№2-1410/2019
УИД 16RS0031-01-2019-001462-23
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года город Набережные Челны
Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Э.Ф.,
при секретаре Ахметовой Д.М.
рассмотрев гражданское дело по иску Гасимовой Л.Ф. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, исполнительному комитету Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района об устранении реестровой ошибки, об установлении границ, включении в состав наследственного имущества и признании права собственности, аннулировании кадастрового учета земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Гасимова Л.Ф. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мама Хасанова Ш.С., которая на праве собственности с 1994 года владела земельным участком по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>-А (в последующем присвоен №), площадью около 2300 кв.м., который она обрабатывала. На данном участке до настоящего времени имеется дачный дом, и имелись хозяйственные постройки. Второй наследник, брат Хасанов У.Ф., отказался от своей доли. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан за истцом в порядке наследования после смерти Хасановой Ш.С. признано право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>.
Однако согласно данным, полученным от органов местного самоуправления и архивного отдела <адрес> Республики Татарстан, в похозяйственной книге за 1997-2001 гг. имеется запись о лицевом счете №, закрепленном за Хасановой Ш.С., о наличии в ее владении и пользовании земельного участка площадью 0,15 га., то есть более 1000 кв. м. Данные записи были произведены в то время без каких-либо приборных замеров, так как кадастровый учет начал вестись только с 2007 года.
При проведении межевания и уточнения границ земельного участка в 2018 году было установлено, что неоформленный к настоящему времени земельный участок, которым владела и пользовалась при жизни Хасанова Ш.С., имеет площадь 1245 + 12,35 кв. м. и накладывается на сформированный и учтенный значительно позже земельный участок с кадастровым номером №, предназначенный для муниципальных нужд по обустройству водозаборной скважины, площадь наложения составила 715 кв. м.
Обустройство водозаборной скважины на указанном земельном участке не начиналось и невозможно в силу действующих санитарных норм и правил, так как поблизости от участка возведены и используются по назначению жилые дома и надворные постройки граждан.
Гасимова Л.Ф., указывая на наличие реестровой ошибки, просит суд устранить реестровую ошибку, установить границы земельного участка, которым пользовалась Хасанова Ш.С., включить в состав наследства после смерти своей матери земельный участок без кадастрового номера площадью 1245 кв.м., признать за ней право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования после смерти Хасановой Ш.С., аннулировать с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:39:020307:79.
В судебном заседании представитель Гасимовой Л.Ф. по доверенности Ахатов М.И. поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Азьмушкинского сельского поселения по доверенности Ибрагимов И. Р. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Хасанов У.Ф. исковые требования истца просил удовлетворить.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, является принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе и на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Пунктами 1, 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего на момент смерти наследодателя) предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Как следует из материалов дела, и установлено решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 15 мая 2017 года по делу №2-585/2017, после смерти 04 сентября 2016 года матери истицы Хасановой Ш.С., истица Гасимова Л.Ф. и её брат Хасанов У.Ф. приняли наследство, сестра Мухамедгарипова Ф.М. отказалась от принятии наследства.
Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № включено в состав наследства Хасановой Ш.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>. В порядке наследства после Хасановой Ш.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признано право собственности Гасимовой Л.Ф. на земельный участок с кадастровым 16:39:020307:13, расположенный по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>.
При рассмотрении дела было установлено, что согласно кадастровой выписке, декларированная площадь земельного участка составляет 1000 кв.м., согласно землеустроительному делу № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь участка составляет 2333 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с разрешенным (фактическим) использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок предоставлен наследодателю решением Азьмушкинского сельского поселения Совета народных депутатов XXI созыва от ДД.ММ.ГГГГ № площадью 0,10 га для индивидуального жилищного строительства.
Как следует из технического паспорта, на земельном участке располагалось строение – летняя дача, участок огорожен решетчатым забором.
Как видно из протокола от 04 мая 2010 года комиссии по рассмотрению обращений граждан по оформлению земельных участков Тукаевского муниципального района, в заседании комиссии обсуждалось заявление Хасановой Ш.С. об оформлении прав на данный земельный участок.
В обоснование исковых требования при рассмотрении настоящего гражданского дела истцом указано, что фактически при жизни её мать владела земельным участком площадью более 0,15 га., земельный участок с кадастровым номером 16:39:020307:79 был образован позже, имеет наложение на земельный участок, которым владела при жизни её мать, кроме того, обустройство водозаборной скважины на муниципальном земельном участке не начиналось и невозможно в силу действующих санитарных норм и правил, считает необходимым снять его с кадастрового учета и признать за ней право собственности на земельный участок площадью 1245 кв.м.
