о ТСЖ и предоставляемых им услугах. Кроме этого, иск заявлен в защиту неопределенного круга лиц, что указано на титульном листе иска, в то время как, по мнению ответчика, фактически круг лиц, в защиту которых обращается прокурор ограничен самим прокурором в тексте искового заявления (стр. 4 иска последний абзац) правообладателями помещений в доме ТСЖ. Ответчик полагает, что жильцы дома, обладая самостоятельной правоспособностью, могут самостоятельно обратиться как в ТСЖ, так и в уполномоченные органы для защиты своих нарушенных прав со стороны ТСЖ. Однако таких заявлений и жалоб не поступало. Таким образом, ответчик полагает, что заявленный иск нельзя рассматривать как направленный на защиту интересов и нарушенных прав жильцов (правообладателей помещений) дома. Также ответчик полагает, что права жильцов (правообладателей помещений) дома не нарушены, поскольку иного истцом не доказано.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых ею услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства № 731 от 23.09.2010 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее - установление № 731) устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере правления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пунктом 2 Постановления № 731 установлено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 3 Постановления № 731 управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 8(1) Постановления № 731 установлено, что в рамках общей информации о товариществе и кооперативе раскрытию подлежат следующие сведения:
а) наименование товарищества или кооператива;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления товарищества или кооператива, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
г) режим работы органов управления товарищества или кооператива, в том числе часы личного приема граждан;
д) фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества или кооператива;
е) сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет.
В соответствии с п. 9(1) Постановления № 731 в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
в) отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году;
г) протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
д) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
е) аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
В соответствии с п. 11(1) Постановления № 731 в рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме товариществом или кооперативом раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);
б) отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг;
в) сведения о заключении товариществом или кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому оговору отдельно;
г) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
д) сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 13 (1) Постановления № 731 указано, что информация о средствах товарищества и кооператива должна содержать:
а) размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива;
б) сведения об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов. Пунктом 14 постановления Правительства № 731 установлено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Постановления № 731 управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
1. сайт управляющей организации;
2. сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
3. сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого организация осуществляет свою деятельность.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 124 от 02.04.2013 года утвержден регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет на официальном сайте - Портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru).
Как указано в исковом заявлении и подтверждается материалами дела, в ходе проверки, проведенной в отношении ТСЖ «Верность», установлено, что ответчик не обеспечил свободный доступ к информации об основных показателях финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке, условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, что подтверждается актом проверки соблюдений действующего законодательства от 15.09.2014 года (л.д. 10), распечаткой с сайта в сети Интернет «Реформа ЖКХ», размещенного по электронному адресу: http//www.reformagkh.ru/ (л.д. 11).
Суду не представлено доказательств исполнения ответчиком в добровольном порядке обязательств по устранению нарушений требований законодательства РФ при обеспечении информации о деятельности ТСЖ «Верность». Доводы ответчика о том, что собственники и пользователи помещений многоквартирных домов могут самостоятельно обратиться в ТСЖ для получения информации о предоставляемых управляющей организацией работ и услуг по содержанию многоквартирных домов не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит действующему законодательству, которое обязывает управляющую организацию разместить информацию о предоставляемых работах и услугам по содержанию многоквартирного дома в сети Интернет на официальном сайте - Портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru).
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны руководства ТСЖ «Верность» при обеспечении доступа к информации о предоставляемых управляющей организацией работ и услуг по содержанию многоквартирного дома нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Калининского района Санкт-Петербурга к Товариществу собственников жилья «Верность» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья «Верность» устранить нарушения действующего законодательства, а именно:
в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить размещение информации в сети Интернет на официальном сайте - Портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), а именно:
Общая информация об управляющей организации:
- наименование кооператива;
- реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления кооператива, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
- режим работы органов управления кооператива, в том числе часы личного приема граждан;
- фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии кооператива;
- сведения о членстве кооператива в объединениях этих организаций с указанием их наименований и адресов, включая адрес официального сайта в сети Интернет.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления):
- годовая бухгалтерская отчетность кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- сметы доходов и расходов кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
- отчет о выполнении сметы доходов и расходов кооператива за год, предшествующий текущему году;
- протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
Сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Х:
- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);
- отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг;
- сведения о заключении кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Х:
- размер обязательных платежей и взносов, установленный общим собранием членов товарищества или кооператива, для членов товарищества или кооператива;
- сведения об образовании резервного фонда товарищества или кооператива, иных специальных фондов товарищества или кооператива, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.
Сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы:
- перечень коммунальных ресурсов, которые кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым кооператив их закупает их;
- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых кооператив закупает коммунальные ресурсы;
- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Верность» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт- Петербурга.
Судья