При этом в доказательство наличия права на земельный участок площадью 1245 кв.м истцовой стороной в суд предоставлены:
- справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная главой Азьмушкинского сельского поселения, в котором указано, что Хасановой Ш.С. по данным их похозяйственных книг сведений по владению ей земельным участком площадью 2333 кв.м., не имеется, земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>, пользовалась с 1994 года;
- справка № от ДД.ММ.ГГГГ выданная главой Азьмушкинского сельского поселения, в котором указано, что Хасановой Ш.С. по данным их похозяйственных книг сведений о владению ей земельным участком площадью 2333 кв.м. не имеется, земельным участком, расположенном по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, <адрес>, пользовалась с 1994 года;
- постановление исполнительного комитета Тукаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 2280 кв.м. предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования исполнительному комитета Азьмушкинского сельского поселения;
- постановлением исполнительного комитета Тукаевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 2280 кв.м. предоставлен на праве собственности муниципальному образованию Азьмушкинское сельское поселение.
По запросу суда представителем исполнительного комитета Тукаевского муниципального Республики Татарстан предоставлена копия решения Совета Азьмушкинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Совет сельского поселения просит администрацию Тукаевского муниципального района Республики Татарстан закрепить за Хасановой Ш.С. земельный участок площадью 2333 кв.м., на которую имеется ссылка в похозяйственной книге Азьмушкинского сельского поселения на 2007-2011 годы, в котором указано, что Хасанова Ш.С. владеет участком площадью 2333 кв.м.
Проанализировав предоставленные сторонами документы, в совокупности с установленными в решении Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № обстоятельствами дела, суд приходит к выводу что истцовой стороной в суд не предоставлены доказательства, дающие основания полагать, что наследодателю Хасановой Ш.С. при жизни в установленном законе порядке был выделен земельный участок площадью более 1000 кв.м.
Правоустанавливающим документом, подтверждающим право Хасановой Ш.С. на спорный земельный участок, площадью 1245 кв.м., мог быть только соответствующий акт администрации Тукаевского района о предоставлении земельного участка, принятый согласно действовавшему земельному законодательству, однако такого документа в материалах деле не имеется, а представленные истцовой стороной документы не являются правоустанавливающими, они лишь отражают попытки закрепления большей, чем было выделено площади, тогда как в установленном законом порядке право собственности на спорный земельный участок за Хасановой Ш.С. не было зарегистрировано и таких сведений суду не представлено.
Декларация о факте использования земельного участка и сведения, указанные в представленных в обоснование своих требований истцом похозяйственных книгах (надлежащим образом не оформленных), правоустанавливающими документами не являются.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Хасановой Ш.С. председателем Азьмушкинского Совета местного самоуправления <адрес> принято решение ходатайствовать перед администрацией <адрес> о закреплении в собственность за Хасановой Ш.С. земельного участка площадью 0, 2333 га.
Поскольку решения о предоставлении в собственность Хасановой Ш.С. земельного участка не принято, ходатайство Совета местного самоуправления перед администрацией Тукаевского района о предоставлении земельного участка правового значения для разрешения дела по существу не имеет.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Гасимовой Л.Ф. о включении в наследственную массу Хасановой Ш.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка площадью 1245 кв.м. и признания за ней права собственности на земельный участок в порядке наследования, при уже имеющемся решении суда, по которому признано право собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м., в порядке наследования, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пп. 2 п.1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п.2).
П.2 ст.62 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Доводы о принадлежности земельного участка площадью 1245 кв.м наследодателю и наличие реестровой ошибки не нашли своего подтверждения в судебном заседании, являются голословными и не подкрепленными допустимыми по делу доказательствами, кроме того, представленные сведения о том, что обустройство водозаборной скважины на муниципальном земельном участке не начиналось и невозможно в силу действующих санитарных норм и правил, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку никоим образом не затрагивают права истца, и не являются основанием для наличия притязаний на муниципальную собственность со стороны истца.
Установив при рассмотрении дела, что требования Гасимовой Л.Ф. о включении в наследственную массу Хасановой Ш.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка площадью 1245 кв.м. и признании за ней права собственности на земельный участок в порядке наследования, при отсутствие доказательств того, что она является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, суд не видит правовых оснований для удовлетворения требований о признании реестровой ошибки, установлении границ, признания права собственности и аннулировании земельного участка с кадастровым номером 16:39:020307:79 с кадастрового учета, следовательно, истцу следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Гасимовой Л.Ф. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района, исполнительному комитету Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района об устранении реестровой ошибки, об установлении границ, включении в состав наследственного имущества и признании права собственности, аннулировании кадастрового учета земельного участка, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Ибрагимова Э.Ф.